Продолжаю чтение библейских книг. Этот пост я посвящаю анализу второй книги Пятикнижия Моисея "Исход".
Г.Ф.Гендель. Israel in Egypt (Израиль в Египте),Sinfonia HWV 54:
2И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 4 … И воззвал к нему Бог из среды куста. 5И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 6 … Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
2. Имя.
13И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] (здесь - греческий перевод 70и толковников – III век до Р.Х.) послал меня к вам. … Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
3. Далее возникают вопросы, которые озадачивают:
21И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: 22каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
4. Вопрос 1: Зачем? «Оберете кого-либо» - обобрать, всё равно, что украсть, нанести боль и навредить, всё равно, что воровство, кража. И далее в главе 4 й читаем:
11Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?
«Делает немым, глухим, слепым» - все три вещи – плохие, все три вещи приносят людям страдание. И всё это делает Бог. Справедливый, добрый, милостивый Бог причиняет людям страдания. Вопрос: Зачем?
Далее в «Исходе» описываются еще более нелицеприятные вещи:
21И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. 22И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; 23Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
Бог, добрый и справедливый, угрожает ожесточить сердце фараона, чтобы тот не отпустил народ Израиля из Египта. И с другой стороны, посылает Моисея, отрывая его от привычной жизни на нелёгкое задание – вывести весь народ из Египта. Вопрос: не лучше бы было помочь, сделать сердце фараона нежным и сговорчивым. Ведь, каждый из нас, людей, в трудную минуту и надеется лишь на Божью поддержку и помощь. А тут вместо помощи: «Ожесточу», то бишь сделаю хуже, чем есть, добавлю препятствий, и мало того Бог обещает убить сына, первенца фараона. Убить! Что уж совсем не совпадает с божьими заповедями и наиболее важной из которой является «Не убий!»
24Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (здесь сына фараона) Господь и хотел умертвить его. 25Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
Гл. 5
3Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.
И снова вопрос: Поразить? За что? Что страдают в Египте, будучи в рабстве, что фараон не по их воле их не отпускает, что ослушаются Бога и не принесут Ему жертву?
А вот и сам Моисей задает все эти вопросы в Библии , в Исходе, в главе 5й Богу:
22И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, [и] для чего послал меня? 23ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, - Ты не избавил народа Твоего.
И в Гл.6 Моисей получает ответ:
1И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.
2И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. 3Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им; 4и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, … и спасу вас мышцею простертою и судами великими; 7и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского…
Гл.7
3но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; 4фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими; 5тогда узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их.
Ответ очевиден. Это всё для того, чтобы не только израильский народ, но и другие народы узнали о Боге, о его силе и власти и устрашились. Говоря современным языком современного человека – это политика власти и устрашения, это своеобразное доказательство миру своего могущества. И эти действия проводит не кто иной, как сам Бог, Господь.
И совершает затем Бог 10 казней египетских. Часть текста, где описываются казни египетские, тоже весьма интересна и привлекает своё внимание одним обстоятельством: всё, что делают Моисей и его брат Аарон, те чудеса, что повелевает им совершать Бог, умеют и могут делать волхвы, жрецы египетские. Как и каким образом, кто их научил? Выходит, чудеса доступны и людям. НО! Не все!
1 казнь - «…И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. 11И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.»
2 казнь – «20 … И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, 21и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. 22И волхвы Египетские чарами своими сделали то же.»
Гл.8
3 казнь – «6Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. 7То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую».
И наконец, 4ю казнь волхвы больше не смогли повторить – «17…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. 18Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. 19И сказали волхвы фараону: это перст Божий.
А 5ю и 6ю казни волхвы уже не только не смогли повторить, но не смогли и спасти от нее самих себя – «… налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух»… 3то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая…11И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.
13И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: 16…но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле…
После 7й казни фараон уже признает свой грех и вину, но лишь только после 9й отпускает детей израильский. Прямо упрямый такой фараон, в дугу не гнется. Так же как и мы люди, живем и учимся на ошибках, и снова и снова постигаем уроки Бога на собственной судьбе – «23И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле…27И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; 28помолитесь [обо мне] Господу …»
8 казнь – «13И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и …прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; 15она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской».
9 казнь - 21И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. 22Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; 23не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
24Фараон призвал Моисея [и Аарона] и сказал: пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.
10 казнь – «15ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; 16и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта».
Гл. 13
Бог в Огне.
20И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. 21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 22Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа.
Исходное сообщение auwa Посмотрела на иврите слово не "ОБЕРЁТЕ".А "ИСПОЛЬЗУЙТЕ" НИЦУЛЬ ניצו נСпасибо. Это уже кое-что. Я тоже полагаю, что многие слова в переводах русского текста искажают истинный смысл. Что ж, Бог для чего-то смешал языки. Видимо, чтобы мы не лезли туда,куда не дано нам.