• Авторизация


Граф 21-12-2010 13:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[495x699]

Последняя передача Дмитрия Савицкого  напомнила мне репертуар лучшего свингового оркестра всех времен и народов, ведомого пианистом, композитором и бэнд-лидером Уильямом Бэйси. Каунтом Бэйси. Что значит "Графом". Прозвище, данное  ему в юности в Канзас-Сити диктором местной радиостанции, прижилось. И стало именем. И всегда напоминало, что в джазе пруд пруди «королей» (и самопровозглашенных, и коронованных публикой), а вот граф был одним (как и герцог — Дюк Эллингтон).

Чародей из Канзас-Сити

 

Незабвенный джазовый радиокомментатор «Голоса Америки» Уиллис Коновер сказал о нем так: «Если Луи Армстронг— сердце джаза, Дюк Эллин­гтон — его душа, то Каунт Бэйси — ноги, на которых стоит джаз».

Судьбе было угодно, чтобы именно в Канзас-Сити (штат Миссури) заезжая театральная труппа и ее оркестр сели на мель и рассыпались под ударами финансовых неурядиц.

Бэйси оказался в самом центре Среднего Запада, городе, который к началу 30-х стал джазовой Меккой Амери­ки, подобно Новому Орлеану начала века или Чикаго 20-х годов. Город— магнит для черных талантов. Они нарекли этот джазовый оазис Территорией (да-да, с большой буквы). Милый уголок Штатов умудрился процветать даже в годы Вели­кой депрессии. 1/1 как знак процветания — бесчисленные кабачки, бесшабашные клу­бы, увеселительные заведения, классные девчонки, злачные местечки на любой вкус, полные разношерстного люда, веселящегося днем и ночью. В эпицентре этого раскаленного котла — музыканты. Нет, не в роли отчаянных гуляк, они делали на Территории свое праведное дело — подбрасывали в топку удовольствий не менее горячую музыку, о которую можно было обжечься на танцплощадках.

Она, эта музыка, войдет в историю как Kansas-City Style. Вместе с Бэйси, который не только довел ее до совершенства, но стал носителем ее духа. «Музыка, которую он услышит на Среднем Западе, называлась стомп (stomp), — будет вспоминать писатель Альберт Мэррей. — Это особая разновидность блюза, бытовавшая в Канзасе, Оклахоме и Техасе. Исполнители брали высокий темп, а пение напоминало серию выкриков.Получался типичный для Канзас-Сити блюзовый квадрат с его безудер­жно праздничным настроением. Это и есть музыка Каунта Бэйси».

Безудержность и праздничность... Эти два термина будут варьировать в сотнях книг, посвященных эре свинга. «Посмотрите, как этот парень уме­ет пришпорить блюз»,— с восторгом прищелкивали языками фэны, вслушиваясь в игру Бэйси-пианиста ансамбля Blue Devils. Граф вонзал свои шпоры в музыку, которую он играл в бэнде неутомимого Бенни Моутена (он возглавит оркестр после неожиданной смерти Моутена в апреле 1935 года). Здесь варилась лучшая свинговая солянка Штатов. Разные музыканты, а порой и очень разные по складу характеров люди говорили со своим лидером на одном языке— языке 12-тактового блюза, обильно приправленного свингом.

«У нас не было никаких нот, все аран­жировки мы держали в голове, — вспо­минал Харри Суитс Эдисон. — Все что мы играли, только так и делалось — никакой нотной записи, никаких партитур. У Джимми Лансфорда, у Дюка Эллингтона, у братьев Дорси, у Бенни Гудмена — у всех были заготовлены аранжировки. Ес­ли ты играл у них, то получал листок с нотами. У Бэйси ты мог играть без всяких нот, лишь бы ты свинговал».

Это справедливо. Для тех лет. Для Территории, на которой Бэйси собрал собственный оркестр из 9 человек и иг­рал в маленьких заведениях вроде Rino Club. Иногда клубы занимали одну не­большую комнату, все посетители сидели впритык друг к другу, а пианино Бэйси «облокачивалось» на чей-то сто­лик. Вся публика— его друзья. I/I частенько, когда ритм-секция горячо свинговала, Бэйси вставал из-за инструмента, приветствовал приятеле*, обменивался новостями, к кому-то подходил узнать, как себя чувствуют ребятишки после простуды... Потом он вновь садился за пианино. И вновь с кем-то общался. Как тут не вспомнить его изречение: «Даже од ной единственной нотой можно выразить настроение свинга».

 

Скачки в час ночи

 

Однажды во время прямой трансляции из Rino Club ведущий концерта спросил у Графа, как объявить завершающий номер програмыь  Qcтавалось лишь несколько минут эфира и Маэстро, усмехнувшись, предложил: «Пожалуй, мы сыграем  "Голубые яички". «Это название не для эфира», — ужаснулся ведущий. Бэйси великодушно согласился, бросил взгляд на часы и бросил: «Уже почти час ночи. Тогда назовем пьесу так: One O'clock Jump,,». И «Скачки в час ночи» полились в эфир. К слову, эту заводную вещицу Граф и его оркестр играли в финале всех концертов на протяжении его жизни.

Не знаю, эту ли пьесу услышал знаменитый открыватель джазовых гигантов, незабвенный импресарио Джон Хэммонд. Сидя в салоне своей машины в Чикаго, он включил радио и услышал звуки потрясающего бэнда из Канзас-Сити. Не раздумывая, Хэммонд завел мотор и помчался на встречу с музыкантами...

В 36-м — фурор в Чикаго, на следующий год — в Нью-Йорке, в пе­реполненном танцзале Roseland. Триумф оркестра. Триумф вокалистов— блистательной Билли Холидэй и другого мастера джазового пения — могучего, необъятных размеров блюзмена Джимми Рашинга.

А потом был изумительный весенний полдень в Нью-Йорке. Каза­лось. весь город, белые и черные, затопили один из стадионов, чтобы поприсутствовать на первом в истории джаза фестивале под открытым небом. Цена билетов — 50 центов. В программе — с ума сойти — заяв­лено 24 оркестра. Америка уже была готова выдержать подобное цуна­ми. Ежемесячно в конце 30-х с прилавков сметалось по 700 тыс. пласти­нок с записями свинга.

Оркестр Бэйси произвел на стадионе небывалый по мощности взрыв. Пройдут годы, и эти контрастные динамические перепады «саунда» — от полушепота до мощного, оглушительного фортиссимо, от щемящей нежности меди до эффекта извержения вулкана, от искрящихся жемчу­гами риффов среди бушующих волн свинга до звенящей чистоты туттийных окончаний — обретут фирменное, присущее только этому оркес­тру, звучание. Бэйси будет оттачивать его всю жизнь.

До последней искры

 

После войны и Бэйси не минет горькая пилюля — охлаждение пуб­лики к музыке больших джаз-оркестров. В начале 50-х он работает в малом составе в септетах, но... Бэйси не был бы Бэйси, если бы вновь не собрал оркестр звезд, дав ему новую жизнь и новые, еще более изощренные звуковые краски. Все, что создано оркестром с середины  50-х годов до финиша жизни Маэстро (26 апреля 1984 года). — это  шедевры исполнительства. Это коллективный труд выдающихся  аранжировщиков (времена «игры без нот» давно канули в Лету), ж сайдменов, вокалистов. Их имена вы найдете более чем в 150 альбомов  «нового» Бэйси, уже всемирного фаворита свинга, объездившепз яви мир, обласканного славой.

Он первым из американских биг-бэндов выступил перед королева» Англии  и первым из негритянских оркестров удостоился чести 13 недель играть на крыше фешенебельного отеля «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке

Он был первым, потому что был Каунтом Бэйси. И этим все сшак Когда на закате жизни Маэстро уже не мог выходить к роялю, он выезжал к нему на кресле с электроприводом, улыбался залам, брал на рояле вступительные ноты-колокольчики и всех вновь охватывал радостный трепет от коронных хитов «Swingin' The Blues», «One O'clock June- «Splanky», «Shiny Stocking's», «Li'l Darlin»...

Тайну звучания своего оркестра Граф, увы, унес на небеса. Но популярности биг-бэнда Бэйси никакой загадки нет. Это музыка радости ритма и  света предназначалась для всех. Ее никак не назовешь элитарной (что во многом свойственно современному джазу, и это не в укор ему), потоми «и музыка Бэйси — праздник соучастия. Праздник, который всегда с нами.

Coda с Деннисом Роуландом

История Каунта Бэйси — это еще и история его великих вовне тов. Начиная с середины 30-х в течение полувека с оркестром раогга- ли Билли Холидэй и Джимми Рашинг, братья Миллз и Элла Фицва- ральд, Джо Уильяме и Сара Воэн, Фрэнк Синатра и Тони Бежит Джордж Бенсон...

На фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» вместе с Estonian Drea~ ас Band выступил последний из могикан оркестра Бэйси вокалист Двина Роуланд (Dennis Rowland). Он сотрудничал с Маэстро 7 лет (1977-1984), объездил вместе с ним полмира, а после смерти Мастера продетая петь с его оркестром, который к тому времени принял саксофонист и  аранжировщик «бэйсивского набора» Фрэнк Фостер.

Именно Роуланд и никто иной был приглашен выступить с бг-бэндом нью-йоркского Линкольн-центра в грандиозном шоу Swingr The Biues tor Count Basie с Фрэнком Фостером в качестве дирижера. Двухча­совая программа охватывала более чем 30-летний репертуар легендар­ного оркестра и была остроумно поделена на две составляющих — «му­зыка Ветхого и Нового Заветов». Так устроители шоу определили «выра­жение лица» старого и нового составов Бэйси. На этом празднике жизни Деннис исполнил роли «бзйсивских» вокальных жемчужин— певцов Джимми Рашинга и Джо Уильямса.

1/1 вот мы беседуем с этим рослым темнокожим артистом.

Почему все джазовые вокалисты так гордились и по-прежнему, как и вы, гордятся, что пели именно с Бэйси? Были ведь и другие не менее знаменитые оркестры.

   Самая главная вещь, которую надо подчеркнуть особо, — это спо­собность Бэйси интерпретировать музыку для самых разных певцов. Ко­го угодно — Билли Зкстайна, Сары Воэн, Эллы, Ната Кинг Коула, Сэмми Дэвиса... И все казалось новым, свежим, необычайно ароматным и вкус­ным—звук, аранжировки... Понимаете, ничего не повторялось.

 Каким он вам запомнился?

    А вот таким, каким он смотрит с афиш и буклетов. Душевный, приятный и интеллигентный. При всем своем дружелюбии Бэйси был, тем не менее, очень требовательным к музыкантам оркестра, его звуку. Он всегда предельно точно знал, что хочет услышать на сцене. И при этом позволял оркестрантам быть самими собой. Тем самым побуждал их свинговать с полной отдачей, создавая отличный стимул для само­выражения. 1/1 все чувствовали себя частью единого целого. Хотя и бы­ли очень разными по характеру. Возьмите кого угодно — Преза (проз­вище выдающегося саксофониста Лестера Янга. — В. К.), Снуки Янга, Фрэдди Грина... Очень сильные, очень разные личности. Не какие-ни­будь сладкие мачо, а настоящие мужики. 1/1 они гордились, что входят в команду. Все мы гордились.

 

 Бывали случаи, когда Маэстро давил на вокалистов, добиваясь от них результата, на который рассчитывал?

   Давление... Давление было! (хохочет). Бэйси сделал очень много, чтобы отточить, отшлифовать мои способности. Когда я приехал из Дет­ройта в Мичиган, то пел там порой в очень небольших клубах. И Бэйси терпеливо, но настойчиво учил меня, как выходить на большую аудито­рию, на толпы народа. Знаете, в чем еще заключалось давление Бэйси?

Ты всегда кожей ощущал, что вслед за тобой на сцену выйдут Элла Фиц- джеральд или Сара Воэн, или Джо Уильяме... Вот это действительно дав­ление (смеется). Упаси бог облажаться.

  После смерти Бэйси его оркестром руководили разные музыканты. На ваш взгляд, не пострадал ли при этом уникальный саунд, который Гоаф создавал десятилетиями?

    Нет! После ухода нашего кумира прошло 20 лет. Но мы-то оста­лись, те, кто с ним работал. Хотя ряды старой гвардии очень поредели. Оркестром руководил Тэд Джонс, потом Фрэнк Фостер, Гровер Митчел... Ныне это один из ветеранов Билл Хьюз. Каждый в отдельности и все вместе, включая молодое пополнение, мы бережно сохраняем наследие, традиции, звучание оркестра Бэйси его лучших времен. Это националь­ное достояние, и оно не должно быть размыто временем.

  Ваши ближайшие планы?

   Осенью концертами в Вильнюсе начнется очередная европейская поездка. Много работаю над мюзиклами бродвейского типа, по-прежне- му преподаю. Впереди серия концертов в Америке и за ее пределами. Вместе с Фрэнком Фостером готовимся дать настоящий джазовый бал, посвященный 100-летию Каунта Бэйси.

В вашей семье есть наследники, мечтающие о джазовой карьере?

   У меня дочь и двое внуков. Дочь поет, а старший внук хочет играть на барабанах. Может из него выйдет второй Джо Джонс, который так классно свинговал у нашего Бэйси (смеется).

Эпилог

С этими словами Деннис Роуланд хлопнул меня по плечу и через нес­колько секунд в ночном фестивальном небе со сцены заискрился его го­лос. Глубокий, сочный тенор Денниса пульсировал в свингующем блюзе собственного сочинения. И налегал на рефрен: «Happy birthday. Count Basie». Больше тысячи зрителей подхватывали эти слова.

И память высекала магическую параллель. Когда умер великий Чар­ли Паркер, многие фасады домов в Нью-Йорке покрылись граффити «Parker lives— «Паркер жив!». Теперь Москва, слившись в саду Эрми­таж в единый хор, пела здравницу в честь другого гения: "Basie lives"

 

По материалам журнала "Америка" № 5 (479)

 

«В течение десятков лет оркестр Каунта Бэйси был одним из самых восхитительных биг-бэндов. При этом стиль оркестра практически не менялся. А что такое „стиль Бэйси“? Это, прежде всего, сильное свинговое ансамблевое звучание, пересыпаемое многочисленными великолепными соло и, разумеется, легкими, заразительными фортепианными вставками лидера. Все годы оркестр Бэйси ухитрялся звучать свежо и современно. Вероятно, это происходило потому, что в нём всегда сохранялся исключительно здоровый дух. Музыканты играют то, что им нравится, а музыка оркестра способна удовлетворить вкусы самой широкой публики — в отличие от многих коллективов, пытающихся делать более сложные вещи и затрудняющихся найти контакт с аудиторией».(Джордж Саймон)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Уважаемый Николай! Спасибо за интересный пост. Цитирую.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Граф | Николай_Леонов - Николай_Леонов | Лента друзей Николай_Леонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»