они будут лечить наш "третьий глаз" от астигматизма:)
если хочешь спрятать это дерево, то спрячь ее в лесу...
мы сходим с ума в одиночку и группами...
новости кормят нас свежими трупами...
Синдром АСПЕРГЕРА определён в главе 299.80 Справочника диагностики и статистики душевных заболеваний (DSM-IV) как:
# Качественное затруднение социальных взаимодействий, демонстрируемое как минимум двумя деталями из следующих:
## Заметные нарушения в использовании многих несловесных нюансов поведения, таких как: взгляд из глаза в глаз, выражения лица, тело (осанка) и жесты, для регулирования социального взаимодействия.
## Неудача в развитии отношений со сверстниками до уровня, соответствующего развитию.
## Отсутствие спонтанного побуждения разделять радость, интерес или достижения с другими людьми (к примеру не показывая, не принося или не указывая на интересные предметы другим людям).
## Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.
# Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные шаблоны поведения, интересов и занятий, демонстрируемые как минимум одним из следующих:
## Всепоглощающее занятие одним или несколькими стереотипными и ограниченными наборами интересов, ненормальное либо в интенсивности, либо в сосредоточении.
## Очевидно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным рутинам и ритуалам.
## Стереотипичные и повторяющиеся моторные движения (mannerisms) (например хлопанье или вертение пальцем или ладонью, или сложные движения всем телом).
## Настойчивое увлечение деталями или предметами.
# Это нарушение приводит к клинически значимым недостаткам в социальной, должностной и других важных сферах деятельности.
# Отсутствует клинически значимая общая задержка развития речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту).
# Отсутствует клинически значимая задержка в познавательном развитии, или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, или адаптивного поведения (исключая социальные взаимодействия) и любопытства социальной средой в детстве.
# Не удовлетворяются критерии других конкретных общих расстойств развития (Pervasive Developmental Disorder) или шизофрении.
Дар и проклятие
С увеличением количества диагнозов синдрома Аспергера, его образ продолжает смещаться от простого образа болезни к более сложному восприятию синдрома, со своими достоинствами и недостатками; так как есть взрослые, диагностированные с синдромом Аспергера или аутизмом, которые смогли стать очень успешными в их областях знаний, возможно как прямой результат даров интеллекта, выше среднего способности сосредотачиваться и мотивации, связанных с синдромом. К примеру, некоторые видные индивидуумы с диагнозом синдрома Аспергера — это лауреат Нобелевской премии экономист Вернон Смит (Vernon Smith), доктор Тэмпл Грандин (Temple Grandin), режиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) и актёр-комик Дэн Экройд (Dan Aykroyd).
АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)
Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.
Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.
Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.
Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.
Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.
По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.
Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.
Шизофрения - хроническая психическая болезнь с отчетливыми симптомами психоза, нарушениями мышления, эмоциональными расстройствами и неадекватным поведением. Сознание при этом заболевании не нарушено, как и не изменены многие интеллектуальные процессы, хотя при длительном течении шизофрении нарушается процесс восприятия, внимание и память. При шизофрении теряется цельность личности, происходит ее расщепление, утрата дифференциации своего "Я", часто возникает переживание, что наиболее сокровенные мысли, чувства и действия известны окружающим людям, и они могут влиять на эти процессы. По мере течения болезни возможны периоды ее обострения и, наоборот, периоды ремиссии. При неправильном лечении шизофрении разрушаются связи личности с ее социальным окружением, нарастают апатия и снижение энергетического потенциала.
Шизофрения может проявляться галлюцинациями и бредом, нередко причудливого характера. Бред возникает, как следствие необходимости обосновать больному шизофренией то, что с ним происходит в процессе развития заболевания, что происходит с его восприятием окружающей действительности с его мышлением. Больной пытается обосновать изменение своих мыслей, их открытость для окружающих, управление его процессом мышления. Причиной изменения своего состояния он может считать воздействие необычных и мистических сил, преследования различными органами, воздействие на его мозг особыми невидимыми лучами.
Шизофрения проявляется такими симптомами, как эхо мыслей (звучание мыслей) , вкладывание или отнятие мыслей, открытость и трансляцию мыслей, бредовое восприятие, бред воздействия.
При шизофрении могут возникать галлюцинации, мнимые восприятия без объекта, чаще это псевдогаллюцинации, слуховые галлюцинации, комментирующего характера, обсуждающего пациента в третьем лице.
Особое значение при шизофрении имеет негативная симптоматика, проявляющаяся снижением энергетического потенциала личности, негативизмом, замкнутостью, апатией. Согласно последним исследованиям при шизофрении имеет место нейрокогнитивный дефицит и дисфункция со стороны вегетативной системы.
Выделяют различные формы шизофрении и различные типы ее течения.
Параноидная шизофрения (F.20.0) отличается стойкими бредовыми идеями, достаточно часто сочетающимися со слуховыми галлюцинациями. Нарушения со стороны волевой или эмоциональной сферы выражены мене отчетливо , чем при других формах шизофрении.
Гебефреническая форма шизофрении (F.20.1) обычно начинается в подростковом возрасте. При данной форме шизофрении доминируют аффективные нарушения (эмоции поверхностны и неадекватны) , бредовые и галлюцинаторные переживания фрагментарны, поведение носит непредсказуемый характер, манерно и вычурно, сравнительно быстро обнаруживается негативная симптоматика, волевой дефект и эмоциональное уплощение.
При кататонической форме шизофрении (F.20.2) имеют место выраженные психомоторные нарушения, которые варьируют от ступора до интенсивного возбуждения. При данной форме шизофрении достаточно часто встречается автоматическое подчинение и негативизм. Вычурные позы могут сохраняться продолжительное время. Кататония может сочетаться со сновидным помрачением сознания, яркими зрительными галлюцинациями.
Резидуальная (остаточная) шизофрения (F.20.5) по сути является хронической стадией ее течения и в основном проявляется негативной симптоматикой: психомоторной заторможенностью, снижением активности, притуплением эмоций, пассивностью и безынициативностью, нарушениями волевой сферы, бедностью речи.
Простая шизофрения (F.20.6) , еще одна из форм шизофрении, с незаметным, но прогрессирующим развитием странностей в поведении, неспособностью отвечать требованиям общества, снижением активности. Характерные остаточные симптомы шизофрении в данном случае формируются без эпизодов острого психоза.
От шизофрении следует отличать шизофреноформный психоз (F.20.8) - группу психических расстройств с относительно благоприятным типом течения. В клинике наблюдаются лишь отдельные симптомы шизофрении, причем они скорее выглядят как дополнительные симптомы заболевания, а не его основные проявления. При данном психозе обычно преобладают бред и галлюцинации.
В плане отграничения от шизофрении представляет интерес шизотипическое расстройство (F.21), проявляющееся эксцентричным поведением, нарушением мышления и эмоций, напоминающим проявления шизофрении. Шизотипическое расстройство напоминает расстройство личности, поскольку трудно определить начало его формирования.
Для дифференциальной диагностике шизофрении важно ее отличить от шизоаффективного расстройства (F.25), включающего в себя как аффективные, так шизофренические симптомы. Выделяют маниакальный, депрессивный и смешанный типы шизоаффективного расстройства.
[500x278]