Кубинское либертарное движение
[показать]Да, на Кубе кое-что начинает пахнуть по-новому; возможно, это некое предчувствие постфиделевского аромата. Прежде всего, тот поток красноречия, который заливал все имеющиеся и возможные пространства до 26 июля 2006 г., уже не таков, каким он был на протяжении почти полувека. Слегший команданте принялся было писать, но известно, что написанное не оказывает такого воздействия, как слово, тем более, когда оно обманчиво, сбивчиво и неинтересно тем, кто не ощущает свой причастности к культу личности. Возможно, поэтому гораздо больше людей, чем предполагали, сегодня демонстрируют на улицах и площадях, на тайных кинопросмотрах и в кварталах растущую тягу к освобождению голоса народа от связующих его заклятий. Наверняка под давлением каких-то старых тайных и осторожных комментариев, превратившихся теперь в голоса, даже первые скрипки в правительственных кругах не имеют иного выхода, кроме как признать то, что считалось немыслимым еще несколько лет назад. Так, например, вице-президент Карлос Лаге заявил недавно на 7-м съезде Национального союза писателей и художников Кубы (UNEAC): «Двойная мораль, запреты, печать, которая не отражает нашу реальность, как нам бы этого хотелось, нежелательные проявления неравенства, разрушенная инфраструктура – это раны войны, но – войны, которую мы выиграли». Это, без сомнения, – язык переходный, потому что никто не сможет сохранить надолго этот пафос военного триумфа, признав наличие ран, слишком важных и тяжких важнее для политического режима, который воспринимает и подает себя всему миру как «революционный» и «социалистический». Даже если допустить, что победа в войне означает всего лишь на сохранение власти в руках правящей элиты.