готы
27-01-2008 15:48
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
КРИК ОТЧАЯНИЯ В СУМЕРКАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Зову я смерть, мне видеть невтерпёж,
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо...
Вильям Шекспир, Сонет 66
Прежде чем начать говорить о готике как части современной молодёжной культуры, нужно отметить, что готика это и архитектурный стиль эпохи средневековья и стиль живописи в эпоху Ренессанса, и литературный жанр. К литературным классикам как современной готики так и прошлых веков можно отнести Брема Стокера, Эдгара По, Горация Уолпора, Н.В. Гоголя и А.К. Толстого, а также многих других писателей и мастеров мистических сказок и новелл, как западных так и отечественных, леденящих душу своим трагическим концом.
Готика, стала частью не только молодёжной культуры, но и стилем жизни для многих поколений людей, которых всегда привлекал дух благочестия и преданности своим убеждениям, благородству рыцарей и романтике их подвигов ради дамы своего сердца. Да, в те далёкие, «невежественные», но благочестивые времена, зло действительно называлось злом, а добродетель украшала и возвышала многие сердца.
Сегодня, спустя века, изменился не только мир, но и само мышление человека стало другим. Более того, изменились сами ценности как внутренние, так и внешние. Человечество воздвигло себе нового кумира, назвав его гуманизмом, с его незыблемыми догмами и аксиомами прав человека, и лицемерной любовью к самому человеку. В результате, человек стал более развращён, эгоистичен и замкнут, а общество – более разобщённым злым и отчужденным в своём стремлении к благам, даруемым прогрессом (ведь ресурсы на планете ограничены, а жить в удовлетворении своего «я» хочется всем). И всё – лишь потому, что гедонизм стал неотъемлемой частью европейской культуры, словно колосс, восставшей из стекла и бетона, среди царящего научного технического прогресса, призванного дать ещё большие блага современному обывателю.
А что же остаётся душе в её бунте за свободу и реализации этой «свободы своего «я»? Разве может научно-технический прогресс, а с ним и призрачные права человека дать мир и покой душе, жаждущей чего-то более высокого, искреннего, настоящего? Поэтому, оказавшись в тупике и одиночестве, душа ищет смысл своего существования. Она начинает свой бунт против сложившихся догм и стереотипов поведения, против ожесточённого и эгоистичного общества.
Само направление готической музыки зародилось в конце 70-х годов прошлого века, когда некоторые панк-группы, сменили свой стиль и направление на более жесткое, депрессивное и мрачное, из-за кризиса своего жанра. Общепризнанной точкой отсчёта в истории готической субкультуры считается 1979 год, когда группа Bauhaus выпустила свой сингл «Bela Lugosi’s Dead», где рассказывается о трагической гибели Беллы Лугоши, американского актёра сыгравшего роль графа Дракулы в 1931 г .
Сегодня, современное движение готов включают в себя в себя весьма разные музыкальные стили и направления, от постпанковского Gothic roke (Агата Кристи, Joy, Cure) до тяжёлого и депрессивного Gothic Doom Metal (Lacrimosa, Tristania, Type O Negative) и другие. Но всех их непременно объединяет одно – это поиск выхода из жизненного тупика и депрессия, порождённая современной цивилизацией среди отчаяния и неудовлетворенности в жизни, где чувствуется дыхание приближающейся смерти.
В тупике
...Ты принёс
свои последние извинения
Достиг всего, что мог
Бездны
Отступи перед миром,
проходящим мимо тебя
Что предпочёл оставить страх
Ты оставлен в мире тупиков
Это время реальности
Это время для реальности
Этот мир
Его злые пути
Боль, что я скрываю
Давай покончим со всем.....
(Tristania, Deadlocked, альбом World Of Glass)
Поэтому, многие современные готы предпочитают носить одежду черного цвета, с непременными мистическими атрибутами средневековья, организуя свои собрания среди кладбищ и склепов в кругу единомышленников. Предаваясь угрюмым размышлениям среди могил в царстве смерти.
Готическая культура, не только воспевает смерть, но и преклоняется перед её холодным, мистическим дыханием.
Декабрьская элегия
Может, ты перенесёшь меня
через море,
Как осенние листья...
Небеса ослабевают
Жестокость –
это преобладание зимы внутри
Я поддаюсь тебе...
Печаль проникает в меня
Заставь меня покинуть небо
Я нахожу твои лилии, там, на снегу,
Где однажды я умирала...
оплакивая тебя
Вечность кажется борьбой,
восходящей внутри
Влюбляясь в тебя...
Темнота разрушает меня
Позволь мне покинуть жизнь
Вызывай мою скорбь
Спустись со сломанными крыльями
Зимнее солнцестояние внутри
Соединяется с жизнью... как тысяча
Замёрзших слёз
Приди, растопить лёдяное...
майское время ...
(Tristania, December Elegy, альбом Widow’s weed)
А с ней, в жизнь каждого гота врываются таинственные обитатели мира теней и склепов, наполняя её романтикой средневековых эпосов и новелл. Да, средневековье несёт в себе очарование седой стариной замков, религиозным благочестием и верой, сгорающими на кострах ведьмами и подвигами благородных рыцарей ради своих прекрасных дам. Очаровательно средневековье ещё и своей простотой в быте и общении. Среди красоты первобытной природы, ещё неокультуренной техническим прогрессом.
Сегодня же душа ищет веры, ищет смысла своего существования, чувствуя отчаяние и одиночество среди догм материализма и неумолимо развивающегося прогресса. Внутренняя боль, отчаяние и одиночество – вот краткий смысл всех песен не только готической группы Tristania, (на норвежском слове «trist», означает «печаль»), но и многих других групп играющих в этом стиле.
Полынь
...дожил до конца
Ибо я вижу солнце заходящее
Потеря моей веры сменилась сомнением
Все наши грехи...
Он умрёт за нас...
Или кто-то лгал нам?
Выпьем напоследок,
Наполни стаканы до краёв
Мир в огне
Я всё ещё слышу хор
Смотри! Твои ночные кошмары воплотились
Бог исполнил своё последнее желание
Земля остановилась
И смерть поглотила всё...
Подойди...
Поднимем тост
Бог мёртв...
(Tristania, Wormwood, альбом World Of Glass)
И эта боль для одних групп ведёт к потере веры и надежды, даря вечное отчаяние и тоску, давящую на душу, как скажем в творчестве той же «Тристании», а у других это – крик к Небесам, взывание к Всемогущему Богу с мольбой о помощи и поддержке.
Kyrie
Господи, помилуй.
Христос, помилуй.
(Lacrimosa, альбом Exos 2003 г .)
Одно размышление о смерти – это поиск души, стремящейся к чему-то более высокому. К смыслу своего существования, которого жаждущая Бога душа лишена в своём гедонистическом одиночестве. Для одних смерть – это единственный выход из отчаяния и тупика жизни, наполненной материалистическими идеями, для других – это философское переосмысление своего существования. Поиск чего-то более высокого, что было в эпоху средневековья и потеряно в век просвещения и торжества человеческого разума.
Всё умирает
...Бог, я нуждаюсь в тебе
Бог, я действительно
в тебе нуждаюсь.
(Type O Negative, Everything Dies, альбом The Least Worst Of 2000 г .)
Современный мир боится отрезвляющей боли и смерти, потому что он строит своё райское блаженство только здесь и сейчас. И готическая культура – хоть и извращенное, но всё же напоминание миру о ней, и том духовном тупике, который мир создаёт себе сам. Это – глоток наполненного благородством и благочестием средневековья, духа которого так не хватает в наш век.
Поэтому далеко не всё так плохо в готической культуре с её давящей депрессией и отчаянием среди тупика жизни. Как бы там ни было, но среди всего этого мрачного хлама слышится боль человеческой души. Её желание любить, надеяться и верить среди эгоизма и непонимания окружающего мира.
Чаша любви
...Что же я?
Я не хочу жить без цели!
Жизнь без любви – это не жизнь!
Мне не нужна жизнь!
Мне нужна лишь ты!
Твое тело,
Твоя душа,
И твое сердце!
Мне не нужна жизнь!
Мне нужна лишь ты!
Твое тело,
Твоя душа,
И твое сердце!
И если весь мир – в огне,
И если даже погибает
последний человек,
Даже если само солнце
раскалывается,
Тебе остается свет любви!
(Lacrimosa, альбом Lichtgestalt 2005 г .)
Для многих готов, готика – это не только средство самовыражения, но и творческий поиск смысла. И в этом творчестве, несмотря на кажущуюся тяжесть и депрессию, есть место веры и надежды. А значит, есть место духовному и творческому совершенствованию души. И этот поиск многих ведёт вверх, к Небу. Где действительно может парить свободная душа, наполненная средневековым величием храма, среди его дыхания ладана и восковых свеч, старинных фресок и песнопений. Где царит дух благородства и любви, презирается трусость, подлость и эгоизм, которыми наполнена современная жизнь в эпоху торжествующего прогресса.
Алексей Ходеев
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote