Пиррихий (дибрахий, дибрах) - стопа, состоящая из двух безударных слогов _ _. Дибрахий в умелых руках - выразительный звуковой инструмент, поскольку есть явное ускорение при прочтении его слогов. С его помощью можно включить в плавноритмичное стихотворение надрывные или "спешащие" фразы, поставить необходимый акцент, выделив важное слово.
Пиррихий встречается в размерах, кратных двум - двудольных (в хорее и ямбе) во всех стопах, кроме последней, в четырехдольных (хориямб, ямбохорей и др.) - во всех полустопах, кроме последней и т.д.
Вот в этом увеличенном сонете, написанном пятистопным ямбом, пиррихии выделены подчеркиванием:
На кончике твоем дрожит роса...
Ржавей! Тебя оставлю, нож-убийца,
С тобой меня покинут эти лица,
Безумием горящие глаза...
Пусть лезвие грань Неба отразит
И Солнце одарит тебя лучами -
Ты потеряешь блеск, а с ним и птиц,
Не знающих, что делать с палачами.
Пусть прах бумажный, брошенный огнём,
Впитает рукоять твоя витая,
В ней скоро позабудется моё
Тепло, пусть с каждым днём сочится, тает...
Земля всё принимает - добрых, злых,
Ларцы сердец, и цепи сожалений,
И ржу сомнений, и золу хулы...
Ты ж - помни боль потраченных мгновений -
Что, состраданье потеряв, привык
Впиваться в плоть моих стихотворений.
Василиса_Иванова, 1998 г.
В стихотворении выше пиррихии-ускорения расставлены только по смыслу - их появление не имеет структурной закономерности.
Существует несколько ритмических фигур, объединенных одним названием: "Ход пиррихия" - когда безударная пара перемещается по стопам (парам слогов) в определенной последовательности. Например, вот поступь пиррихия в четырехстопном хорее:
_ _ / _ / _ / _
/ _ _ _ / _ / _
/ _ / _ _ _ / _
/ _ / _ / _ / _
Никогда в клещах железных
Сном не забывалась птица -
Виться! биться! надрываться!
Деве-Ветру, в тучах смятой.
Отпусти, позволь остаться:
Или навсегда влюбиться
Или в сумраке исчезнуть -
Для нее свобода - свята!
Немойберег.
Подробно о ходе пиррихия расскажу в отдельной статье.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Хорей;
Хориямб;
Сонет;
Стихотворные метры;
Ямб;
Ямбохорей.
Словарь поэтических форм | Оглавление