• Авторизация


Переливы | Словарь поэтических форм 29-08-2008 05:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Переливы - ритмическая фигура, в которой метр (минимум двусложный), взятый в первой строке, изменяется во второй и во всех последующих строках, причем, стихотворение, будучи объединенным в одну строку, окажется написанным первоначальным метром. Составные метры (метры с количеством сильных мест больше одного) в переливах используются реже простых.

Чтобы было понятнее, объясню на примере. Вот хорей: /_, а вот схема трехстопных переливов хорея:
/_ /_ /
_ /_ /_ /_
/_ /_ /
_ /_ /_ /_

В схеме видно, что в четных строках - ямб, но если читать на одном дыхании, это будет двенадцать стоп хорея.

Дождь, лей, лей в бокал,
Наполни черной тучей,
Пусть сожгут уста
Мне капли эти лучше,
Чем слова о ней,
Любимой и далёкой.
Лей в бокал, Дождь, лей
Моих раскрытых окон.

Немойберег.

Число разновидностей переливов для каждого метра зависит от количества слогов в нем. Двусложных переливов всего два - по одному для хорея и для ямба, а трехсложных - двенадцать, по два на каждый метр (три простых и три составных). Количество строк для возвращения метра в изначальный равно количеству слогов в стопе, соответственно, это влияет на рифмовку.

Приведу еще один схематический пример с переливами антидактиля (составной метр): _ / /. Схем две: антидактиль/антанапест/амфимакр и антидактиль/амфимакр/антанапест.

_ / / _ / /_
/ /_ / /_ /
/_ / /_ / /

_ / /_ / /_ /
/_ / /_ / /_
/ /_ / /_ / /


Течёт свод, течёт ветер,
Миг вьётся сквозь ночи в стол -
Реки строк льются... Миг? Кнут!
Прошел год, как три века,
Боль длится, боль точит, боль...
Сердце чуть бьется: "тут... тут..."

Немойберег.

Эти переливы антидактиля написаны по первой схеме.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Амфимакр;
Антанапест;
Антидактиль;
Хорей;
Ямб;
Стихотворные метры.

Словарь поэтических форм | Оглавление

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
29-08-2008-15:20 удалить
Следуя правилам можно сочинить редкостную чушь!))
Я заберу это в цитатник))
Ответ на комментарий # Это только ритмическая фигура, что сочинять - на выбор автора.

[показать]
(Парвати)
ой, а я в литре совершенно не сильна
Ответ на комментарий олдер-зэ-олдест # Это не школьный предмет литературы. Это поэтический словарь. Всё, что нужно знать о поэзии, можно будет прочитать здесь, даже если у человека справка о неполном прослушивании курса детского сада :)
29-08-2008-20:53 удалить
Немойберег,
Конечно!!Я имела в виду,что нельзя руководствоваться только правилами;если стих складывается сам собой,но никак не загоняется в рамки - лучше его не портить..
А словарь этот вещь интересная и нужная,спасибо)))
Ответ на комментарий # Я пишу стихи несколько по-другому - я интуитивно или специально подбираю метр/размер/рифмовку под смысл, а потом пишу в нужной форме, уже совершенно не задумываясь о ней :)
29-08-2008-23:39 удалить
Немойберег,

Я писать стихи не умею,хотя пытаюсь))
Но то что пишу само складывается как-то в голове и,конечно же,я не пытаюсь облечь это в нормальную поэтическую форму,во-первых,потому что теряются мысли,а во-вторых,потому что не считаю,что для моих жалких "творений"это нужно)))
Ответ на комментарий # Значит, надо писать больше, чаще, а главное, о разном - тогда для "творений" будет необходимо разнообразие формы :)
30-08-2008-03:10 удалить
Немойберег,

Наверное надо,но ведь даже для плохого стиха нужно вдохновение...
Играть в буриме,например я могу,но ведь это же не то совсем))
Ответ на комментарий # Если голода нет, но пришло время обеда, аппетит приходит во время еды. То же с вдохновением :)
Это не ко мне))) я если не хочу есть значить не хочу!
30-08-2008-13:51 удалить
Немойберег,

Как-то не бывает у меня такого...
И никогда не приходит аппетит во время еды - наоборот,если сажусь есть,без аппетита,начинает тошнить)))
Ответ на комментарий Yurant-Gamestars_Futball # Это значит, что нет любви к процессу :). Есть люди, которые любят покушать и даже сытость им не мешает :)
Ответ на комментарий # Надо побольше бывать на свежем воздухе, больше кислорода, блинная диета и аппетит будет приходить :). Это что касается еды, а если о поэзии и вдохновении, то очень полезно смотреть в даль, делать дыхательные упражнения и опять же прогулки на природе :)
MelvinUdall 08-09-2008-02:24 удалить
это занимательно, но пользуясь этими правилами к сожалению у меня ничего не получилось.
хочу сказать, что очень мало знаю об этом. где-то слышала. скорее даже именно на уроке литературы. что ж, интересно.
KotVik 10-09-2008-22:23 удалить
О, это так сложно (
все никак не могу выучить эти размеры и формы.
Ответ на комментарий KotVik # А их и не надо заучивать. Надо просто попробовать написать, если понравится, поэкспериментировать с разными метрами - начать с ямба или хорея, а там... куда захочется :)
Со временем всё запомнится само по себе.
А может быть, ко всему вышесказанному, нужно ещё и чувствовать то, что созерцаешь, о чём мыслишь, и уже вот это чувство - ты и переливаешь в строки, часто облекая в оболочку, флёр образов и смыслов?
Ответ на комментарий Ромашка_Зелёная # Это упрек в надуманности?

Тогда какому из стихотворений - первому или второму?
Тебе верю абсолютно (наивная), за исключением случаев, когда хочешь себя обмануть (ты).
А реплика - в дополнение к разговору о "технике" стихосложения, чтобы народ не думал, что можно что-то стоящее создать без чувств.
Что касается меня - я неправильная, и боюсь прикасаться к технической стороне вопроса - за искренность страшно свою, чтобы не прогрешить против себя же.
Образ, он как-то мягче, хотя рифма, конечно, диктует порой, но образ прежде всего соотносится с чувством - это же ассоциативный ряд, он ни под каким напрягом не появится, что называется, не придёт в голову, если не совпадает.
В то же время слова - камуфляж, пусть и прекрасно-молитвенный, для очень многих простых, но важных вещей.
Всё, останавливаюсь, ибо начинаю петлять всякую белиберду.
Про всё остальное молчу, а-а-а
 (55x80, 1Kb)
Ответ на комментарий Ромашка_Зелёная # Ребенок рисует маму, дом, Солнышко и вкладывает в рисунок свои чувства. Но такие детские рисунки хранят только те, для кого ценны эти чувства.

Картина мастера отличается тем, что, сохранив всё светлое и теплое, что было в детских пейзажиках, она хранит в себе богатство разноцветности, света и тени, подмеченные мелочи в мимике людей, взглядах, обстановке дома, содержит не просто концепцию "Вот я, а вот наша семья! Как же всех нас люблю!", а то личное, индивидуальное, подмеченное острым взглядом гения, что способен в полноте передать только мастер, имеющий в пальцах и в душе достаточный опыт живописания.

Со стихами то же :)

Немойберег
Мастер - да, но в поэзии не обязательно быть гением (т.е.не всё так глобально и тотально).
Очень много чудесной лирики было написано людьми, не претендовавшими на гениальность в поэзии.
А индивидуальность - это, конечно, непременное условие - в образе, языке, в сочетании с ритмическими аспектами может давать невыразимое, то, для чего прозе потребуется множество уточнений.
В поэзии за счёт её двусмысленности, недоговорённости, зыбкости ассоциативного ряда могут возникать открытия и для творящего.
(Я не дискутирую, ибо не претендую на глубину познания - всё субъективно, сдаюсь)


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Переливы | Словарь поэтических форм | Немойберег - Немойберег. Поэзия и статьи словаря Поэта | Лента друзей Немойберег / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»