• Авторизация


Сонет | Словарь поэтических форм 12-07-2008 02:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) - классическая твердая форма европейской лирической поэзии из 14 строк с различной строфикой и рифмовкой, одна из самых популярных поэтических форм, начиная с XIII века, когда он родился в Италии (отцом сонета считается Петрарка, написавший известные 317 сонетов о Лауре, новую форму поддержал Данте и многие другие итальянские и испанские поэты Возрождения). Изначальная строфика сонета была такова: два катрена и два терцета с рифмовкой abab abab cdc dcd (с вариантом для катренов abba abba и для терцетов cde cde). Сонет, выполняющий только эти условия, называют сонетом с итальянским типом рифмовки, поскольку оригинальный сонет в Италии писался одиннадцатисложником (см. Силлабическое стихосложение).

Во Франции сонеты писали двенадцатисложником с опоясывающей рифмовкой катренов: abba abba и двумя вариантами для терцетов: ccd eed или ccd ede. Эта форма покорила многих поэтов Франции, и такой вариант рифмовки стал называться французским.

Эксперименты с формой. Во всех странах поэты экспериментировали со строфикой и рифмовкой сонета - располагали катрены и терцеты в произвольном порядке, писали дистихами, добавляли в двурифменный рисунок катренов одну или две рифмы, приписывали строки в конце (так называемый сонет с кодой), использовали сонеты как строфу в больших произведениях, построенных свободно или по определенному закону (венок сонетов).

С течением времени еще одной устоявшейся формой сонета в европейской поэзии стал английский вариант, прославленный Шекспиром: три катрена и двустишие (называемое сонетным ключом), написанные пятистопным ямбом, c рифмовкой abab cdcd efef gg.

В русской поэзии сонетом (традиционнно, как и в немецкой, писавшимся почти исключительно 5- и 6-стопным ямбом) вплотную занялся Пушкин и, как и все поэты, увлекающиеся твердыми формами, создал свой вариант: 4-стопный ямб с рифмовкой AbAbCCddEffEgg (прописные - женские рифмы, строчные - мужские) и, хотя такой сонет записывается одной 14-строчной строфой, структурно это три катрена со всеми вариантами рифмовки (перекрестной, попарной и опоясывающей) и двустишие. Сюжетно пушкинский сонет также распадается на четыре части: первый катрен - завязка, второй — развитие, третий — кульминация и двустишие — сонетный ключ, подводящий итог. Создав свой сонет, Пушкин сразу же использовал его как строфу и написал "Евгения Онегина" (со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называется онегинской строфой.

В двадцатом веке вариантов сонета с помощью синтеза других классических твердых форм, разнообразия стихотворных метров и ярких творческих экспериментов было создано великое множество: тайный и потайной сонеты, моноримический сонет, рондель с кодой, сонет триолетно-октавный, сонет-пентолет (двойной триолет), терцетный и дисептетный сонеты, три вида японских сонета, газельный сонет, сонет-кольцо, поминальный сонет и многие другие. Нами собрано больше 200 разновидностей сонета, но мы знали ценителя поэзии, жалевшего, что "еще в советские времена читал, но по молодости не переписал, самиздатовскую рукопись неизвестного русского поэта", в которой было описано ровно 1400 различных типов сонета (по сто на каждую строчку классической формы). Надеемся с ней еще ознакомиться :)

Вариантов использования сонета как строфы помимо традиционного венка сонетов, в прошлом веке также появилось много: гирлянда (без магистрала и зацикливания), цветок (из сонетов-колец с магистралом, состоящим из строк-ключей) с четырнадцатью и произвольным количеством лепестков, терцетные двулистники и трилистники, связанные рефренным двустишием в середине, кольца и браслеты (с магистралом-самоцветом - другой твёрдой формой, оправленной в сонетную вязь) и многие, многие другие.

В одной статье всех стихотворных примеров сонета и использования его как строфы не приведешь - думается, ЛиРу не поддерживает такой объем текста для одного поста :), поэтому для каждой формы будет создана отдельная более подробная статья, а здесь будут приводиться ссылки.



Сонет к форме


Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!


Валерий Брюсов, 6 июня 1895.



РАЗНОВИДНОСТИ СОНЕТА:

Пушкинский сонет (онегинская строфа);
Рондель с кодой;
Сонет-восходник;
Сонет-закатник;
Сонет-ответ;
Сонет-пентолет (двойной триолет);
Сонет рефренный;
Сонет триолетно-октавный.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Женская рифма;
Мужская рифма;
Дистих (двустишие);
Терцет (трехстишие);
Катрен (четверостишие);
Пентет (пятистишие);
Кодирование;
Ямб.

Словарь поэтических форм | Оглавление

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Нда я многого еще не знаю....)
Елдырин 12-07-2008-15:39 удалить
Чтобы стать поэтом-самоучкой, надо много терпения
Ответ на комментарий Елдырин # Почти все поэты, которых я знаю, в том числе я сам - самоучки. Поэзия построена на чувствах, изучение способов проявлений этих чувств так, как делается в литинституте, убивает живость поэта напрочь. Остаются только правила рифмовки, строфики... как будто поэт для них, а не они его инструмент.
Arhet 12-07-2008-20:45 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # А ты как считаешь? Все же надо держать в голове всю эту уйму рифмовок и строфик, или же прибегать к ним только тогда, когда не пишешь пятиминутный стих, чтобы поразить девчёнку, а что-то сложное, постоянно "заглядывая в словарь" подобных штук?
Не знаю...нужно ли все это поэту от природы. Учи не учи,постигай не постигай,но если в тебе от природы не заложен дар,значит ничего толкового не выйдет. Все это может лишь помочь ищущему себя стихоплету,но не более. То же самое художники,то же самое композиторы,то же самое те же журналисты,этому невозможно научиться
Ответ на комментарий Arhet # Стараться что-то запомнить ничего не нужно, совсем. Интерес к твердым формам должен возникнуть сам. Если захотелось написать сонет, прочтешь о нем в словаре, напишешь десяток и само запомнится. Когда поймешь прелесть сонета, его продуманность, упорядоченность и изящество, заинтересуешься, а что еще есть. Возьмешься за рондо или триолет, напишешь еще по десятку в каждой форме... и так далее.

Когда узнал тысячи форм и можешь, не раздумывая, за десять-пятнадцать минут написать в любой о том, что сейчас волнует, понимаешь, что хочется стройной теории, общих природных законов ритма, рифмы и строфики, на фундаменте которых можно выстроить миллиарды новых форм :) и понять, а что дальше, что выше формы...
Ответ на комментарий Анна__Сергеевна # Наоборот, именно поэту от природы это и нужно. Если таланта нет, ничего не поможет. Бездарь может выучить все словари, его можно выдрессировать писать в ритм и пользоваться словарями рифм, но стихи будут мертвыми, даже отвратительными.
Твердые формы во все времена создавались зрелыми даровитыми поэтами для себя и других талантливых поэтов - это поиск гармонии звука и ритма, упорядоченности в хаосе эмоций. Мой словарь - для зрелых поэтов, которые начали искать законы природы в поэзии, чтобы обогатить свои произведения.

Ничего учить не надо ни в каком предмете. Словарь для того, чтобы в него заглядывали при необходимости, идущей изнутри :)
Ответ на комментарий Немойберег # В таком случае,я не понимаю,для чего ты в начале повествованя применил слово "наоборот". Я про дар природный тебе и говорила. единственное в чем мы не сошлись,это в применении словаря. Я считаю,что он для начинающих,просто небольшая помощь. твое мнение,что он для зрелых
Ответ на комментарий Анна__Сергеевна #
"Не знаю...нужно ли все это поэту от природы... ... Все это может лишь помочь ищущему себя стихоплету,но не более.".


"Наоборот" предназначался этим строкам. Ищущему себя стихоплёту формы не нужны, ему нужны настоящие чувства, яркая жизнь или ее ясное видение, которое он сможет выписать. "Наоборотом" хотел сказать то, что формы нужны только уже нашедшему себя, выстроившему свой внутренний мир, ведь только тогда есть возможность полноценно постигнуть внешний.
Ответ на комментарий Анна__Сергеевна # Я подразумевал, что "ищущий себя стихоплёт" не имеет или еще не познал своего таланта :)
Ответ на комментарий Немойберег # Теперь картинка сложилась,благодарю)но мнения все же разошлись)
Ответ на комментарий Немойберег # Скорее не нашел ему должного применения
Ответ на комментарий Анна__Сергеевна # Это одно и то же с разных сторон. Взгляд с инструмента и от занятия на мастера.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сонет | Словарь поэтических форм | Немойберег - Немойберег. Поэзия и статьи словаря Поэта | Лента друзей Немойберег / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»