Хориямб - четырехсложный стихотворный метр с составной стопой из двух простых стоп - хорея и ямба: !- -!.
Сразу предупреждаю, что это наше определение. В словарях кто-то пишет, что это две стопы ямба со сверхсхемным ударением на первом слоге в первой стопе, кто-то добавляет, что это частный случай, встречающийся в стихотворении внутри регулярного ямба, эдакий случайный перебой ритма. Но мы считаем хориямб самостоятельным метром - название пришло к нам из античной Греции, где именно так его и использовали (один долгий, два кратких и один долгий слог), - и совершенно непонятно, почему теоретики поэзии оттолкнули хориямб в сторону частных случаев.
Раны с утра
Ноют вольно...
Рад им? Не рад!
Но всё равно
Рвётся и рвёт
Раны игра -
Бой мой с тобой!
Я гибну, я...
Рядом заря...
"Люто люблю!"
Бог ты, мой бог,
Зря ты так, зря...
Немойберег, Поэтические_игры.
Это одностопный хориямб с мужской рифмой, а вот и разностопный (двуодностопный, если по-нашему) с женскими и мужскими рифмами:
Стрелы летят, стрелы из глаз,
Больно и сладко...
Да, убивай! Хоть слово "стой!",
И - наповал!
Метким давно был, а сейчас -
Мимо, невнятно...
Был ты любим, стал ты - любой,
Жалко, но стал...
Василиса_Иванова, 1999 г.
Если стопа хориямба используется на протяжении всего стихотворения без изменений (без усечений и добавлений слогов внутри и в конце строк), как в первом стихотворении, то это соблюдение правил одной из простейших ритмических фигур - дуоля.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Стихотворные метры.