• Авторизация


Занятие 2. Элементы и элементарные ритмы Поэзии. 27-05-2009 02:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У всего в мире есть свои первоэлементы – простейшие строительные материалы, кирпичики. Объединенные в нечто целое элементы (кирпичи) составляют новый элемент (дом), на множестве которых, в свою очередь, можно строить в большем масштабе (город) и т.д. При этом каждый новый более крупный элемент сохраняет в себе все свойства первоосновы, приобретая массу новых. Это и последующие занятия – иллюстрации этого правила.



Занятие 2. Элементы и элементарные ритмы Поэзии.



Итак, начинаем строить. В языке первоэлементы – звуки, а в Поэзии – слоги. Каждый слог составлен из звуков, один из которых обязательно должен быть гласным.


Примечание. Часто спорщики, услышав это точное определение, приводят в пример слова «тигр», «корабль», «одр» и пр. в строках вида «Тигр рычал на тигрицу», мол, ясно звучит, как 3-стопный дактиль и в слове «тигр» – два слога и одна гласная. Да, два слога, только читающим в этом слове произносится два гласных звука и звучит при таком прочтении оно как «тигыр» или «тигэр». Некоторые для таких случаев изобрели понятие «полуслог» или «полугласный звук», но это измышление. Слоги составляют звуки, а не буквы, поэтому слова совсем без гласных букв (аббревиатуры вроде «СССР») все равно имеют определяемое прочтением количество слогов (в данном случае, четыре).



Сочетания гласных и согласных дают множество комбинаций. В общем, строительный материал у нас очень разнообразный :).



Элементы ритмов (основанные на слогах):



  • Метры – чередование ударных и безударных слогов.

    Например, слово «победы» имеет метрический рисунок _ /_, называемый с греческого амфибрахий (пока не думайте о названиях)



  • Струи (чередование слогов с различными гласными звуками)

    То же слово «победы» – это струя оЕы (читается с ударением на «е»)



  • Созвучия (чередование созвучных и несозвучных слогов)

    Слово «победы» имеет созвучный рисунок 3 (три слога без созвучий), а фраза «поеду в среду»: –a2a2 (один без и две созвучные пары)



  • Группы (слоги, количественно объединенные в слова/фразы)

    «Поеду в среду» – группа из 5 слогов




Ритмы, составленные из этих элементов. Основные ритмы Поэзии:



  • Размеры (повторение метров)

    Например, «победы военных» – _ /_   _ /_ – это двустопный амфибрахий



  • Потоки (повторение струй)

    Та же фраза «победы военных» – это двуструйный поток оЕы



  • Рифмы (повторение созвучий)

    Фразу «поеду в среду» можно рассмотреть и как пару рифм с рифмическим рисунком: aa (несозвучный слог не учитывается). Фраза «поеду в среду обедать к деду» имеет 4 рифмы aaaa с рисунком созвучий a3a2a3a2 (а вот струй оЕуЕу в этом потоке – две)



  • Сложники (повторение групп)

    «Поеду в среду обедать к деду» – пятисложник (5+5) или тридвусложник (3+2+3+2). В принципе, любой текст сложником явится, если есть возможность разделить все слова и фразы единым счисленьем слогов в них. Предыдущее предложение – трехсложник, шестисложник или двенадцатисложник – как кому понравится :). Обычно сложники разбивают на строки-стихи по количеству слогов в группах. Число слогов в строках может быть одинаковым, попеременным или более затейливым (например, трехсемипятисложник – 3+7+5+3+7+5…). Обобщенно такие сочетания называют разносложниками.



Забегая вперед, скажу, что все ритмы могут иметь количественную приставку или приставку «разно-».




А теперь небольшое задание. Этот катрен из достаточно длинного стихотворения, чтобы приводить его целиком, использует все 4 элементарных ритма:



Ветер с ветвью слит,
Слеплен –
Ветви след юлит,
Взветрен.

Немойберег.



Как разбирать стихотворения, мы еще подробно обсудим в следующих занятиях, а сейчас – попытайтесь в комментарии к этому посту дать описание ритмов этого четверостишия:



  1. построчный рисунок ударных и безударных слогов ( с помощью / и _ );
  2. сколько потоков и сколько струй в них;
  3. какой рисунок рифм
  4. как чередуется количество слогов в строчках.

А также для интереса – вернитесь к первому занятию. Я уверен, теперь ответить на заданный там вопрос должно быть гораздо легче.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Vacuousness_ 27-05-2009-11:08 удалить
ого.как всё сложно и интересно.Все занятия буду в цитатник брать.И когда будет время читать.Спасибо.
Ответ на комментарий Vacuousness_ # Прошу прощения что сложно, я старался объяснить как можно проще :)
unicon 28-05-2009-11:10 удалить
Писать стихи -
Наука не простая!
Но я учусь,
И слову Вашему внимаю ...
как раз я согласна написано оч легко, для понимания человека, который этим не занимается)
Ответ на комментарий Мишина_Анастасия # Спасибо. Я и старался - облегчал статью как мог. При этом столько всего не рассказал...
Ответ на комментарий martova # Рад, что интересно :)
Ответ на комментарий Cum_Grano_Salis # Созвучия - это просто посложная запись рифм по всей строке, объединяемая символами. Если рифма позвучная (косА вот - КОсово), а слоги, входящие в нее, рифмуются далее по отдельности или в другом порядке (совОй косИтся), эти позвучия разбиваются на элементы (поединично, попарно) в зависимости от всего рисунка созвучий в стихах и вводится равенство созвучий вроде a3=b1c2.

На мой взгляд, у главно-перезвучного места стихотворения рисунок созвучий такой:
Сижу, на кол дую, a1-1 b2 c2
Сейчас наколдую, a1-1 b2c2
Дорога, дорога, d1e2 d1e2 //e2=k1l1
Доведи до рога, d1-2 d1 e2
До рога кривова, d1 e2 h1i2
Берега ивова, -1e2 h1i2
Там река широка, j1 e2 h1e2
Там Кашира, Ока... j1 l1h1k1 e2 и т.д.
NikiLynx 04-06-2009-09:31 удалить
интересно. не совсем поняла. счас переварю и еще разок прочту
Mi_estas_vidanta 08-06-2009-12:17 удалить
Воздух ночной -
Приливы, отливы наветрий,
Снам ты даришь
Птиц, позабытых на ветках.
Лунная тишь,
Царит над землёй до рассвета,
Ветер-малыш
Хвостиком вьется за мной.
abcbcbca -? или тут abcbcbcd, потому-что количество слогов разное в первой и последней строчке?

-Учитель, как прекрасен твой Полет...
А у меня - обрубки, а не крылья,
И я влачу их ночи напролет
На плоских площадях, покрытых пылью.
abab

Ты ими дишишь и живешь,
Ты ими слышишь и поешь...
Потоком огненной реки -
Так просто льются в нас стихи
aabb .....
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Рифмовки оконечных рифм - правильные (первая - abcbcbca).

Нас же сейчас интересуют полные рифмовки, включая внутренние рифмы :)
Mi_estas_vidanta 08-06-2009-16:51 удалить
А я внутри ничего не вижу... Вот тут например как?

Вчерашний дождь был робок, близорук,
а нынче снег повел отсчет с начала.
Природа ли свой совершила круг,
судьба ли дни мои закольцевала.
И хлопья снега с каплями дождя
сливаются в немеркнущие блестки —
и, наугад по городу бродя,
мы на одном сойдемся перекрестке.
Mi_estas_vidanta 09-06-2009-23:35 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # Воздух ночной -
Приливы, отливы наветрий,
Снам ты даришь
Птиц, позабытых на ветках.
Лунная тишь,
Царит над землёй до рассвета,
Ветер-малыш
Хвостиком вьется за мной.

ab - ccd, ef ccd. gf, cbd, hf abb

Эх.. ну ведь не везде же есть эти внутренние рифмы... или просто я не понимаю...

Ты ими дишишь и живешь,
Ты ими слышишь и поешь...
Потоком огненной реки -
Так просто льются в нас стихи.

aab aab cde cfe

Так? :)
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Подробное расписывание созвучий и рифм в занятиях у нас еще впереди. Я ведь специально выбрал пример, в котором достаточно легко их найти.
Но если Вы хотите научиться заранее :), советую для начала выписать все гласные в виде нераспределенных потоков:

еАиОыОоИоУ
аЫеЕоЁоЁаАа... и так далее. Вы увидите внутри вкрапления струй - иОыО - в 1-й и оЁоЁ во 2-й строке. Так Вы распределяете струи и их рисунки-повторы по всему стихотворению. Это первый проход - наметки внутренних и оконечных созвучий (но еще не обязательно рифм).
еАиОыОоИоУ
аЫеЕоЁоЁаАа
иОаИоОеИаУ
уАиИоИоОеАа
иОяЕаАяИоЯ
иАюЯеЕуИеЁи
иАуАоОоУоЯ
ыАоОоЁяЕеЁе

Второй проход - поиск по созвучиям рифм - вместе с согласными, но уделяя внимание ударным гласным и относясь с некоторым снисхождением к безударным. Помимо оконечных найдутся робок-природа, повёл-отсчёт, дни-мои и т.д. Их не так мало, как кажется.

Третий проход - поиск согласных созвучий, несколько довлеющих над гласными. По диагонали оглядев текст, я вижу пока только "хлопья-капля...", "и наугад - мы на одном", что можно засчитать ассонансами.

Пометив карандашиком или маркерами выделения на компьютере "подозрительные" в смысле рифм созвучия, Вы составляете рисунок рифм - сначала полный, включая нерифмующиеся созвучия, отмечая их прочерком "–" с циферкой по количеству слогов, а потом оставляя только рифмы - и внутренние, и оконечные. Я люблю полные рисунки - так понятней, в какой стопе рифмы и легче оценить фоническое мастерство поэта.

Я могу подробно разобрать это стихотворение, но я-то умею :), поэтому Вам стоит попробовать самостоятельно
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta #
Воздух ночной -
Приливы, отливы наветрий,
Снам ты даришь
Птиц, позабытых на ветках.
Лунная тишь,
Царит над землёй до рассвета,
Ветер-малыш
Хвостиком вьется за мной.


Это стихотворение достаточно просто разобрать. Даю краткий рисунок рифм:

ab ccd ef fсd ef fbd df aab

Второе не совсем, но близко

Ты ими дышишь и живешь,
Ты ими слышишь и поешь...
Потоком огненной реки -
Так просто льются в нас стихи.

А к этому даю полный рисунок созвучий:
a1b2b2b2c1
a1b2b2d1e1c1 // d1e1->b2, e1c1=f2
f2f2g2h2
f22g2h2
Mi_estas_vidanta 10-06-2009-08:35 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # Китайская грамота.... Спасип...
У Вас в статье о внутренних рифмах тоже кратко совсем, к чему все эти стрелочки - циферки? Ну ладно... В первом почему-то немножко по-другому... а второе совсем непонятно ))))))))))
Mi_estas_vidanta 10-06-2009-08:45 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # Спасибо большое)) Все гласные я выписать конечно могу, только необязательно это будет правильно , а вот все остальное - ........ )
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Ничего страшного, это совсем не опасные ошибки, на которых и нужно учиться. А если что...
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Я же говорил, что это рано еще :). Для первого стихотворения я привел краткий рисунок рифм, а для второго полный рисунок созвучий. Поэтому и "немножко по-другому" :)
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Стрелочка - означает, что та пара созвучий d1e1 стремится к созвучиям b2 (Ипо -> Ими, Ижи, дышишь и пр.)
Знак равенства, думаю, объяснять не нужно :)
Mi_estas_vidanta 10-06-2009-09:00 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # Ясно, буду пробовать дальше...
Mi_estas_vidanta 10-06-2009-09:01 удалить
Ответ на комментарий Немойберег # или )))))))
Ответ на комментарий Mi_estas_vidanta # Это, я думаю, не потребуется :)


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Занятие 2. Элементы и элементарные ритмы Поэзии. | Немойберег - Немойберег. Поэзия и статьи словаря Поэта | Лента друзей Немойберег / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»