• Авторизация


12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики 08-04-2008 09:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
НАЧАЛО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

3 октября 1942 года началась КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Впервые созданный людьми летательный аппарат (немецкая нацистская ракета «Фау-2») достиг космоса, взлетев на высоту более 90 км (по современному международному праву космическое пространство начинается с высоты 80 км). Хотя эта дата стала началом космической эры человечества, но широко не отмечается, т.к. связана с немецким нацизмом.

«Фау-2» (нем. V-2, Vergeltungswaffe-2 — Оружие возмездия-2) - первая в мире жидкостная ракета современного типа (другое название А-4 - Aggregat-4), разработанная гениальным немецким конструктором нацистом Вернером фон Брауном (позднее в США руководил программой "Apollo" пилотируемых полетов на Луну).

Ракета «Фау-2» стала основой конструкций всех современных жидкостных космических ракет. После 2-й Мировой войны конструкторы «Фау-2» трудились в СССР и США над созданием космической ракетной техники.

«Фау-2» - это одноступенчатая баллистическая ракета. Позднее применялась Германией в конце Второй мировой войны для поражения городов и крупных объектов на территории Великобритании и Бельгии. Первый старт состоялся в марте 1942, а первый боевой запуск — 8 сентября 1944 года. Ракета стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости.

Масса ракеты составляла около 13 тонн, длина — 14 м, максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Боевая часть вмещавшая до 800 кг взрывчатого вещества, размещалась в головном отсеке. Жидкостный ракетный двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте (примерно 3,5 тонны) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Средняя стоимость — 119600 рейхсмарок. Всего немцами по "врагам Рейха" было выпущено около 2,5 тыс. ракет, из них около 1,5 тысяч достигли целей. (В 2006 году на показательных пусках в присутствии Президента РФ Путина из 4-х запущенных российских боевых ракет цели достигла только одна.) Была спроектирована и более мощная Фау-3 для нанесения пилотируемых ударов из космоса по США, но поражение нацистов не позволило завершить ее создание.

Стилизованное изображение «Фау-2» по праву венчает монумент «Покорителям космоса», воздвигнутый в Москве в 1964 г. в ознаменование достижений в освоении космического пространства.

На снимке: старт нацистской Фау-2.

На снимках: монумент «Покорителям космоса» в Москве.

Воодушевленный достижениями нацистов и США в создании ракетного и ядерного оружия, Иосиф Сталин в конце 2-й Мировой войны принял решение о создании ракетно-ядерного оружия в СССР.

В 1945-47 годах были привезены из Германии тысячи эшелонов оборудования. Перевезены были полностью все доставшиеся СССР институты, всё научное и промышленное оборудование. Немецкий проект, вместе с учёными, вместе с сырьевой базой, полностью перешёл к СССР и стал составной частью советского исследовательского проекта. Советские специалисты были поражены количеством и техническим уровнем оборудования – подобного они не видели никогда. В СССР тогда еще только разрабатывались пробные ракетные двигатели с тягой до 2,5 тс. Здесь советские инженеры увидели массово выпускавшиеся надежные двигатели с тягой 30 тс.

Для работы над ракетным оружием из Германии прибыло более 150 специалистов (с семьями это составило почти 500 человек), среди них 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров, 21 инженер-практик.

Официально они именовались «иноспециалистами». Из них созданы рабочие группы по разным научным направлениям и специальная организация «Филиал № 1 Государственного союзного НИИ-88 Министерства вооружения», которую разместили на острове Городомля на озере Селигер. Разумеется, работали немцы не только на острове.

«Филиал № 1» состоял из секторов баллистики, аэродинамики, двигателей, систем управления, испытаний ракет и конструкторского бюро. Руководителем был назначен профессор Вольдемар Вольф. В числе других в состав «филиала» вошли видные учёные – конструктор Бласс (назначенный заместителем Вольфа), термодинамик Пейзе, специалист по радиолокации Франц Ланге, аэродинамик Вернер Альбринг, физик и теоретик-гироскопист Курт Магнус, теоретик и специалист систем автоматического управления Ганс Хох, специалист по рулевым машинам Блазиг, доктора Магнус, Умпфенбах, Шмидт, Швардт, Андерс, Шефер и многие другие "иноспециалисты".

В распоряжение советских властей попал и Гельмут Греттруп - главный специалист по электронике, ближайший сотрудник Вернера фон Брауна, единственный крупный специалист из Пенемюнде, оказавшийся в руках русских. Позднее в «Филиале № 1» он был назначен руководителем проекта и главным конструктором. Именно Греттруп впервые в мире разработал революционное техническое решение отказа в ракетах от графитовых газовых рулей и перехода к управлению ракетой изменяемой тягой управляющих реактивных двигателей.

Условия жизни немецким ракетчикам были обеспечены несколько попроще, чем немецким «иноспециалистам»-ядерщикам (семейные обеспечивались «всего-навсего» обычными отдельными 2-3-х комнатными квартирами), да и зарплаты платили поменьше – 6 тыс. рублей в месяц (Магнус, Умпфенбах, Шмидт), 4,5 тыс. руб. (Греттруп, Швардт), дипломированные инженеры получали около 4 тыс. рублей. По результатам работ выплачивались премии, многократно превышавшие зарплаты.

Надо учитывать, что большинство работавших там же советских специалистов и рабочих жили в бараках, где не было самых элементарных удобств.

(Для справки. Курс доллара 1946 года 5 рублей 39 копеек, но доллар тогда был гораздо дороже, чем сейчас – заявленный золотой паритет доллара был 0,888671 грамма, хотя из-за военной инфляции его реальная покупательная способность и была снижена по сравнению с довоенной почти в 2 раза). У простых советских людей 800 рублей в месяц считалось очень хорошей зарплатой – многие получали значительно меньше (250-400 рублей).

Общим руководством работ занимался главный инженер НИИ-88 теоретик и конструктор в области ракетных двигателей Юрий Александрович Победоносцев (зарплата 5 тыс. руб.). Королёв руководил отделом № 3 СКБ НИИ-88, в котором работали Тюлин, Лавров, Будник, Мишин (позднее стал академиком, после смерти Королёва был главным конструктором, позднее в результате гибели космонавта Комарова его на этой должности сменил ставший к тому времени академиком Глушко, в своё время сидевший в сталинских лагерях вместе с Королёвым).

Много немецких авиаконструкторов и специалистов было занято в проектировании и создании новых тогда в авиации реактивных самолётов, реактивных двигателей (в области реактивного авиастроения Германия тогда была самой передовой страной в мире), а также в модернизации старых и в создании новых авиационных производств. В частности, на первом советском серийном реактивном истребителе МиГ-15 стоял двигатель советского производства – копия двигателя немецкого реактивного истребителя времён конца войны Ме-163. В СССР работал лучший немецкий ас, известный летчик-истребитель Эрих Хартман, сбивший за время Второй мировой 362 самолета, из них 358 на Восточном фронте (в Германии в Клуб Асов принимался лётчик, сбивший не менее 100 самолётов).

Немецкие специалисты принимали важнейшее участие и в создании послевоенного советского ракетного военно-морского флота, и в разработках средств радиолокации, в старости дотянув даже до советской радиолокации с Земли планеты Венера, что до сих пор является предметом гордости теперь уже российской науки.

Огромный вклад в «общее дело» вносили сведения, добываемые в западных странах советской внешней научно-технической разведкой.

Проекты и стройки в областях ракетных и авиационных носителей ядерных зарядов были не менее грандиозными, чем в ядерном проекте.

По плану реализации ракетно-ядерной программы по всей стране строились десятки новых научных городов со «спецснабжением» работавшего там контингента, а страна голодала и обеспечивала эту программу.

Заключённые работали в невероятном темпе в тяжелейших условиях. Вообще, срок жизни заключённого занятого в ГУЛАГе «на общих работах» редко превышал 4-6 месяцев.

Отличавшийся завидным здоровьем будущий руководитель ракетного проекта С.П.Королёв выдержал «на общих работах» в магаданских лагерях 8 месяцев, но превратился в полностью истощённого с трудом передвигавшегося «доходягу». Спас его руководитель тюрьмы-КБ заключённый Туполев, затребовавший его из лагеря в свою «шарашку» – ещё пара недель, и было бы уже поздно.

Программы ракетно-ядерных работ рассматривал, одобрял и подписывал лично товарищ Сталин.

Впрочем, перспективные планы Сталина простирались и дальше. Как он говорил, «кто владеет Луной, владеет миром» – ему были нужны военные ракетно-ядерные базы на Луне. По его мнению, основная послевоенная борьба за мировое господство заключалась в решении вопроса «Кто первым создаст военные базы на Луне?». Конечно, первым должен был быть СССР. При достаточном временном и техническом опережении, других туда можно было бы не допускать. Программа освоения космоса, включая пилотируемые полёты на Луну и создание там баз, была подписана им в конце 1952 года, но выполнялась уже после его смерти.

По этой программе в 1957 году была создана знаменитая королевская «семерка», которая обеспечила 4 ноября 1957 года запуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 года первый в истории вывод пилотируемого космического корабля (Ю.А.Гагарин) на околоземную орбиту. Позднее в шарообразный спускаемый аппарат, разработанный для полета Гагарина, умудрялись помещать уже по 2 и даже по 3 космонавта.

В несколько модифицированном варианте, называемом «Союз», королевская «семерка» проекта 1957 года до сих пор остается единственным российским носителем для пилотируемых космических полетов.

Содержание советской программы быстро стало известно руководству США, но поначалу оно восприняло это скептически. Только после полёта Гагарина в Америке окончательно поняли, что угроза нешуточная, и вынуждены были срочно включиться в «лунную гонку». Бывшему нацисту Вернеру фон Брауну, конструктору первой в мире жидкостной ракеты современного типа Фау-2 (V-2), который до запуска первого советского спутника вообще находился в США практически «в отстойнике», после полёта Гагарина была предоставлена вся научная и производственная мощь Америки для достижения первенства, с чем он, будучи «истинным арийцем»» и имея «характер стойкий нордический», как всегда, успешно справился.

21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу американцы Нейл Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong) и Базз Олдрин (англ. Buzz Aldrin, урождённый Эдвин Юджин Олдрин) высадились на Луне. Затем было совершено еще несколько успешных экпедиций.

В СССР, после отъезда большинства немцев в 1955 году в ГДР, работы шли всё более затратно и всё менее продуктивно. В частности, из первых десяти непилотируемых советских ракет, отправленных на Луну, только последняя, десятая, благополучно выполнила задание полёта (а каждая из них обходилась как строительство среднего размера города). Низкая эффективность работ начала приводить к неоправданному перенапряжение всех сил страны и к её постепенному обнищанию.

Окончательно выполнение «сталинской» лунной программы было сорвано в 1969 году после трёх аварийных пусков советской лунной ракеты Н-1, о чём следует сказать особо.

Ракета Н-1 была создана для высадки одного космонавта на Луну, при этом второй космонавт экспедиции должен был оставаться на лунной орбите. В СССР не было достаточно мощного маршевого ракетного двигателя – немцы в СССР уже не работали, но они работали в США под руководством Вернера фон Брауна, все их имена, кроме самого фон Брауна, засекречены в Америке до сих пор. Н-1 со стартовой массой 1200 тонн представляла собой, как в шутку говорили её создатели, «склад ракетных двигателей» – для создания достаточной тяги на ней установили 30 маршевых двигателей конструкции КБ академика Глушко (6 в середине и 24 по периметру днища ракеты).

В беднеющей стране уже не нашлось денежных средств на создание для неё огромного испытательного стенда, и было решено, в нарушение всех принципов, сразу перейти к пускам. Около 10-й – 15-й секунды полёта ракеты с ещё почти полной заправкой взрывались, и на месте падения пылало море огня длиной 3 км и шириной 1 км. Из сгоревших в кислородно-керосиновом пламени обломков выяснить причины падения было уже невозможно. После третьего аварийного пуска лунная программа была приостановлена, а затем и отменена. СССР выбыл из лунной гонки навсегда.

Как выяснил много позже из чертежей ракеты к.т.н. Олег Дмитриевич Волчков, трубка подачи горючего к одному из двигателей в одном-единственном месте была закреплена не как положено через каждые 20 см, а через 40 см. Эта ошибка возникла ещё на стадии проектирования – один конструктор случайно пропустил на чертеже одно полагавшееся крепление, и никто ни на какой стадии конструирования и изготовления этого не заметил. От вибраций во время полёта провисавшая часть трубки разрушалась. Подвело отсутствие немецкой педантичности, усталость коллектива от бесконечной гонки и склонность исполнителей к бездумному выполнению работ.

Увидев, что русские Луны не достигли, свои военные базы там не создали и окончательно утратили способность сделать это в дальнейшем, США тоже отказались от пилотируемых полётов на Луну и от постоянных лунных станций как от неоправданно дорогостоящих.

Сейчас, и уже совместно США и Европе, для решения «сталинского вопроса» снова приходится вступать в лунную гонку – теперь уже с набравшим мощь континентальным Китаем. Свои лунные амбиции также заявили Индия и Япония.

В конечном итоге для проведения работ по ракетно-ядерному проекту в отдаленных районах страны были построены (преимущественно силами заключенных) десятки новых городов.

Последним большим достижением советской космонавтики было создание на основе американского многоразового космического челнока шаттл (англ. space shuttle — спейс шаттл, первый полет 12 апреля 1981, челнок «Колумбия» STS-1) советской многоразовой системы «Буран» (первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г.).

Программа «Буран» была заведомо обреченной, т.к. для нее в СССР просто не было достаточного количества грузов, предназначенных для запуска в космос. Символично, что столь успешно слетавший в космос «Буран» в условиях новой России погиб под рухнувшей от обветшания бетонной крышей хранилища. В 1993 году программа «Буран» была окончательно закрыта. Оставшиеся «Бураны» Россия распродала для создания аттракционов.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики | Semicvetic_Cvetic - Дневник Semicvetic_Cvetic | Лента друзей Semicvetic_Cvetic / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»