[250x166]
ОРТ Православная программа «Слово пастыря» 19.06.04 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: «… Без разномыслия, без разных точек зрения, разного подхода к предметам, да не может быть вообще жизни… сопоставление разных точек зрения, введения в научный оборот разных подходов всегда обеспечивает развитие, прогресс, движение, динамику. И в Церкви тоже самое присутствует. Если взять Богословие, то есть науку о Боге. Рациональное изложение и систематизацию истин откровения, то
в сфере Богословия существуют школы, традиции, подходы не всегда одни и те же, которые отличаются друг от друга. Это было еще в глубокой древности. Известна была Александрийская школа Богословия, Антиохийская школа Богословия, которые использовали и разные методы изучения Священного писания. И имели разные подходы к изучению Священного писания. Поэтому такого рода разногласия, такого рода различия не просто могут присутствовать в Церкви, они должны присутствовать в Церкви, потому что так люди устроены такова наша природа. Тоже самое относится к привнесению в жизнь Церкви национальных культур или местных традиций и обычаев. … на Руси в 17 веке при патриархе Никоне, когда началась литургическая Богослужебная реформа с целью унифицировать сложившийся на Руси обряд и греческий обряд. Знаем, к чему это привело – к возникновению так называемого старообрядческого раскола, который, к сожалению, до сих пор не преодолен в нашем народе. Поэтому нужно с уважением относиться к определенным различиям. Но при этом нужно всегда помнить, что в основном и в главном. Мы должны быть едины… Пример Церкви очень важен, он важен в данном случае и для общества и для государства, потому что в Церкви мы находим правильное соотношение свободы и обязательств, свободы и дисциплины» картика: Василий Перов Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи) …
ОРТ Православная программа «Слово пастыря» 19.06.04 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: «… Без разномыслия, без разных точек зрения, разного подхода к предметам, да не может быть вообще жизни. Если бы у каждого был один и тот же взгляд на то, что происходит в мире, наверное, не было бы творческих дискуссий, не было бы поисков истины, не было бы самого развития. В этом смысл вообще принцип диалектики, очень правильный принцип, потому что сопоставление разных точек зрения, введения в научный оборот разных подходов всегда обеспечивает развитие, прогресс, движение, динамику. И в Церкви тоже самое присутствует. Если взять Богословие, то есть науку о Боге. Рациональное изложение и систематизацию истин откровения, то в сфере Богословия существуют школы, традиции, подходы не всегда одни и те же, которые отличаются друг от друга. Это было еще в глубокой древности. Известна была Александрийская школа Богословия, Антиохийская школа Богословия, которые использовали и разные методы изучения Священного писания. И имели разные подходы к изучению Священного писания. Поэтому такого рода разногласия, такого рода различия не просто могут присутствовать в Церкви, они должны присутствовать в Церкви, потому что так люди устроены такова наша природа. Тоже самое относится к привнесению в жизнь Церкви национальных культур или местных традиций и обычаев. Если вы войдете в Греческий православный храм, то обнаружите, что с обрядовой точки зрения так присутствует нечто такое, чего нет в Русской церкви и наоборот. А если придете в Арабский храм, то обнаружите отличия и от греческого Богослужения и от русского Богослужения. Существуют отличия даже между нами и болгарами, между нами и сербами, хотя славяне очень близки друг другу. Это действительно обуславливается местной культурой, местными обычаями и никогда не воспринималась как причина для разделения. Больше того, когда эти местные национальные обычая и традиции искусственно пытались ликвидировать и унифицировать обряд, то нередко это приводило к самым печальным последствиям. Как это было на Руси в 17 веке при патриархе Никоне, когда началась литургическая Богослужебная реформа с целью унифицировать сложившийся на Руси обряд и греческий обряд. Знаем, к чему это привело – к возникновению так называемого старообрядческого раскола, который, к сожалению, до сих пор не преодолен в нашем народе. Поэтому нужно с уважением относиться к определенным различиям. Но при этом нужно всегда помнить, что в основном и в главном. Мы должны быть едины. Если происходят различия в вере в понимании канонического строя церкви, в понимании церковной дисциплины, вот тогда мы имеем дело с недопустимым разномыслием, а с расколами или даже ересью. В Церкви находится очень верный баланс между свободой, творчеством мысли и подчинением этой свободной мысли закона обязательным нормам, традициям или, как мы говорим, Предания – Священного Писания, Предания с большой буквы. Вот когда человеческая свобода действует в определенном нормативном поле (давайте выразимся так юридическим языком). Вот тогда никогда не бывает произвола, тогда никогда не бывает произвола, когда свобода является огромной силой для движения вперед. А если нету системы координат, нету системы ценности. Что человеческая нравственная свобода превращается в произвол, в раскрепощение страстей и греха. И мы имеем то, что сегодня имеем в жизни человеческой цивилизации. Пример Церкви очень важен, он важен в данном случае и для общества и для государства, потому что в Церкви мы находим правильное соотношение свободы и обязательств, свободы и дисциплины».