• Авторизация


Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. 06-08-2010 20:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Думаете речь пойдет о том как в 1989 году поссорились Айртон Сенна и Ален Прост? Да нет, эта история широко известна и оговорена со всех сторон, хотя и имеет отношение к той теме, которую  хотел бы затронуть и которую сегодня не обсуждает только ленивый.

[699x455]

 

 Это фото, как и события за ним, не знает только человек весьма далекий от формулы один, но вот что интересно, многие из тех, кто сейчас улыбнулся: «Уж я-то знаю!» , уверены, что именно эти события положили начало борьбе, если это можно назвать борьбой,  ФИА с командной тактикой. Не тут-то было. Первые, хилые попытки были сделаны еще в 1998 году, сразу после гран при Австралии. По легенде, там и командного приказа-то не было, вроде бы Мика и Дэвид, по примеру старших товарищей, прекрасно отдавая себе отчет в том, что шасси MP4-13, созданное Ньюи, равных не имеет и им предстоит бороться только между собой, договорились о том, что кто входит первым в первый поворот, тот первым пересекает и линию финиша. Все к тому и шло, уже на средине дистанции пара Макларен оторвалась от ближайшего преследователя на минуту с лишним, но! По той же легенде, на 36-м круге, какой-то команде (легенда умалчивает какой) удалось, на частоте Макларен, «дунуть в уши» Мике одну только фразу: «Срочно на пит!». Плановый пит-стоп ожидался только через несколько кругов, но Мика послушно свернул в боксы. Механики не были готовы обслужить своего пилота и им ничего не оставалось, как только размахивая руками показать Хаккинену, чтобы тот возвращался на трассу не останавливаясь. Поскольку в итоге Френцен, финишировавший третьим, отстал на круг, то естественно, что Мика пропустил только Дэвида и отставание составило 13-ть секунд. Мика, не без помощи Дэвида который оттормаживался как мог, сократил отставание, а за пару-тройку кругов до финиша, на прямой старт-финиш Дэвид ушел с траектории, демонстративно пропустив напарника вперед. Действия ФИА по этому эпизоду канули в Лету по одной очень простой причине, - если  напишу магическую фразу «диагональные тормоза», всем и все сразу станет понятно. Шумиха та еще была, и затмила всё и вся, а суть ее проста и знакома даже начавшим смотреть формулу всего несколько лет назад – эта система тормозов, разрабатывалась Макларен с ведома тех.коммитета и, непосредственно, его председателя Чарли Уайтинга и являлась абсолютно законной, но после гран при Австралии, не без подозрений Феррари, была объявлена вне закона. Знакомо, правда?

Но прошу прощения, я отвлекся.

Одна из самых первых легенд о командной тактике относится к гран при Италии 1956 года. Тогда в Монце у Фанхио сломалась машина. По тогдашним правилам он мог взять машину товарища по команде и Питер Коллинз, из благородных побуждений, уступил ему свою. Но этот благородный жест, в какой-то степени, был вынужденным. Дело в том, что по внутрикомандной субординации Коллинз не обязан был предоставлять машину Фанхио, это должен был сделать третий пилот команды Ferrari Луиджи Муссо, но тот наотрез отказался подчиняться приказу команды на своем домашнем гран при. Общественное мнение того времени, восхищаясь благородным поступком Коллинза, обрушилось с негодованием на Муссо. За что бы вы думали? – за неспортивное поведение!

Болельщики Вильямс с особой гордостью относятся к тому, что команда если и применяет командную тактику, то делает это в исключительных случаях. Это принципиальная позиция сэра Фрэнка, порой даже в ущерб результату. А вот корни этой принципиальной позиции уходят в далекий 1981 год.  Началось все на гран при Бразилии того года. Тогдашний пилот команды Карлос Рэйтеманн, проигнорировал приказ команды и финишировал первым. Его партнер по команде Алан Джонс, чемпион мира(!), был так возмущен этим фактом, что даже отказался участвовать в церемонии награждения и не вышел на подиум. Внутри команды разгорелся грандиозный, да даже не скандал, а настоящая война, разделившая команду на два враждующих лагеря. А в итоге, в последнем гран при сезона, в Лас-Вегасе, титул в личном зачете у них «украл» Нельсон Пике.

А в следующем году, на гран при Сан-Марино в Имоле, за полтора десятка кругов до финиша сошел Рене Арну (Renault) и лидером стал Жиль Вильнев (Ferrari), на Р2 шел Пирони (Ferrari). Ферарри тут же показала пилотам табличку «Медленнее». Что бы означала эта команда в нынешнем сезоне 2010 года, мы все хорошо понимаем, то же самое она означала и в сезоне 1982 года. Естественно, Вильнев скорость сбросил, а вот Дидье … Когда он обогнал Жиля первый раз, тот решил, что Пирони хочет позабавить публику и весело ему ответил, но дальнейшие, весьма жесткие атаки Пирони, развенчали это заблуждение Вильнева – Дидье боролся за победу всерьез. Несколько раз пилоты менялись местами, но, в конечном итоге, Пирони, на последнем круге, на грани фола, обогнал Вильнева и финишировал первым, одержав свою первую победу за Феррари. Больше Вильнев с Пирони не разговаривал, мало того, на пресс-конференции заявил журналистам, что находится с Дидье в состоянии войны. К сожалению, а в данном случае именно к сожалению, война эта длилась не долго, всего пару недель. На следующем гран при, в Цольдере, во время квалификации, машина Вильнева наехала на колесо машины Йохена Масса (March), который возвращался в боксы … Вечером, в больнице, Вильнев умер. Месяца через три, после этого трагического события, в Хоккенхайме, машина Пирони врезалась в машину Проста (Renault). Пирони сломал обе ноги, но остался жив.

Кстати о Renault и образца того же 1982 года, с пилотами Алленом Простом и Рене Арну. Поскольку у Проста на гран при Франции еще оставались шансы на титул в личном зачете, Жерар Ларусс, тогдашний шеф команды, я уж и не знаю, - попросил ли или отдал распоряжение Арну, который взял поул, пропустить Проста.  Зря ждал Ален этого момента, Рене так и не пропустил его. 

Что ж такое хорошо и что такое плохо? Безусловно, командная тактика была всегда и, скорее всего, никуда не денется. Но вот, что я хотел бы возразить тем, кто подходит к этому вопросу лояльно. Командная тактика нужна команде для достижения определенной цели, как правило, это титул в личном зачете для одного, отдельно взятого, пилота. Это одна сторона медали. Вторая сторона это мы с вами, - зрители. Зрителям нужно зрелище, уж простите за тавтологию, а зрелище это борьба не только между пилотами разных команд, но и между пилотами одной, поскольку болеем мы не только за команды, но и за пилотов и каждый за «своего». Мне, конечно же, возразят, что, в таком случае, могут возникнуть ситуации подобные рэдбуму в Турции. Так вот задача команды подобрать пилотов уровня Хэмильтона и Баттона которые, в той же Турции, показали, что бороться друг с другом можно и без столкновений и очень даже красиво. Это было то зрелище, которое необходимо. И если уж мы подходим к командной тактике с позиции двойных стандартов, а именно так мы с вами, сейчас и подходим к этому вопросу, то такой подход нужно узаконить. Пока пилот имеет математические шансы на титул, никаких командных приказов в любом виде. Как только он их потерял, пусть помогает тому, кто еще борется. Да, двойные стандарты, но откровенно, без лицемерия как сейчас – одни пользуют, а другие делают вид, что ничего не происходит и при этом все и всё прекрасно понимают.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. | wild_elf - Formula wild_elf | Лента друзей wild_elf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»