![]()
Пейзаж с поселком в долине Рейна Частное собрание
Фламандское семейство Rijckaert (или Ryckaert) в Антверпене дало миру нескольких талантливых живописцев в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков, которые преимущественно жили и работали в Антверпене. Их фамилия предполагает, что изначально семья была довольно зажиточная или даже очень богатая, так как «rijckaert" на голландском языке означает "богатый человек". Тем не менее, это остается чистой филологической спекуляцией, поскольку очень мало известно о художественной карьере Дэвида Rijckaert I (или Дэвида Старшего) и о его финансовом положении. Он был художником, а также имел весьма доходную профессию - пивовар и, кроме того был известен как декоратор скульптур. Он и его жена Кэтрин Рем, профессиональный художник также, имели восемь детей, из которых двое сыновей стали видными художниками : старший сын Дэвид II (натюрмортист) и младший сын Maerten Rijckaert (пейзажист). Известно, что знаменитый Энтони ван Дейк писал портреты обоих братьев, как извстных людей. Это, безусловно, была очень плодородная художественная среда, в которой Дэвид Ryckaert III (или Давид Младший, 1612-1661) жанровый художник, сын Дэвида II и племянник Мартина был в состоянии развить свои таланты. Он учился у его отца Давида Ryckaert II.
• Дэвид Ryckaert I, 1560 - 1607.
• Дэвид Ryckaert II, 1586 - 1642; старший сын Дэвида I.
• Мартин Ryckaert, 1587 - 1631; младший сын Дэвида I .
• Дэвид Ryckaert III, 1612 - 1661; сын Дэвида II, внук Дэвида I, племянник Мартина.
Мартин никогда не женился и не дал потомков. У Дэвида II , по некоторым данным было два сына и две дочери: сын Паулис и дочь Катарина также стали художниками. После брака дочери Дэвида Ryckaert II Катарны и известного художника Гонзалес Коквес (Кокс) (Gonzalez Coques; 1614—1684) , прозванного «маленьким Ван Дейком», (который был одним из учеников Давида II) семья Rijckaert стала центром артистической среды города Антверпена. Пост об этом замечательном семействе начну с творчества младшего брата Мартина...
![]()
Ryckhaert, by Anthony van Dyck , 1630г. Мадрид, музей Прадо
Martin Ryckaert Мартин Рейкарт (1587-1631) - фламандский живописец – пейзажист Золотого века, представитель вышеупомянутой династии художников. Мартин Рейкарт родился в семье художника Давида Рейкарта I, его старший брат David Ryckaert II, и племянник David Ryckaert III тоже были художниками. Мартин родился и вырос в Антверпене, он был учеником Тобиаса Верхахта, который был учителем и Питера Пауля Рубенса. Рейкарт писал панорамные скалистые лесные пейзажи, часто с водопадами, руинами и архитектурными объектами. В результате врожденного дефекта или из-за несчастного случая у него была только правая рука, слева была короткая культя. Мартин в первую очередь учился у своего отца, а позднее у Tobias Verhaecht (1561–1631) (или Verhaeght).
Tobias Verhaecht (1561–1631)
Tobias Verhaecht (1561-1631, Flemish painter) Горный пейзаж с Венерой и Адонисом, ок 1600г., Carmen Thyssen-Bornemisza Collection on deposit at Museo Thyssen-Bornemisza
Мартин сформировался как пейзажист именно под влиянием творчества своего учителя Tobias Verhaecht и многое перенял в его стиле. Tobias Verhaecht был также учителем Питера Пауля Рубенса в течение короткого периода. После учебы Мартин Рейкарт отправился в Италию. Считается, что он был в Италии между 1607 и 1610гг. Хотя нет документальных доказательств этой поездки. Возможно, что во время своего пребывания в Италии он практиковал пленэрные зарисовки. Мартин вернулся в Антверпенскую Гильдию Святого Луки в 1611 году и был зарегистрирован как «художник с одной рукой." Он провел остаток своей профессиональной карьеры в родном городе. Принимал активное участие в местной палате риторики De Violieren. Он никогда не женился из-за своего дефекта. Мартин собрал много картин его современников в своем доме на Meyer-стрит в Антверпене. Он был близким другом Энтони ван Дейка, который нарисовал в 1630г. его портрет, показывающий Мартина в богатых царских одеждах . Этот портрет был во владении Мартина, а когда он умер, и сегодня - в Прадо в Мадриде. Существует и графический портрет Мартина Рейкарта выполненный гравером Jacob Neefs (Antwerp, 1610 – Antwerp, after 1660) , который затем был включен в проект Ван Дейка под названием "Иконография" (Известно, что Энтони ван Дейк с 1626 по 1633гг. создал галерею графических портретов выдающихся современников, получившую название "Иконография". Для офортной серии он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, часть с помощью граверов, как в лучае с графическим портретом Мартина Рейкарта и его старшего брата. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. После его кончины Мартин ван Эмден, гравер, печатавший большинство офортов, продал первоначальные 80 досок. К ним было добавлено еще 15 досок, выгравированных самим Ван Дейком, а также гравюры других художников, так что общее число было доведено до 100. Это издание появилось в свет 1645г. и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Иконография не только важный исторический документ, но и имеет высокохудожественную ценность).

Jacobus Neeffs, after Sir Anthony van Dyck (Flemish, 1610-1660 or after) engraving Martin Rijckaert,1626/1641 ,
Courtesy National Gallery of Art, Washington
В некоторых источниках существует путаница по поводу портрета Мартина Рейкарта, выполненного Энтони ван Дейком: писал ли он портрет Мартина с натуры или с гравюры? Тем не менее в большинстве источников дается дата портрета - это 1630 г., Мартину здесь 43 года. Уже на следующий 1631 год художник заболевает в начале года и умирает 28 октября 1631г. Мартин Рейкарт всю свою жизнь провел в родном городе и умер там же., оставив все свое состояние сестре Марии и брату Pauwel (или Pauwels).
![]()
Скалистый пейзаж с рабочими литейной мануфактуры Скалистый пейзаж с рабочими литейной мануфактуры давно считается одним из старейших изображений доменной печи в Европе и поэтому имеет не только художественную, но и историческую ценность..
![]()
Скалистый пейзаж с водопадом и путешественниками на пути
Горный пейзаж с водопадом и замком на скале Частное собрание
![]()
Обширный горный пейзаж с фигурами на лошадях на переднем плане, извилистой реки и городом за рекой
![]()
Лесистый и речной пейзаж с парусной лодкой, фигурами с лошадью и телегой на дороге на переднем плане
![]()
Речной пейзаж с религиозной темой "Бегство в Египет"

Скалистый пейзаж с водопадом и религиозной темой "Бегство в Египет"

Пасторальный пейзаж

Лесной пейзаж с религиозной темой "Геркулес и Какос"
Какос (Какий, др.-греч. Какос «плохой», «уродливый») — сын Гефеста (Вулкана). По рассказам латинских поэтов, огнедышащий людоед, великан, который жил на Авентинской горе — месте будущего Рима (по другой версии на Палатинской), в пещере, окруженной остатками пожранных им человеческих тел. Брат Каки. Украл у Геракла четырёх быков и четырёх телиц из Герионова стада и, чтобы запутать следы, втащил их за хвосты в свою пещеру. Геракл нашёл Какоса, услышав мычание коров, и задушил его. По Дионисию, он похитил коров Геракла, Геракл убил его дубиной, разрушил пещеру и воздвиг алтарь Зевса Еврисейского.

Речной пасторальный пейзаж с "Бегством в Египет"

Горный пейзаж с пастухами
![]()
Пейзаж с пастухами Антверпен, Королевский музей изящных искусств
![]()
Пейзаж с пастухами и фигурами молящихся
Лесистый пейзаж с крестьянами на дороге и стадом на поляне Частное собрание
Пейзаж с рыбаком
Скалистый пейзаж с путниками Мадрид, музей Прадо
Классический пейзаж с руинами и фигурами Частное собрание
Панорамный горный пейзаж с путешествующими в Эммаус Частное собрание
Панорамный горный пейзаж с путниками на дороге и рыбацкой деревней вдали Частное собрание
Панорамный пейзаж с городом в долине и крепостью Частное собрание
Панорамный пейзаж с путниками Частное собрание
Пасторальный пейзаж с римскими руинами и рыбаками на переднем плане Частное собрание
Пейзаж с озером,ок.1616 Санкт-Петербург, Эрмитаж
Пейзаж с сатирами Лондон, Национальная галерея
Пейзаж с фермой, 1627 Санкт-Петербург, Эрмитаж
Прибрежная деревня с фигурами в лодке Частное собрание
Речной пейзаж с лодками и фигурами на берегу Частное собрание
Святой отшельник Онуфрий Великий Частное собрание
Продолжение следует...