• Авторизация


Мирослав Машлянко. Польша. 30-11-2008 02:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

[460x305] "И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x305] "И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x305] "И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x693]"И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x305] "И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x693]"И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x693]"И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x305] "И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

 

[460x693]"И душа, и разум, и тело", Мирослав Машлянко, Алена Турянская
(Фото Наталии Машаровой)

С проектом "И душа и разум и тело" история киевского Центра Современного Искусства при НаУКМА подошла к концу. На этот раз ЦСИ закрывают взаправду и наверняка. Можно, конечно, всплакнуть, ностальгически заскрежетать, захмуриться, но всё это излишне. Сколь бы чудовищными проектами не был славен ЦСИ последнего времени, а со своей культурной миссией эта институция справилась на отлично, сыграв определяющую роль в украинском contemporary art периода 1995-2004 гг.

За десять лет до рождения PinchukArtCentre с его объяснимым хвастовством на тему "наконец-то в Киеве можно встретить и Херста, и Кунса, и Гурски, и Мори" в ЦСИ побывал и Виола, и Олива, и Кунеллис.

КОНСТАНТИН ДОРОШЕНКО (арт-критик): "В ЦСИ при НаУКМА Кунеллис делал инсталляцию из церковных колоколов. На эту выставку приехали коллекционеры, критики и кураторы со всего мира. Но тогда Украина не была готова к такому проекту. Он остался незамеченным украинской общественностью, ведь еще не было многих лет пропаганды современного искусства. Впрочем, проект этот, безусловно, заставил заметить Украину в мире и нанести ее на культурную карту. После этого здесь стали возможны ретроспективы Бойса и Уорхола. В том же 97-м в ЦСИ выставлялось роскошное видео Билла Виолы, тоже звезды высочайшего класса, которой Херст когда-нибудь, быть может, и станет".

ЕЖИ ОНУХ (куратор): "Про пространство староакадемического корпуса Могилянки можно сказать разное, но только не то, что это пространство без знаков, чистое как tabula rasa. Напротив, это пространство с опытом, пространство, где знаков множество...".

Именно в ЦСИ, стараниями куратора Марты Кузьмы, была придумана чуть ли не вся нынешняя "высшая лига" украинского contemporary art. Именно в ЦСИ, благодаря куратору Ежи Онуху, закалялось мясо молодого поколения в виде группы Р.Э.П, которая, конечно, нередко кошмар, но зато явление, и с этим не поспоришь. Короче говоря, ныть нечего. Процесс случился, оплодотворение яйцеклетки произошло.

Куратором последнего проекта ЦСИ стал, опять таки, наш волшебный западник и Геббельс-пропагандист брызг польской крови - пан Ежи Онух (чещч!), проработавший куратором ЦСИ с 1997 по 2005-й. Проект "И душа и разум и тело", выполненный  художниками Мирославом Машлянко (Польша) и Аленой Турянской (Украина), звучит той нотой, которая невероятно адекватна как для закрытия ЦСИ. Вместо выразительных кричащих образов, вместо всего того, что нынче полагается, Онух предложил принципиальную альтернативу -  философскую, медитативную тишину, по-настоящему красноречивый "конец фильма".

Что примечательно, получилось не заупокойное молчание, но молчание-манифест в духе гордого реквиема. Тут уместен образ последнего белого кита. Кит красивый, но без понтов.  Кит умирает, но не проигрывает.

Нарочитая не-конъюнктурность и, в понятном смысле, неактуальность проекта говорят о том, что ЦСИ остался при своем, не поддался фейерверкам "правильного арт-процесса", который взывает к пузырькам шампанского, светской хохотце и "опасному", как петарды, поп-радикализму. Эта протестная верность - ни плохо, ни хорошо. Она просто по-настоящему. И это вдохновляет. Потому что именно в этом есть и душа, и разум, и тело, плоть со спиритом. 

На таких проектах не потусуешься с собачкой, не поковыряешься мизинцем в кокаиновой горсти, не просушишь анальную резинку от шелковых стрингов. Здесь по-прежнему нужно побыть не модным, но открытым к традиционным сантиментам; погрузиться в спокойные и вдумчивые эстетические переживания, о которых уже и говорить стыдно.

ЕЖИ ОНУХ (куратор): "Нам выпало осуществить символический жест закрытия, или, возможно, возвращения к точке, в которой и искусство, и архитектура, и история становятся единым целым..."

И вот перед нами паучьи сети, бумажные блины, "птичьи гнезда и насекомические коконы". Пускай где-то пафос и старческая бормотуха, но речь, в конце концов, о Космосе, где все изначально монументально и поет ледяным перезвоном о дыхании жизни и духа. Что примечательно, в конкретном контексте внутриутробное искусство Машлянко и Тернявской изящно сопрягается с вот этим галактическим нарративом. Оно здесь уместно. То, что на Земле седое, в Космосе - серебряное. Это ещё один повод полагать избранный конкретным проектом тон оправданным.

ЕЖИ ОНУХ (куратор): "Возможно, мы станем свидетелями встречи, которая позволит остаться нам за пределами дня сегодняшнего современной культуры, неся в себе знак смирения с тем, что прекрасно, нежно и сиюминутно". 

Я всегда был противником вот этой позиции "за пределами современности", никогда не принимал тишину Онуха, а в последние годы и вовсе видел сияние мертвеца в ЦСИ, но в этот раз, ей богу, была бы шляпа, снял бы её со всей доступной мне искренностью. Фредди Меркури, конечно, помер. Но "Show Must Go On" спелось навсегда.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мирослав Машлянко. Польша. | Contemporary - Дневник Contemporary | Лента друзей Contemporary / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»