Смертельный номер |
Скандально известный немецкий художник Грегор Шнайдер (Gregor Schneider) готовится эпатировать публику красотой смерти [320x153]Гюнтер фон Хагенс [320x213]Грегор Шнайдер Глубокий старец, медленно угасающий на смертном одре под взгляды публики, пытливо всматривающейся в его лицо, стремясь постичь новое проявление «великой силы искусства»... Атмосфера приближающейся смерти, сдержанное дыхание зрителей – таким формируется очередное пространство Грегора Шнайдера. Его новый проект, переворачивающий все обывательские представления об искусстве, явит взорам эстетику смерти. ljcut =) В качестве экспоната своей инсталляции эстет собирается выставить умирающего человека. Нет, никаких публичных убийств или самоубийств – это было бы слишком даже для любящего играть на границах моральных устоев Шнайдера. Человек-экспонат, подчеркивает художник в интервью газете The Art Newspaper, должен умирать естественной смертью – вследствие болезни или старости. Впрочем, предсмертный «экшн» Шнайдер не считает таким уж обязательным и готов удовлетвориться «только что умершим». Его цель – показать публике саму «красоту смерти». Свой перформанс Шнайдер планирует провести в доме-музее Ланге (Museum Haus Lange) в Крефельде, известном всему миру выставками современного искусства. Правда, для этого ему придется сначала преподать руководству музея основы эстетики смерти и убедить его в том, что умирающий человек – такой же экспонат, как и, скажем, статуэтка или предмет мебели. Но от своей идеи Шнайдер не собирается отступать и в том случае, если дирекция музея не поддастся убеждению, – он готов провести выставку в своей студии в Райдте. Трудно предположить, какие события заложили основы вкуса художника, но Шнайдер с юности был поглощен идеями смерти, пустоты, пространственными иллюзиями и симуляциями и их воздействием на человека. Идея смерти просвечивает сквозь все его значительные работы. Таков был его первый проект, начатый еще в возрасте 16 лет и продолжающийся поныне, – «Мертвый дом». Таков и его пока еще не реализованный проект «перформанса смерти». Помнится, в 2005 году Шнайдер планировал выставить на Венецианской бьеннале свою очередную работу. Казалось бы, ничего шокирующего – просто огромный черный куб, сооруженный рукой мастера. Однако 3D-версия квадрата Малевича вызвала очень резкую критику – из-за сходства с Каабой, мусульманской святыней кубической постройки; были выражены опасения возможного политического скандала. В итоге куб не был допущен на бьеннале в Венеции, была запрещена и его инсталляция в Берлине. Поэтому нетрудно было представить себе, какую реакцию вызовет попытка реализации Шнайдером «перформанса смерти». Едва художник заявил о своем намерении, как в его сторону посыпалась жесткая критика. Политики обвиняют Шнайдера в «злоупотреблении свободой искусства», провокации, а то и элементарном отсутствии вкуса. Со стороны обывателей, жалуется Шнайдер, к нему поступают абсурдные угрозы: «По телефону и электронной почте мне советуют покончить жизнь самоубийством», – в рамках перформанса, надо полагать. Cправка |