• Авторизация


"Нарушал он все законы и в изобразительном искусстве..." 07-02-2008 01:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сергей Параджанов

[показать]

[450x600]

Памятник Параджанову в Тбилиси.

[показать]

Кадр из фильма "Цвет граната".

Для украинского искусства этот армянский режиссер, родившийся в Тифлисе, сделал больше, чем многие украинцы. Его «Тени забытых предков» 1965 года буквально всколыхнули всех. Мы тогда влюбились в собственную страну. От студии Довженко Параджанову дали маленькую квартиру, возле универмага «Украина». Там всегда толклась куча самого неожиданного народа: на кухне пил чай Андрей Тарковский, а в прихожей шушукались какие-то подозрительные антиквары. Гостей Параджанов водил кормить в «Вареничную» на первом этаже, он там из обломков керамической плитки сделал целую мозаику и его кормили бесплатно.


Рисовали многие режиссеры: и Александр Довженко, у которого Параджанов учился в послевоенном ВГИКе, и Сергей Эйзенштейн, но у Параджанова это была тотальная мания. Он делал искусство из всего, что подворачивалось под руку: из старых шляп, осколков посуды. Любовь к вещам у него сидела в генах — отец его был известный тифлисский антиквар. В кино он мыслил исключительно пластически, задумав новый фильм, рисовал его буквально по кадру.


«Тени» отхватили 30 международных призов — для советского кинематографа это было нечто совершенно невиданное. Лучше всего написал когда-то о Параджанове Юрий Лотман: язык Параджанова глубоко кинематографичен, ибо нарушает все законы кинематографа.


Нарушал он все законы и в изобразительном искусстве. Нельзя точно подобрать даже жанровое определение — это пространство Параджанова. Нарушал и то, что тогда называлось «правилами социалистического общежития». В интервью датской газете в 1973 году сказал, что его благосклонности добивались 20 членов КПСС. Долго искали статью, по которой его посадить, и дали 122 УК СССР — «мужеложество». С такими статьями из зон не выходят, а его еще и прогнали по лагерям строгого режима, вплоть до печально известной винницкой «крытки». Параджанов подбирал кефирные крышки и гвоздем процарапывал на них рисунки. Одна из таких крышек с профилем Пушкина попала позже к Федерико Феллини, он отлил по ней серебряную медаль и по сей день ею награждают победителей кинофестиваля в Римини. Скульптуры из хлеба, букеты из колючей проволоки — на выставке будет весь ассортимент лагерного искусства Параджанова. Урки прониклись и считали его то ли святым, то ли сумасшедшим.


Выйти помогла бывшая возлюбленная Маяковского Лиля Брик, она в свои 80 летала в Париж к Луи Арагону, тот приехал в Москву просить Брежнева. Квартиру в Киеве забрали, после зоны Параджанов уехал в родной Тбилиси, где его вскоре опять посадили: выступая на прогоне «Владимира Высоцкого» в Театре на Таганке, он прошелся по «этим сволочам в пыжиковых шапках». Опять вмешалась поэзия — Белла Ахмадулина просила Эдуарда Шеварнадзе, и через 11 месяцев Параджанова выпустили.


В Ереване решили сделать Музей Параджанова еще при жизни режиссера, в 1988. Два энтузиаста, Карен Микаэлян и Завен Саркисян, собрали свыше 600 работ, воссоздали обстановку тифлисского дома. Сейчас этот Музей приезжает в Киев.

 

Алексей Титаренко http://www.timeout.ua/text/display/102501/

[показать]

Несколько эпизодов из жизни Джоконды, тайная вечеря. Коллаж, 1988

[показать]

Детство Чингиз-хана. Коллаж, 1983

[показать]

Эхо войны. Коллаж, 1984

[показать]

Параджанов в раю. Кукла.
http://www.parajanov.camo.ru/content.htm

http://www.parajanov.com/main.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Нарушал он все законы и в изобразительном искусстве..." | Contemporary - Дневник Contemporary | Лента друзей Contemporary / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»