Это цитата сообщения
Волшебная_Любовь Оригинальное сообщениеПрописные истины, которые надо прекратить преподавать
Школьные учебники не успевают за накоплением человеческих знаний о мире.
[показать]
Давайте начнём с вопросов, это важно.
• Сколько у человека чувств?
• Что из перечисленного взаимодействует с магнитом: помидор, человек, скрепки?
• Какие основные цвета вы знаете?
• Какая часть языка отвечает за горький вкус?
• Какие состояния материи вы знаете?
Вот как обычно отвечают:
• пять чувств;
• скрепки;
• красный, жёлтый, синий;
• задняя часть языка;
• твёрдое, жидкое и газообразное.
Садитесь, пять: такую отметку вы бы получили в любой школе. Но были бы не правы, потому что наша система образования, увы, несовершенна, и некоторые сведения сильно устарели.
1. У нас больше пяти чувств
Вкус, осязание, зрение, слух и обоняние - это даже не сотая доля всего богатого арсенала, который у нас есть для познания мира. Движение мы воспринимаем благодаря акселерометрам, расположенным в вестибулярной системе - жидкость движется по крошечным каналам в ушах. Из-за них мы ощущаем движение, из-за этого же у нас есть чувство равновесия. Если у вас кружится голова, то прибор немного «барахлит».
Когда мы задерживаем дыхание, то чувствуем кисловатый привкус - в крови растворяется углекислый газ и образует угольную кислоту. И, конечно, у нас есть способы чувствовать температуру, боль, время и мириады других вещей. Всё это позволяет нам удовлетворять свои потребности и реагировать на происходящее внутри нас и на проявления окружающей среды.
2. Магнитное отталкивание
Магнитятся не только скрепки. Помидоры и люди, к примеру, тоже взаимодействуют с магнитными полями.
Скрепки и другие объекты, содержащие железо, кобальт и никель - ферромагнетики. Это значит, что их притягивают магнитные поля. А вода в нас и в помидорах, точнее, ядра водорода в этой воде, магнитными полями отталкиваются. Это взаимодействие называется диамагнетизмом.
Участвующие в процессе силы настолько слабы, что в обычных условиях мы их не замечаем. А если человека поместить в машину для магнитно-резонансной томографии (МРТ), то мощный магнит начнёт манипулировать ядрами различных атомов вашего тела, а результатом станет детальное изображение внутренних органов.
Вам не нужно идти в больницу, чтобы увидеть диамагнитное взаимодействие. Просто возьмите помидор черри, сильный магнит, деревянную палочку и булавку и следуйте инструкциям в видеоролике:
Это не все виды магнетизма, конечно. Но об этом в другой раз.
[200x]3. Основные цвета совсем другие
Нас учили, что основные цвета - это те, которые нельзя получить, смешав вместе другие цвета. Красный и синий не подходят. Красный можно получить, смешав жёлтый с пурпурным. А смесь пурпурного и голубого даст синий. А если вы будете смешивать только красный, синий и жёлтый, то огромный спектр оттенков так получить и не сможете.
Всё это стало известно ещё в начале 19-го века, но до школьной программы почему-то так и не добралось. Так что в школах детей веками вводят в заблуждение. У вас есть цветной принтер? Тогда посмотрите на картриджи - желтый, голубой и пурпурный, так? Это и есть настоящие основные цвета.
4. Горький вкус
[показать]
Вспомните схематичную картинку языка в учебнике по биологии. На ней показано, что вкусовые рецепторы для горького вкуса находятся в задней части языка. А для сладкого, кислого и солёного есть собственные области. Всё по отдельности.
Такая «карта языка» впервые появилась в 1942-м году после того, как и Эдвин Боринг из Гарвардского университета неправильно истолковал исследование 1901-го года. Боринг ошибся, но его ошибки вскоре появились в школьных учебниках. В 1974-м году тема была пересмотрена, а идея подверглась резкой критике. Прошло 40 лет, но «вкусовые карты языка» остались на страницах учебников по биологии до сих пор.
5. Посмотрите на свой монитор
[показать]
Нас учили, что постоянной формой обладают твёрдые предметы, так как молекулы в них упорядочены. Но их можно расплавить, и тогда они станут жидкостями - текучими, но с постоянным объёмом. Жидкости испаряются, образуя газы, которые расширяются и занимают весь доступный объём. Итак, у нас есть три состояния материи, и точка.
Конечно, их больше. В кристаллах жидкостей бывают молекулы, упорядоченные, как в твёрдых телах, но текучие. Это свойство имеет решающее значение для клеток наших тел, шампуней и, конечно, жидкокристаллических плоских экранов.
Состояний даже не четыре. Есть, например, ещё плазма - состояние большинства элементов на Солнце. Есть конденсат Бозе-Эйнштейна, супержидкость и десятки других.
Время переписать учебники?
Пожалуй. Ошибочных «фактов» в школьной программе больше пяти. Конечно, не нужно объяснять первоклассникам открытия нобелевских лауреатов или перечислять в учебнике десятки чувств. Но не надо заставлять детей верить в ошибки и выдумки как в непогрешимую истину.
Урок биологии можно начать со слов: «У нас много чувств, но мы сегодня поговорим о пяти». А на физике можно упомянуть о том, что материя может принимать более трёх состояний. Что до «карты языка», то эту страницу вообще можно просто вырвать.