[показать]Сепанг, эта трасса в Малайзии нам хорошо известна по гонкам Формулы-1. Возможно это один из самых успешных тилькодромов, ведь он имеет больше потенциальных возможностей для обгонов, чем остальные творения Тильке. Однако, до сих пор эти возможности оставались почти не заметны зрителю, который привык смотреть только гонки Формулы-1. Но серия А1GP с шасси и моторами Феррари дает шанс увидеть на нем обгоны. Этот ровный современный трэк должен был стать настоящим тестом новой машины после утонувшего под проливным дождем Зандфоорта и неровного пыльного Ченгду. И тест был пройден на отлично!
Надо отметить, что Малайзия это пока единственная страна из азиатского региона (я не беру в расчет Японию), которая действительно интересуется автогонками на уровне простого населения. То ли общий более высокий уровень жизни этому способствует, то ли более прогрессивное мышление, но так или иначе все это взаимосвязано и люди тут действительно покупают билеты и посещают автогонки. [показать]
Перед гонками в Малайзии организаторы дали еще немного тестового времени тем командам, которые отставали в освоении новой машины. И это принесло свои плоды. Кстати они изменили немного правила квалификации и позволили проехать один круг целиком при нажатой кнопке "пауэрбуст", что добавило дополнительные 60 л.с. к имеющимся 600 и дало возможность некоторым гонщикам компенсировать некоторые проблемы с настройками машины. Вообще этот шаг видится как в первый в череде по постепенному увеличению мощности двигателя машин А1. Разумеется, сейчас нельзя сразу разрешить всем ехать например с 700 л.с., иначе половина гонщиков просто не проедет и трети дистанции основной гонки. Но все еще впереди. Инженеры Феррари явно еще тестируют и отрабатывают новую машину и двигатель. О чем, кстати, свидетельствуют запланированные тесты по развитию машины, которые пройдут в январе на новом португальском автодроме в Альгарве. За рулем будет лучший представитель новой программы поддержки молодых пилотов Феррари – Мирко Бортолотти, который недавно на машине Феррари Ф-1 этого года побил рекорд во Фьорано (для машины этого сезона). Посмотрим, может быть эта новая звезда загорится именно в серии А1. Хотя лично я за участие более опытных пилотов в серии, но бывают и исключения – например блистательный новозеландец Эрл Бамбер, который снова отличился в Малайзии.
Условия на трассе весь уикенд были все же далеки от идеальных. Несмотря на то, что дождя не было, влажность была чрезвычайно высокой, а жара невыносимой. Трасса местами выглядела даже слегка влажной, и, по словам гонщиков, она действительно была очень скользкой.
[показать]Гонка-спринт началась с красочной аварии еще до старта. После круга за машиной безопасности (спринт начинается сходу) машинки приближались к стартовой черте, когда неожиданно индус Картикеян слегка замедлился, а Марко Андретти из США этого не ожидал и наскочил на индуса, взлетев в воздух. Но тут началась цепная реакция, и неопытный новичок из Бразилии врезался сзади в Марко и еще раз наподдал машине индуса. Организаторам пришлось на какое-то время прервать заезд красными флагами, чтобы убрать обломки, но через некоторое время гонка все же стартовала. Три разбитых машины, разумеется, выбыли из этой гонки.
Нил Джани из Швейцарии был на поуле и быстро ушел в отрыв, он так и доминировал все 11 кругов. Но сзади развернулась нешуточная борьба. Лоик Дюваль отстоял свое второе место и очень достойно провел спринт. Болиды, слегка скользя на выходе из поворотов, упорно боролись друг с другом колесо в колесо первые два круга. Очень красочным был прорыв малайца Файруза Фаузи, который умудрился пристроиться сзади за сражающимися друг с другом Цауггом из ЮАР и пилотом из Мексики. Оба совершили ошибки, и малаец был тут, как тут, обогнав обоих. Но Цаугг его быстро догнал и попытался атаковать. Они проехали один поворот колесо в колесо, потом снова атака. Фаузи блокировал эту попытку, но Цаугг не отпустил педаль газа и наскочил на колесо Фаузи. Передний спойлер Цаугга более-менее выдержал, а вот Файруз поехал в боксы менять колесо, потеряв все шансы на очки в этой гонке. [показать]Было еще несколько локальных сражений со стороны Монако и Ливана. Был питстоп, на котором Новая Зеландия обошла Францию. Несколько кругов они боролись друг с другом, но потом Бамберу приказали пропустить Дюваля. Управление Гонки решило, что новозеландца опасно выпустили с питстопа. Что же, это лучше, чем 25 секунда штрафа. На последних кругах его догнали португалец Альбукерке и ирландец Адам Кэрролл, но обогнать так и не смогли благодаря умелой обороне Бамбера. А британца Дэни Воттса к сожалению постигли проблемы с коробкой передач в самом начале гонки. Спринт получился на удивление живым и интересным, что оставляло еще большие надежды на основную гонку.
[показать]Основная гонка стартовала с места, и на первом же круге произошло несколько происшествий – Британия потеряла второе место, уступив Ливану, который стартовал третьим (отличная квалификация Даниэля Морада), а Португалия проходит обоих; Нила Джани (которого отодвинули на последний ряд стартового поля из-за нарушения процедуры охлаждения тормозов) разворачивает, также не повезло Картикеяну. Джани и Картикеян остались стоять – один на трассе, другой в траве, поэтому был выпущен сэйфити-кар. А ирландец Адам Кэрролл свою первую позицию сохранил. Машина безопасности через пару кругов покинула трассу, и был дан рестарт. Все без исключения тут же бросились в атаку. Кэрролл отбил атаки Альбукерке и бросился в отрыв. Дани Воттс кинулся обгонять Морада, но тот оказался не так прост, в итоге они долго метались по трассе туда сюда, заставляя задерживать дыхание у зрителей. Все это закончилось обоюдным съездом с трассы и потерей позиций. Ливанец выехал чуть впереди, а распалившийся британец в районе бразильца Гуимараеса и француза Дюваля, на которого тут же попытался насесть кавалерийским наскоком. Результатом этой атаки стало сломанное переднее антикрыло Воттса и пробитая задняя шина у Дюваля. Оба заезжают в боксы и теряют очень много времени. Данный инцидент, хотя и был весьма зрелищным, лишил зрителей плотной борьбы в голове пелетона, так как были устранены два явных претендента на сражение за самые высокие места. Тем временем борьба шла на всех уровнях – используя слипстрим и пауэрбуст, гонщики обгоняли друг друга. Файруз Фаузи пробился на третье место и старался не отпускать Альбукерке. Начались первые питстопы. Китаец опять местами впечатлил, достойно сопротивляясь атакам Марко Андретти, который в этот раз смотрелся значительно солиднее по сравнению с прошлым этапом. Кстати, чтобы починить его машину после аварии в спринте, команде США пришлось взять взаймы у Кореи запасное заднее антикрыло. На 11-м круге Марко все же проходит китайца красивейшим маневром по внешней части поворота и ныряет в следующий уже будучи впереди. Чистый класс!
[показать]А команде Нидерландов не везет – им предстоит проезд через питлейн за якобы провоцирование аварии на старте гонки. Эрл Бамбер покидая боксы, чуть не столкнулся с Джоном Мартином из Австралии, который в свою очередь атакует Цаугга, его команда сработала на питстопе лучше австралийской. Борьба кипит. Бамбер проходит в последнем повороте по внешке Хо Пин Тунга и перемещается на восьмую позицию, а Давид Гарса из Мексики теряет десятое место, развернушись при атаке ливанца. Морад сегодня в ударе, он бесконтактно устраняет одного соперника за другим. И тут происходит нечто странное – Файруз Фаузи неожиданно заезжает в боксы, но команда его не ждет. Второе окно питстопов еще не открыто. Что случилось? Как потом выснилось его радио видимо поймало чей-то еще сигнал, потому что гонщик два раза услышал команду "заезжай в боксы!" Очень загадочное событие. Малаец теряет свое третье место.
Начинается волна вторых питстопов. Австралия работает лучше ЮАР, и Мартин выезжает впереди Цаугга. Более того, кажется, что он сможет побороться за третье место с Марко Андретти. Да, США действительно вышла на третью позицию! Прекрасное достижение. Фаузи после своей лишней остановки 13-й и борется, что есть сил с Морадом. Колесо в колесо они проходят пару поворотов, и все-таки малайцу удается обойти ливанца. А впереди Блеекемонен обгоняет итальянца Пископо. Именно он будет следующей жертвой Фаузи. На последних двух кругах Фаузи отчаянно сражается с итальянцем. Опять битва колесо в колесо полкруга, на протяжении всех широких и скоростных поворотов, но Тильке не знает, как строить гоночные трассы, и поэтому дальше динамика борьбы теряется из-за узкой и извилистой шиканы. Фаузи снова приходится нагонять итальянца и в следующем, более широком, повороте он его все-таки проходит со срывом колес и съездом немного на обочину. Он удерживает машину и позицию. Браво, сражение за всего одно очко, но какое! [показать]Малайцы на трибунах встают в восторге! Ведь сюда гонщики пришли бороться на трассе, а не просто рубить капусту. Гонку выиграл Адам Кэрролл с отрывом в 14 секунд от Альбукерке. Третьим приехал Андретти. Снова знаменитая фамилия на подиуме, теперь уже в А1.
[показать]Усталые гонщики отправляются на пресс-конференцию. Гонка удалась по всем статьям. И пусть пока здесь нет топ-скоростей Формулы-1, но все еще явно впереди. А пока гонщики и так были выжатыми как лимоны. Ведь новая машина значительно мощнее предыдущей, а основная гонка идет 70 минут. Да еще жара Малайзии. Я конечно последовательно выступаю за увеличение длительности основной гонки, но пока видно, что гонщики А1 не очень готовы к более длинным соревнованием. Единственный, кто в этом случае удивляет – так это Марко. По идее в Америке он привык к длинным гонкам, но возможно он не оценил силу воздействия влаги и жары этого региона и недостаточно подготовился? На прессухе на нем просто лица не было, а дышал он как загнанный зверь. Но он все равно молодец, сумел завоевать подиум и показать, что все-таки американские гонщики тоже кое-чего стоят на "дорожных" трассах. Я думаю, что чем лучше команда США (которая является командой Андретти Грин Рэйсинг) будет учиться настраивать машину, тем быстрее поедет ее пилот. Отдельно хочется отметить безукоризненные выступления пилотов Ирландии и Португалии. Не зря их команды доверяют им и только им гонки в серии А1. Это явные лидеры сезона. И конечно Файруз Фаузи. Может ему и не сильно везет, и он не всегда принимает правильные решения, но явно очень хорош и становится все лучше. Он еще поборется в этом сезоне за победы.
На фоне умирающей Формулы-1 этот этап A1GP был как бальзам на душу. Столько красочных сражений на трассе и на питстопах, сколько здесь было в одной гонке, в Ф-1 не увидишь и за целый сезон. Слипстрим и пауэрбуст творят чудеса. Как в лучшие годы Формулы-1. Да и машины тут выглядят так, как и должна выглядеть современная формула. Красивые гладкие болиды с аккуратными антикрыльями. Зачем в Ф-1 изобретают "велосипед", когда достаточно посмотреть на успех в количестве обгонов в серии А1 и скопировать? Нет, ведь это слишком просто. А в Ф-1 не ищут легких путей, там придумали "скотосбрасыватели", "ковши" вместо передних антикрыльев, которые выходят за границы передних колес и, конечно же, предотвратят любую возможность близкой борьбы колесо в колесо. Но что я о все об агонизирующих… Ведь у нас похоже появляется настоящая новая "европейская" формула (европейская в смысле духа и регламента гонок) – серия A1GP Powered by Ferrari. И если Тони Тексейра сумеет удержаться на плаву в этом сезоне и выйти из него с прибылью, несмотря на кризис, если сумеет распорядиться новым потенциалом серии и продолжить плотное сотрудничество с Феррари, то нас ждет еще много прекрасных гонок!
Pos | A1 Team | Driver | Laps | Time | Gap |
---|---|---|---|---|---|
1 | Switzerland | Neel Jani | 11 | 22'41.567 | |
2 | France | Loïc Duval | 11 | 22'51.479 | 9.912 |
3 | New Zealand | Earl Bamber | 11 | 22'53.380 | 11.813 |
4 | Portugal | Filipe Albuquerque | 11 | 22'54.020 | 12.453 |
5 | Ireland | Adam Carroll | 11 | 22'54.772 | 13.205 |
6 | Netherlands | Jeroen Bleekemolen | 11 | 22'56.966 | 15.399 |
7 | Italy | Edoardo Piscopo | 11 | 23'01.514 | 19.947 |
8 | Australia | John Martin | 11 | 23'03.004 | 21.437 |
9 | South Africa | Adrian Zaugg | 11 | 23'09.241 | 27.674 |
10 | China | Ho-Pin Tung | 11 | 23'11.059 | 29.492 |
11 | Lebanon | Daniel Morad | 11 | 23'13.616 | 32.049 |
12 | Monaco | Clivio Piccione | 11 | 23'13.973 | 32.406 |
13 | Indonesia | Satrio Hermanto | 11 | 23'20.526 | 38.959 |
14 | Mexico | David Garza | 11 | 23'36.622 | 55.055 |
15 | Malaysia | Fairuz Fauzy | 10 | 22'46.989 | 1 lap |
16 | Great Britain | Danny Watts | 4 | 23'20.949 | 7 laps |
17 | Brazil | Felipe Guimarães | 0 | 11 laps | |
18 | India | Narain Karthikeyan | 0 | 11 laps | |
19 | USA | Marco Andretti | 0 | 11 laps | |
- | Korea | Jin-Woo Hwang | 0 |
Pos | A1 Team | Driver | Laps | Time | Gap |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ireland | Adam Carroll | 34 | 1:05'52.205 | |
2 | Portugal | Filipe Albuquerque | 34 | 1:06'08.201 | 15.996 |
3 | USA | Marco Andretti | 34 | 1:06'39.842 | 47.637 |
4 | Australia | John Martin | 34 | 1:06'43.884 | 51.679 |
5 | South Africa | Adrian Zaugg | 34 | 1:06'44.311 | 52.106 |
6 | New Zealand | Earl Bamber | 34 | 1:06'46.559 | 54.354 |
7 | Brazil | Felipe Guimarães | 34 | 1:06'49.574 | 57.369 |
8 | Netherlands | Jeroen Bleekemolen | 34 | 1:06'49.695 | 57.490 |
9 | China | Ho-Pin Tung | 34 | 1:06'51.363 | 59.158 |
10 | Malaysia | Fairuz Fauzy | 34 | 1:06'56.093 | 1'03.888 |
11 | Italy | Edoardo Piscopo | 34 | 1:06'58.350 | 1'06.145 |
12 | Lebanon | Daniel Morad | 34 | 1:07'07.195 | 1'14.990 |
13 | Indonesia | Satrio Hermanto | 34 | 1:07'07.966 | 1'15.761 |
14 | France | Loïc Duval | 34 | 1:07'08.668 | 1'16.463 |
15 | Mexico | David Garza | 34 | 1:07'22.206 | 1'30.001 |
16 | Great Britain | Danny Watts | 28 | 1:06'01.563 | 6 laps |
17 | Monaco | Clivio Piccione | 2 | 48'45.374 | 32 laps |
18 | India | Narain Karthikeyan | 0 | 34 laps | |
19 | Switzerland | Neel Jani | 0 | 34 laps |
P.S. Для тех, кто интересуется моими будущими планами на этот блог: в новом году будут обзоры гонок Индикара, выборочные обзоры Наскара и, конечно, обзоры новых гонок серии А1! А также возможно я начну серию историко-аналитических статей "Ф-1: Падение".