Моторхоум Рено после квалификации в Сингапуре.
Из-за двери комнаты Фернандо Алонсо раздаются
непереводимые испанские ругательства.
Флавио Бриаторе тихонько стучится в дверь и просит его впустить.
Фернандо открывает, выражение его лица меняется от плаксивого до злобного и обратно.
ФА: "Все, Флавио, все! Это была последняя капля! Чертова подача топлива!
Ну как так можно?!"
ФБ: "Фернандо, успокойся, все решится..."
ФА: "Как решится?! Это возможно был мой единственный шанс
в этом сезоне по-настоящему побороться за подиум, а может и за победу!"
ФБ: "Ну не надо так, Нандо, мы стараемся..."
ФА: "Нет, все, теперь я точно ухожу. Я решил."
ФБ (вздыхая): "Ты уверен? А если... если ты выиграешь эту гонку?"
ФА: "Выиграю?! Но как это возможно? Стартуя с 15-го места, на городской трассе..."
ФБ (оглядываясь): "У старика Флава еще есть пара фокусов в рукавах.
Мой дорогой Нандо, слушай внимательно. Мы сделаем вот так:..."
"Лучшее - враг хорошего"
На узкий, пыльный и ухабистый тилькодром в Сингапуре опускалась ночь. Экологи и поборники экономии средств в Ф-1 будут счастливы узнать, что для освещения трассы висят 1500 ламп и тратят 3 мегаватта энергии. Гонщики готовились к старту ГП Сингапура. Один из них был на поул позиции и был готов во что бы то ни стало выиграть эту гонку. Этого гонщика зовут Фелипе Масса и он бразилец. Человек достаточно горячий по натуре, но умеющий собраться и отбросить все ненужные эмоции в нужный момент. Вчера он в доминирующем стиле выиграл квалификацию. Это был ключевой момент, так как обгонять на этой трассе практически невозможно. Фелипе не любит городские гонки, он ненавидит трассы типа Монако, но это уже его третий поул в этом сезоне на городской трассе. Следуя советам своего друга Михаэля, Масса знает, что к самым нелюбимым трассам надо подходить особенно подготовившись, на них надо особенно стараться, чтобы их победить. В Валенсии на такой же трассе он выиграл будучи наголову выше своих соперников. Теперь ему предстояло повторить этот успех в Сингапуре. В прессе его уже начали называть специалистом по уличным автодромам. У него это вызывает грустную улыбку.
Старт, Масса вырывается вперед. Льюис остается на втором месте, а Кими на третьем. Фелипе сразу же уходит в отрыв. Через некоторое время Кими необычно быстро справляется со своими обычными в этом сезоне проблемами и начинает догонять Хэмильтона. Лучший круг следует за лучшим кругом. Фелипе отрывается от Льюиса примерно в темпе Кими. Все складывается весьма неплохо. 12-й круг, Фернандо Алонсо неожиданно заезжает на питстоп. 14-й круг и авария Нельсиньо Пике. Выезжает сэйфити-кар. Как раз тогда, когда большинство лидеров вероятно собиралось заехать на пит-стоп. Теперь начинается лотерея. Росберг ныряет в боксы, потом Кубица. Позже они получат штраф стоп-н-гоу, потому что питлейн все еще закрыт. Но вот через два с половиной круга его открывают, Фелипе переводит дух, топлива хватило. Он ныряет в боксы, за ним Льюис и Кими. И тут на питстопе случается ужасающий конфуз. Электронная система Феррари показывает Массе зеленый свет, можно трогаться. Он выезжает и... вместе с ним уезжает заправочный шланг. (Где-то в районе Маранелло в этот момент был разбит телевизор.) Зеленый свет загорелся раньше времени. Масса едет по питлейн и в конце съезжает вбок, чтобы не мешать другим пилотам. В его голове проносится мысль "Ну вот, очередной косяк..." Он смотрит в зеркала, пытаясь понять, бегут ли к нему механики. Нет. Вполне понятно, что та же бригада сейчас обслуживает Кими. Но ведь в боксах сидит вторая бригада! Они должны прибежать и спасти его! Но нет, никто не сообразил и механики сидели, качали головами и причмокивали языками, думая о том, как же не везет их команде. Наконец Кими был обслужен и через некоторое время несколько механиков прибежали к Массе. Затем после приличных усилий выдернули шланг из его машины. Фелипе вернулся на трассу... В его голове пролетело множество мыслей, но главная - "все равно надо ехать, надо стараться, вдруг что-то еще случится". Ведь круг он не проиграл. Когда же пришло известие, что он наказан еще и проездом через питлейн за "unsafe release from pitlane", он понял, что шансов в общем-то даже попасть в очки будет не много. Он конечно очень старался потом, но финишировал лишь 13-м.
Так почему вообще у Феррари произошла такая проблема на важнейшем питстопе? А все дело в том, что некоторое время назад они решили заменить "человека с леденцом", который контролировал пит-стоп, на полностью электронную систему с лампочками а-ля светофор. И до Валенсии особых проблем не было, но там Кими выехал чуть раньше времени и выдернул шланг сбив механика. В той же Валенсии Массу выпустили с пит-стопа в опасной ситуации, когда рядом проезжала другая машина. Электроника тупая и не может среагировать на экстренную ситуацию. Поэтому в Сингапуре человека с леденцом пересадили за пульт управления электроникой, чтобы он мог включить зеленый свет в нужный момент. Руководство команды в очередной раз решило перестраховаться и вот к чему это привело. Этот механик просто ошибся. Обычная человеческая ошибка. Такое бывает, Масса простил механика и первое, что сделал после гонки - это пришел к нему и попытался успокоить. Настоящая проблема в руководстве, которое суетится, меняет свои решения, не слушает пилотов, самоутверждается за их счет и не может хладнокровно и четко руководить. После гонки Стефано Доменикали произнес ключевую фразу, которая возможно предсказывает будущее падение Великой Команды: "эмоции это характерная черта этой команды". Дорогой Стефано, оправдываться эмоциями это удел слабых. Сила команды Михаэля была в том, что эмоции были посланы далеко и надолго. Все эмоции придерживались до окончания гонки, а во время гонки это была холодная и слаженно работающая машина. Именно такую Феррари оставили тебе в наследство Шумахер, Тодт и Браун. И не надо вспоминать какие-то единичные проблемы той эры и оправдываться ими. В этом году, ты и Балдиссери превзошли все косяки поздней эры Шумахера вместе взятые, лишив Массу как минимум 5-ти или 6-ти хороших результатов и нескольких побед. И как минимум пару-тройку раз Кими. Хватит суетиться, надо собраться и работать, а не дергаться туда сюда. Правильно говорят: лучшее враг хорошего.
И все таки у меня остается еще один вопрос: кто должен был отдать приказ второй бригаде механиков, чтобы они помогли Фелипе?..
"Фокус-покус"
"... браво, брависсимо, Флавио, это было гениально!" кричит после гонки Алонсо.
"Спасибо, фантастическая гонка", отвечает Флавио. "После гонки обсудим".
Моторхоум Рено после гонки в Сингапуре. Комната Фернандо Алонсо.
Флавио Бриаторе смотрит на счастливое лицо Фернандо. Он только что сотворил чудо. Для Нандо он - настоящий волшебник. Многие очень удивились увидев Алонсо на старте на шинах типа суперсофт - "неужели он собирается прорываться со старта? Но ведь это нереально!" Да, это действительно было нереально, это было сделано совсем из других побуждений. Бриаторе улыбнулся при этой мысли. Да, это было гениальное решение - отправить Фернандо на первые 12 кругов на суперсофте, чтобы потом походу гонки можно было использовать более жесткую и стабильную резину софт. Алонсо совершил питстоп первым, на 12-м круге. Надо же, никто такого не ожидал. А на 14-м, аккурат перед тем, когда другим гонщикам надо было ехать на дозаправку, Нельсиньо Пике, напарник Алонсо, зрелищно разбивает свой болид. И кто от этого выигрывает? Конечно же Алонсо, который уже неплохо заправился и сменил шины. Вуаля, фокус удался. Теперь Фернандо надо было только достаточной быстро и спокойно довести гонку до конца. Он это умеет. Он победил. Теперь Бриаторе ухмыляется во весь рот.
"Нандо, когда подписываем контракт?" спрашивает он.
Алонсо напускает на себя серьезный вид и говорит:
"Пока не знаю, все таки надо подумать, все взвесить..."
"Ну как решишь, сразу и подпишем", спокойно отвечат Флавио. Потом поворачивается и выходит из комнаты. Он улыбается. Теперь Алонсо у него в кармане, ведь больше никакая команда не пойдет ради своего пилота на такие фокусы.
***
А где-то в дальнем углу моторхоума Рено гонщик по имени Нельсиньо Пике стоял прислонившись к стене. Его лицо выражало муку и отчаяние. И как только он мог поддаться на уговоры старика Флава, как он мог поверить ему? Тот намекнул, что возможно продлит контракт, но ничего не обещал, да и сами обещания Бриаторе не многого стоят. А теперь он один, никому не нужный стоит тут. Никто даже не подойдет и не скажет спасибо. Ну как же можно было так подставиться? Ведь теперь эта авария будет всегда лежать черным пятном на гонщицкой репутации Нельсиньо...
"Balls to the wall"
После гран-при Бельгии весь гоночный мир только и делал, что обсуждал очередную грубость Льюиса Хэмильтона отпущенную в адрес Кими Райкконена. Буквально Хэм сказал вот что: "If you don't have the balls to brake late then that is your problem!" Намеки Льюиса на отсутствие определенных частей тела у Кими вызвали в итоге бурную дискуссию о том, есть ли у Кими яйца и больше ли они, чем у Льюиса. Многие ожидали, что Кими прямо в Монце сразу же положит этим разговорам конец, другие думали, что выяснение этого наиважнейшего для Формулы-1 вопроса будет отложено до Сингапура, где Кими раз и навсегда покажет Хэму у кого они больше и круче. Ведь на уличном трэке это сделать проще, чем в дождевой Монце.
Гонку в Сингапуре Кими проводил весьма неплохо, да, в начале он много терял времени отставая от Льюиса и Массы, но потом неожиданно проснулся, вспомнил как водить эту машину и почесал ставить лучшие круги. И казалось он вот-вот все покажет Хэму. Но тут случилась авария Пике-мл.. В боксах под сэйфити-каром ему конечно пришлось ждать пока обслужат Массу, но затем он совершнил прекрасный прорыв на пятое место и к концу гонки ехал прямо за Тимо Глоком и Льюисом Хэмильтоном. Казалось, что на очередном рестарте он сумеет сделать обоих, но не получилось. Что-то ему помешало... Потом он решил-таки прессануть Глока и показать, что у него есть кое-что и они весьма приличного размера. Но... оказалось, что они настолько большие, что мешают аккуратно водить болид, и Кими со всего размаху врезался в стену. (Где-то в Маранелло был разбит второй телевизор.) За 4 круга до финиша. Потеряв очень важные для команды очки. Balls to the wall, однако!
***
Льюис Хэмильтон в этом ГП был невзрачен, совершал ошибки, с трудом пробился в третью часть квалификации, но благодаря четким и слаженным действиям своей команды приехал на третьем месте. И теперь, за три гонки до конца Чемпионата, опережает Массу на 7 очков. Отыграть такое отставание без косяков со стороны Хэма будет почти нереально. Команда Макларен в этом году работает безупречно, выкладывается на все 100 процентов и по праву заслуживает победу в Кубке Конструкторов, где после ГП Сингапура вышла в лидеры и опережает Феррари на одно очко. Макларен работает настолько хорошо, что даже несмотря на бестолковость своего пилота-негра все равно вывозит его на чемпионство. Браво, вот это называется четкое и правильное руководство! А что делает руководство команды Феррари мне не понятно. Складывается такое ощущение, что нынешнему руководству интересен только Кубок Конструкторов. Они не отдают приказа Кими помогать Фелипе, а Кими все продолжает говорить о каких-то своих будущих победах в этом сезоне. Когда команда должна целиком сплотиться вокруг Массы и помогать ему всеми силами, они занимаются непонятно чем. Я не уверена, что буду смотреть следующие гонки Формулы-1 этого сезона. А если Масса не сможет выиграть титул в этом году, то следующий сезон точно не буду смотреть. Формула-1 все больше напоминает покатушки а-ля реалити-шоу, автоспорта там все меньше, технические изменения калечат эту серию. Так что вполне возможно, что это моя последняя запись в дневнике о Формуле-1.