Никогда ещё кино не оставляло такой глубой след во мне.В моём мироощущении. В отличие от литературы. Как будто что-то зрело-вызревало. Идея. Мнение. Решение.Этот фильм одновременно перевернул всё и одновременно поставил на свои места. Как внезапная любовь. Как пощёчина.
Изгнание.(А.Звягинцев).
- Что ты должен сделать?...
- Я должен похоронить Веру (с)
Потому что папа ударил маму.
Почему взрослые кричат друг на друга?
Семья, состоящая из Алекса(муж), Веры(жена) и Кира с Евой(дети) переезжает в отцовский дом. Переезжают из чёрного города с узкими улицами и вечным красным огнём на светофоре. Уезжают в нпонятную местность(непонятную, потому зритель не может индефицировать это как Россию).Где идут фиолетовые дожди.Где за мостом стоит телеграф и пасутся овцы.
Ева не хочет быть зайкой.Солнечным зайчиком.Только Евой. Как будто не принимает Веру. Свою мать...Знате. Я сразу оговорюсь. Вера - это не просто женщина. Это философская категория в этом контексте. Алекса и Веру будто бы связывают только обручальные кольца.Они не слышат друг друга.
Если ничего не измениться,то всё погибнет.(с)
Она говорит, что ждёт ребёнка. Не его ребёнка.И вот тут начинается самое интересное. Он уходит и вроде бы даже смиряется. Пытается с ней поговрить и тут же просит её помолчать. Не может даже выслушать и тем более понять.Это невыносимо для него. Вера хочет , чтобы её приняли с ребёнком.Но делает так , как говорит муж.Если бы он выслушал и понял, то всё бы изменилось. В этот момент Алекс отрекается от Веры.Всё гибнет. Шаг за шагом.
Вера сама по себе абсурдна...вера в Бога и вера в сотворение мира... Здесь какя-то похожая аллюзия...Абсурднось её высказываний.
И самый сильный момент фильм, когда Вере делают подпольный аборт, дети её и Алекса в гостях с другими ребятишками, читаю отрывок из Библии:
"Любовь долго терпит, милосердствует;любовь не завидует; любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует,не ищет своего, не раздражается,не мыслит зла, не радуется неправде,а сорадуется истине;всё покрывает, всему верит, всего надеется,всё переносит..."
Вера умирает. И Алекс понимает, что ошибся. Он говорит ей об этом. Только она уже не слышит.Вера покончила собой. Передозировка снотворным. Алекс просит у неё помощи. помоги мне.я ошибся.помоги мне.
И его сдавленнй крик "помоги мне", цепляясь за брата Марка, адресуются как раз не брату.. а Вере. Но её больше нет. Он сам отрёкся от неё. Тем самым просто убил...
Далее он берёт пистолет едет к потенциальному отцу неродившегося ребёнка Веры.
Ретроспектива даёт ответы. Отец ребёнка Алекс. Любовника не было. А абсурдное высказывание Веры, что она носит под сердцем дитя не от мужа, находит объяснение в следующем...как поняла я. Это аллюзия на непорочное зачатие.
- Что ты должен сделать?...
- Я должен похоронить Веру (с)
Больше писать не сил. А есть ещё о чём. Этот фильм вывернул всю меня наизнаку. Люди как модель общества. Схема. Изгнанные из Р..
В фильме много тишины. Даже не тишины, отсутсвия разговора. Как писал Леонид Андреев "Это была не тишина. Это было молчание."
[450x300]