Время – понятие философское. Такие характеристики времени как непрерывность и необратимость знакомы нам по опыту. Опыт – то, что позволяет нам сформировать представление о нематериальных вещах, таких как время.
Знакомить детей с понятиями “сейчас”, “потом” (позже), “раньше” (до того как) можно начинать буквально с младенчества. Да, ребёнок вовсе не осознает, что они обозначают, но в пассивный словарный запас эти термины могут отложиться. Просто комментируя свои действия подкрепляйте их временными характеристиками: “Сейчас мы делаем потягушки, а потом займёмся завтраком”.
Проще всего ребёнок знакомится с такой единицей измерения времени как минута. Это тот интервал, в течение которого ребёнок может заниматься какой-либо деятельностью непрерывно и при этом сохраняя интерес. Приобретите песочные часы, и они станут первым измерительным инструментом для знакомства дошкольника со временными интервалами.
Задавайте задания на рисование, выкладывание ритмически повторяющихся узоров, штрихование фигур, подкидывание и ловлю мяча в течение одной минуты.
Такая единица измерения времени как час тоже требует деятельностного подхода: только через игру, занятие можно дать представление о часе.
Знакомьте с понятиями “утро”, “день”, “вечер”, “ночь” через наблюдение за явлениями природы и за деятельностью людей и самого ребёнка. Задавайте вопросы о том, что делают люди ночью, утром; вопросы, устанавливающие порядок действий ребёнка, и проч. Неплохо бы порисовать вместе с сыном или дочкой на заданную тему (утро, день, ночь, вечер).
Более длительные временные интервалы – сутки, неделя, месяц, год, а также названия дней недели и месяцев – советуем изучать с ребёнком при помощи книг, мультфильмов, картин (С.Я.Маршак “12 месяцев”, К.Д.Ушинский “Детский мир. Хрестоматия”), календаря, Даже для пятилетнего ребенка довольно трудно ориентироваться в названиях дней недели и не путать их с названиями месяцев или понятиями позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра. Будьте терпеливы и снисходительны к ребёнку, играйте с ним, а не “натаскивайте” его – и всё у вас получится!
Предлагайте ребёнку учиться определять время по часам (сначала с точностью до часа, а только затем – до минуты) только после знакомства с цифрами.