[492x700]Кентавр и Человек-паук.
Если обратиться к истории кино и анимации в поисках сюжетов о Сверхчеловеке, то становиться ясно, что данная тема по сей день находится буквально в зачаточном состоянии. Потому как сюжеты о жизни всевозможных гибридов Человека с кем-то или чем-то, хоть и кажется относящимися к данной теме, в действительности представляют весьма примитивный тип человеческой фантазии, свойственный скорее первобытному человеку, нежели представителю современной нам Информационной Цивилизации. Например, фольклорные вампиры, являясь мифической эволюционной ветвью вида Homo Sapiens, хоть и деградировали в способности быть всеядными существами и жить при ультрафиолетовом свете, все же получили такие видовые преимущества, как способность трансформации своего тела посредством силы воли, значительное превосходство перед человеком в физической силе и способности к регенерации тканей. Более того, эти мифические кровососы (гибрид человека и летучей мыши – вампира), оказались способны к гипнотическому воздействию на свой единственный источник пищи – людей, доводя их податливый разум до крайнего сексуального возбуждения, тем самым, парализуя инстинкт самосохранения своих жертв. Сверх того, переход на кровавую диету сущий пустяк, перед таким видовым преимуществом, как вечная жизнь. Ну, или почти вечная, если бы не осиновые колья, святая вода, чеснок и солнечный свет, а так же отсутствие желания некоторых млекопитающих, лишаться своей жизни. Веками, видя паразитический образ жизни, данный вид Homo, оказался вовсе не Sapiens, так как даже в течение своей тысячелетней жизни, дальше инстинкта пожрать не продвинулся. Вампир аристократ-интеллектуал - это, пожалуйста. Но Вампир Нобелевский лауреат, или Вампир покоряет космос, вызывает у нас улыбку. В человеческой культуре Вампир ассоциируется скорее с инстинктами, в частности с сексуальным инстинктом, нежели с интеллектуальным превосходством. Мастер жанра ужасов Стивен Кинг пишет:
«Во всяком случае, «Дракула» - не книга о нормальном сексе. Граф Дракула, а также странные сестры, по-видимому, ниже пояса мертвы: любовью они занимаются только с помощью рта. Сексуальной основой «Дракулы» является инфантильный орализм плюс сильный интерес к некрофилии (и педофилии, добавят некоторые, учитывая роль Люси, женщины-девочки). К тому же это секс, лишенный ответственности, придуманный Эрикой Йонг, его можно назвать «сексом без расстегивания ширинки». Такое инфантильное отношение к сексу может являться одной из причин того, что миф о вампире (который книгой Стокера говорит: «Я изнасилую тебя ртом, и тебе это понравиться; вместо того чтобы вводить ценную жидкость в твое тело, я ее извлеку») всегда был популярен у подростков, старающихся привыкнуть к своей сексуальности. Вампир словно нашел кратчайший путь сквозь все племенные обычаи… к тому же он вечен».
Это отсутствие интеллектуального превосходства является чуть не главной особенностью всех Гибридов, начиная от кентавра, заканчивая Супермэном (Человек плюс что-то супер) или Человеком-Пауком.
Даже двойная экранизация романа Джона Уиндома «Кукушки Мидвича» - «Деревня проклятых» в 1960г. и в 1995г., а также романа братьев Стругатских «Гадкие лебеди» не спасают ситуации, так как в обоих случаях мы видим лишь нечто в своей основе весьма человеческое, нежели новую эволюционную ступень.
И здесь, пожалуй, самым ярким автором, является сценарист и режиссер
Дэвид Кроненберг, творчество которого как ни у кого другого тяготеет к образам и идеям трансформации психики и тела человека. К тому же Кроненберг уделяет большое внимание человеческой сексуальности и наделен смелостью идти на всякие нарушения табу. Его «Муха», как впрочем, и продолжение данной истории, уже почти вплотную подходит к тому, что я называю темой Сверхчеловека. «Муха» - это трансформация и тела, и инстинктов человека, а в некоторой части, и его интеллектуальных способностей.
Терминатор.
Одной из ветвей человеческой эволюции, безусловно, является искусственный интеллект, а также слияние человека и компьютера, другими словами, кибернетизация человека. Терминатор-2 показал миру не простую запрограммированную машину в человеческом обличии, как это было в первом фильме, а весьма автономный Искусственный Интеллект. По этой причине мальчика андроида в фильме Стивина Спилбирга «AI» («Искусственный разум») критики сравнивали именно с Терминатором. Но дальше всех в этом отношении ушли японские аниматоры, создав анимэ
«Ghost in the Shell» («Призрак в доспехах» - перевод крайне неудачен). На данный момент вышло два полнометражных анимационных фильма, а также анимэсериал (два сезона по 26 серий в каждом), плюс всевозможные дополнения. И здесь нужно отдать должное всем его создателям, так как они оказались, пожалуй, единственными, кто вывел идею кибернетизации на должную высоту. Более того, кибернетизация рассматривается авторами, как положительная тенденция. На ее основе строиться новая социальная система, дарующая его представителям новые возможности, в том числе и интеллектуальные. В этом отношении, комплекс идей в «Призраке в доспехах» близок идеям трансгуманизма. На сайте
Российского Трансгуманистического Движения http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/75/103/ серия анимационных фильмов «Ghost in the Shell» ставится как пример.
В этом году Стивен Спилберг выкупил права на экранизацию манги (комикса) «Ghost in the Shell», но, зная его антинаучные и антипрогрессивные настроения, можно лишь надеяться, что фильм не испортит целостное впечатление от «сериала».
Инфантильность, как следующая ступень эволюции человека.
Единственное, на данный момент, произведение, которое действительно поднимает тему Сверхчеловека, как ни странно для кого-то это прозвучит, является манга и снятый на ее основе анимэсериал
«Elfen Lied» («Эльфийская песнь» или «Песнь эльфа»), тщательный анализ которого мной приведен в моем дневнике, если вы обратитесь к его ранним рубликам. Вышедший на ТВ экраны в 2004г., сериал имеет 13 эпизодов + DVD спешл. Как ни одно другое произведение «Elfen Lied» не просто в метафорической форме рассказывает историю Сверхчеловека, но что более важно, делает попытку взглянуть на происходящее со Сверхчеловеческой точки зрения, и даже с точки зрения
«Эгоистичного гена» (по аналогии названия книги Ричарда Докинза), то есть самой эволюции. Для непосвященного в тонкости «игры эволюции», ее движущих механизмов, данный сериал может показаться пусть и добротной, но детской мультяжкой. Эта особенность делает «Elfen Lied» ярким образцом того, что сам я называю
«современная мифология». Как автор вы добиваетесь своей цели, но зритель об этом не знает и не должен знать. В противном случае идея будет им отвергнута на корню.