Этти (William Etty) Уильям (1787-1849),
английский живописец.
Родился в Йорке, 10 марта 1787. Его отец был мельником и пекарем хлеба.
Будущий живописец в возрасте одиннадцати с половиной лет был вынужден оставить
отеческую крышу; по настоянию отца он был определен учеником в типографию.
После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Этти уехал в Лондон.
Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди Уильяма Этти, помогли его становлению,
непосредственно как художника.
Этти начал свое обучение, создавая наброски пейзажей,
копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и проч. -
все это было его первой академией.
В Смитфилде Этти сделал копию старинной картины «Купидон и Психея»,
которая стала известна и благодаря которой Этти был принят в 1807 студентом академической школы в Сомерсет Наус.
Среди студентов были те, кто в будущем добился известности и признания в искусстве, -
Уилки, Хэйдон, Коллинз, Констебль.
Его дядя великодушно заплатил необходимую сумму в сто гиней и летом 1807 Этти
стал учеником сэра Томаса Лоуренса.
Хотя Этти во время обучения делал большие успехи в искусстве,
ему обязательно был нужен "мимолетный луч успеха".
В 1811 году после многих попыток на стене талантливых учеников Академии
появилась картина молодого Уильяма Этти «Телемах, спасающий Антиопу». Втечение следующих пяти лет он продолжал упорно заниматься с тихой и
постоянной энергией преодоления недостатков своего обучения в юности.
В 1816 Этти оставил студию сэра Томаса, однако влияние его знаменитого наставника
оставило заметный след в работах Уильяма Этти.
В 1816 Этти решил улучшить свои познания в живописи, совершив поездку в Италию.
Однако по истечении трех месяцев был вынужден вернуться в Англию.
В 1820 его «Искатели кораллов», показанные в Королевской Академии,
привлекли большое внимание.
Еще больший успех был у картины «Прибытие Клеопатры в Киликию», показанной в следующем году.
В 1822 он снова отправляется в турне по Италии.
Хотя Этти был должным образом впечатлен великими шедеврами Рафаэля и Микеланджело в Риме,
он без сожаления покинул Рим и уехал в Венецию,
которую всегда считал истинным городом-музеем искусства в Италии.
В начале 1824 Этти возвратился в Англию. В этом же году он стал партнером Королевской Академии,
а в 1828 Этти становится действительным членом лондонской Академии художеств.
В интервале между этими датами Этти пишет «Битву» (Женщина, ходатайствующая о побежденном),
это первая из трех картин о Юдифь,
которые в конечном счете вошли в коллекцию шотландской Академии.
В 1830 Этти посетил Францию. Он был потрясен достопримечательностями Парижа,
однако в связи с революционным восстанием во Франции был вынужден вернуться.
В 1840 и в 1841 Этти предпринял паломничество в Нидерланды для изучения шедевров
Рубенса и других художников в церквях и общественных галереях этой страны.
Два года спустя он еще раз посетил Францию в целях сбора материалов для картины «Жанна д'Арк».
В 1848 после завершения этой работы он удалился в родной Йорк.
Одно желание оставалось для него неисполненным.
Этти хотел устроить выставку-экспозицию своих картин.
С большим трудом ему удалось собрать значительное количество своих работ
в различных частях Британских островов.
Они были столь многочисленны, что стены большого зала,
который он нанял в Лондоне для выставки, были полностью скрыты полотнами.
Это произошло летом 1849; 13 ноября того того же самого года Этти скончался.
Уильям Этти занимает свое достойное место среди английских художников.
Его рисунок был часто неправилен, но в чувстве и навыке колориста
ему не было равных в Англии в первой половине 19 века.