Константин Андрревич Ухтомский - архитектор, образование получил в Императорской Академии Художеств, из которой был выпущен с званием художника XIV класса в 1838 г. Еще будучи учеником академии прекрасно писал акварелью виды внутренних зданий и за две подобные работы был награжден, в 1838 и 1839 гг., серебряными медалями
Интерьер Розового павильона на Ольгином островев Петергофе. К.А. Ухтомский. 1850-е гг.
По окончании академического курса путешествовал за границу, откуда привез много эскизов для последующих своих акварельных работ. В 1843 г., за проект дома богатого вельможи, признан академиком. В 1858 г., за виды зал в новом здании Эрмитажа, получил звание почетного вольного общника академии. Некоторое время был хранителем академического лицея, сменив в этой должности своего отца. Лучшие из его акварелей, изображающих виды итальянских зданий, находятся в альбомах особ императорской фамилии
Известным живописцем - акварелистом середины XIX века был и Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887). Уроженец прибалтийского города Ревеля (ныне Таллина) учился в Академии художеств в Дрездене (1830—1832). В 1838 году Э. Гау получил от Императорской Академии художеств звание неклассного (свободного) художника. Стал известным своими строгими акварельными изображениями интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, которые представляли и представляют большую ценность для истории русской культуры.
Существует предположение, что Э.Гау, как и другие художники -перспективисты, использовал оптические приборы типа камеры обскуры (прообраз фотоаппарата). Даже в этом случае все равно написание акварелей - это огромный труд. Если вначале художник создавал небольшое количество листов, по 3-4 в год, то затем по десятку.
![]()
Приемная Александры Федоровны.1874г. ![]()
Гостиная Александры Федоровны.1876г.
Спальня императрицы Александры Федоровны.1880г. Приемная Александра 2.
Впервые Э.Гау приезжает в Гатчину в 1862 году, чтобы написать акварели с видами кабинетов Николая I и Александра II. В Гатчинском дворце кабинеты императоров - это особые помещения со своим внутренним миром, куда допускались только избранные. Причем со времен Павла I эти кабинеты располагались в башнях на 1-м этаже. Кабинет Павла I находился в Часовой башне главного корпуса, в анфиладе так называемых "личных комнат". Среди архивных документов и даже довоенных фотографий акварели Э.Гау с изображением этих комнат являются самым ценным иконографическим материалом для реставрации. Сегодня в этих комнатах находится выставка оружия, а часть экспозиции посвящена Павлу I. О том, как выглядели личные комнаты императора и убедиться в подлинности экспонатов помогают репродукции с акварелей Гау,
Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживал зять Николя 1, Максимилиан Лейхтенбергский. Сегодня Э. Гау ценен для нас и как прекрасный живописец-миниатюрист, и как талантливый мастер, создавший Гатчинский альбом, позволяющий ученым, историкам, реставраторам представить и с документальной точностью воссоздать утраченные интерьеры Гатчинского дворца.
|
Фермерский дворец, Е.П.Гау, 1860
Фермерский дворец, Е.П.Гау, 1850
Фермерский дворец, Е.П.Гау, 1850
Фермерский дворец. Э.П. Гау, 1858
[показать]
Петергоф. Гостиная императрицы Александры Федоровны в Коттедже. Э Гау. 1861 г.
Э.Гау. Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года. Бумага, акварель
Эдуард Гау. Спальня Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце. 1860-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»
Эдуард Гау. Зеркальный кабинет императрицы Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце. 1860-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»
Эдуард Гау. Кабинет Александра II в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. 1857
Эдуард Гау. Китайский зал в Большом Царскосельском дворце. 1840-е годы. Акварель. ГМЗ «Царское Село»
Эдуард Гау. Уборная Александра Николаевича в Большом Царскосельском дворце. 1850. Акварель
Царское Село. Церковь в Екатерининском дворце
Эдуард Гау (1807-1887)
Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села , Середина 19 в. Гау, Э.П.
Виды залов Зимнего дворца. Гостиная в стиле второго рококо, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Большая гостиная императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Большая гостиная императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Вид Малой церкви в Зимнем дворце, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Аполлонов зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Александровский зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Библиотека императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Бильярдная императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Большой кабинет императора Николая I, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Большой Фельдмаршальский зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Марии Александровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Военная библиотека императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Второй зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Гостиная, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Первый зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Второй зал Военной галереи, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Гербовый зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Готическая гостиная великих княжен, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Зал развода караула, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Зал Совета императора Александра I, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Камердинерская императора Александра II, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Малый Фельдмаршальский зал, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Большой кабинет вел. кн. Марии Николаевны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Малый кабинет, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Спальня, Эрмитаж
Вид Ротонды в Зимнем дворце, Эрмитаж
Вид Собора в Зимнем дворце, Эрмитаж
Еще в 1854 году Э. Гау был удостоен звания академика перспективной акварельной живописи(перспективной, конечно, в смысле способа изображения пространственных фигур на плоскости).
Изображение интерьера относится к жанру перспективной живописи. В XIX писать "внутренности комнат" стало очень модным занятием. Этим занимались как профессиональные художники, так и любители, рисуя для удовольствия родных и знакомых в домашние альбомы. Интерьеры зданий - это не только отражение своего времени, но и повествование о тех, кто в них живет, их вкусах, интересах, достатке, т.е. как бы "косвенный портрет владельцев".
Выставки акварелей Гау неоднократно организовывались в Гатчине (1997, 2002).Гау — один из крупнейших мастеров акварельной живописи середины XIX столетия; его произведениям присущи тщательность исполнения, точность перспективных построений, нежность колорита.Наиболее значительным собранием произведений Гау обладает Государственный Эрмитаж. Творчество мастера представлено также в Государственном Русском музее, Гатчинском дворце-музее, Государственном музее-заповеднике «Царское Село» и других.
Виды залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Военная галерея 1812 года, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Александры Федоровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Ванная великой княгини Марии Александровны, Эрмитаж
Виды залов Зимнего дворца. Гардеробная императора Александра II, Эрмитаж