СИМВОЛИЗМ А. БЛОКА
Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор.
В мечте — герои.
Так я причаливал к земле.
А. Блок
Творчество Александра Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как звала его А. Ахматова,
во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма.
Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы.
Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на
основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70—80-е годы XIX века.
Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты.
Символизм принято считать проявлением декаданса.
Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной образности,
условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные,
доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность
достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения
— никаких красок, только оттенки.
Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды
идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева.
Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение
о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир.
Это влияние и в биографическом плане любовь к Л. Д. Менделеевой и определили
во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм
и отрешенность от мира.
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме.
Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно
зашифрована, переведена на особый, мистический язык.
Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
Ты в белой вьюге, снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности.
Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока.
Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света.
Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон.
К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить.
И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым,
недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен:
Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
О, Святая, как ласковы свечи.
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом,
человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества,
живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам:
Что буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят!
Что человеческие слезы.
Когда румянится закат!
Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов,
призванных передать символическое соответствие внешнего мира,
мира природы, и мира внутреннего:
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Когда позднее в творчестве Блока появляются социальные мотивы,
основной формой их изложения по-прежнему остается символическая форма.
Образы размыты, характеры неопределенны.
В стихотворении «Фабрика» поэт рисует нам фигуру некоего чудовища,
согнутые спины рабочих, желтые окна, в которых смеются над обманутыми:
В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения,
он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства,
экспериментатором, отрицающим предыду щую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма,
его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России,
чтобы навсегда остаться одним из лучших ее поэтов.
ГЫЫЫ....ДЛЯ ДРУГА ДЕЛАЛА, ЕСЛИ КОМУ НАДО БЕРИТЕ XD