• Авторизация


Без заголовка 10-09-2011 17:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Karinalin Оригинальное сообщение

Культ ужей

Ужи  — род неядовитых змей. Зубы на верхнечелюстных костях увеличиваются в размерах по направлению вглубь пасти. Зрачки круглые, ноздри направлены в стороны и вверх.   В самое жаркое время прячутся в тень или спускаются в воду, где могут подолгу лежать на дне. Отличается от других змей двумя большими, хорошо заметными светлыми пятнами (жёлтые, оранжевые, грязно-белые), расположенным по бокам головы. Ужи бывают длиной до 1,5 м. Пятна эти имеют полулунную форму. Питаются в основном амфибиями, рыбой, гораздо реже — мелкими млекопитающими, птицами и беспозвоночными, добычу проглатывают живьём, не умертвляя.

 

При опасности ужи умеют притворяться мёртвыми  - полностью расслабляют тело, широко раскрывая пасть и с высунутым языком безжизненно повисают в руках или переворачиваются на спину. Это состояние «мнимой смерти» быстро проходит, если бросить ужа в воду или просто оставить в покое.

Не имея возможности уползти, иногда они (особенно крупные особи) принимают угрожающую позу: свёртываются клубком и время от времени с громким шипением выбрасывают вперёд голову. Будучи пойманными, кусаются, однако лишь в исключительных случаях, нанося зубами лёгкие, быстро заживающие царапины. Единственным средством защиты ужей следует считать чрезвычайно вонючую желтовато-белую жидкость, которую они выпускают из клоаки.

  [700x433]

Виды и названия ужей: стройные полозы (Coluber),  Медянки (Coronella),  Лазающие полозы (Elaphe), Ящеричные змеи (Malpolon), Настоящие ужи (Colubrinae),  Длиннозубые ужи (Rhabdophis), Кошачьи змеи (Telescopus), Лесные ужи (Amphiesma), Чёрнобрюхие водяные ужи (Hydraethiops), Краснобрюхие болотные ужи (Seminatrix), Коричневые змеи (Storeria), Подвязочные змеи (Thamnophis), Полосатые болотные ужи (Tropidoclonion).

 

На Руси, и в других славянских и балтийских странах, с древности и вплоть до средневековья был [263x322]
своего рода культ Ужа. Возможно, в некоторых селах это сохранилось даже еще дольше, помню, мама рассказывала, что в селе, где она росла, люди довольно хорошо относились к ужам и поили их молоком, навряд ли они помнили о какой-то языческой идее, но что-то осталось, видимо, на генетическом уровне.

 

Ужей почитали, как священных существ-покровителей дома, их не убивали, а напротив, приманивали в дом, наливая им молоко. На Украине ужей часто держали в домах в качестве мышеловов, вместо кошек, доверяясь ужам в защите от ядовитых змей во время сна и в поле.

 

В России, Белоруссии и Украине, ужа прозвали – «домовик», в Болгарии – «стопанин» (хозяин), в Чехии  и Польше – «гад-господарик», в Сербии и Черногории  - «домакин», "чувар" - опекун и "чуваркуча" - охранитель семьи и дома.

 

У славян и балтов была схожая языческая традиция веры в существование 3-х равных миров: Небо (Правь), Земля (Явь) и Вода/Преисподняя (Навь).

 

(Вода у нас связывалась с нечистой силой, в большинстве случаев: озера и водоемы часто служили транспортером в мир преисподней, множество водяных, кикимор, русалок. Богиня Морена и сын ее Мор, имена их именно от слова «море» произошли, возможно, это связано с тем, что по воде передавалось в древности большинство болезней, типа чумы.)

 

Уж, - соединитель 3-х миров, поддерживающий их равновесие. В воде, считали древние,  он плавает и живет, по сути, он являлся навским созданием, по земле – ползает и прячется в норы, а с неба,  мог вызвать дождь (нужный для плодородия почвы), высасывая его, как молоко из груди небесной Матери.

 

В Литве – Жалтис (Залтис) – царь ужей, о его женитьбе на человеческой дочери, сохранилась легенда  - «Эгле – королева ужей». Поэму литовской поэтессы Саломеи Нерис по этой легенде можно почитать здесь: http://dreamworlds.ru/chtivo/41250-salomeya-neris-yegle-koroleva-uzhej-glava-i.html

Существуют и славянские предания о «Царе-уже», «Царевне-ужовне».

[625x450]

Жизнь ужа в народных представлениях восточных славян и западных балтов была столь значима, что по поверью, убивший или неуважающий  ужа непременно умрет, либо его хозяйство постигнет крах.

 

Если обратить внимание, то славянские языки, в своем преимуществе,  - «змеиные», они имели и имеют очень много шипящих звуков, самый показательный в этом плане – польский язык, например, слова: Szczęście (шченшцье) - счастье, Śmierć  (шмьерч) - смерть. Русский язык тоже не всегда был так твердо выстроен, еще в 17-м веке, шипящих слов было больше: «Веселящеся со князи, пьюще и тешася», что уж говорить о более ранних временах…

 

О почитании змей, и именно ужей, говорит во многом древнее народное искусство, именно этих змей воплощали на ранних христианских монетах, оберегах-змеевеках, украшениях – браслетах, кольцах и поясах и даже сейчас большинство славянских женщин любят украшения со змеями, как знать, может это зов предков?

 

Монеты-талисманы из Киевской Руси XI - XIII в., называются - гривна-змеевик. На одной стороне христианский сюжет, а на другой - змеиный:

  [500x562]

Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX в. по отношению к нагрудным иконам с изображением на лицевой стороне христианского образа — архангела Михаила, Богоматери, Феодора Стратилата и других святых, а на обороте человеческой личины в окружении змей либо змееногой фигуры.

 

Многие видят в этом какой-то образ богини/бога-змеи, я предлагаю рассматривать его, как образ охраняемого человека (т.к. на змеевиках предназначались конкретным лицам), соответственно, если в змеях женщина – это женский змеевик, если мужчина – мужской, если ни того, ни другого - общий.

  [показать]

 

Среди памятников русской старины есть сотни таких «медальонов» с чеканным или литым изображением змей-ужей. Они считались оберегами от всяческих бед и напастей, т.е. ужи оправдывали свои прозвища и в изготовляемых изображениях – «опекун-домовик». Змеевики относились к «защищающим» святыням, к амулетам, «наузам». Хотя, безусловно, странно, что наш народ опекали змеи.

 

Многие исследователи, исходят из того, что это просто змеи, означающие мудрость, а расходящиеся по сторонам змеи -  солнечный знак, но это не просто змеи (ранее я и сама заблуждалась),  - это конкретно Ужи, тогда все становится понятней.

«Змеи в представлениях жителей ряда областей Руси были солнечными существами, просыпающимися вместе с оживающей природой каждой весной»  – это тоже возможно, хотя не совсем верно на счет «солнечных существ», но опять же, змеи – ужи.

На зиму ужи укрываются в глубоких норах грызунов, в трещинах береговых обрывов, под корнями гнилых деревьев, где впадают в зимнюю спячку. Иногда зимуют по одиночке, иногда – группой. Они могли воплощать и приход весны, во всяком случае, они очень много значили, чтобы от них отказаться из-за прихода христианства.

  [605x350]

Змеевики носили на груди, у самого сердца, носили — вместо креста. Позже — носили и вместе с крестом или на кресте, к чему, ранние христианские священнослужители относились вполне миролюбиво, и логично, если учесть опять же, что это ужи, а не зловредные гадюки, и в те времена, в отличие от наших, об этом знали.

 

Многие историки утверждают, что этот образ монеты пришел в Русь из Византии, т.к. на них встречаются греческие письмена, что тоже возможно, потому как в Греции изначально тоже почитали змей, где они, как многие считают, были представлены головой Медузы-Горгоны, как солярного знака, но скорее это было изображение «Голубой змейки» - спутницы и символа бога врачевания Асклепия, что передавалось изображением ужа обыкновенного (водяного).

 

Попав же в Русь, в этой монете, наши предки быстро узнали  и своего ужа - домашнего покровителя, отражающего триединость мира (яви, прави,нави). Это троичность также легко вписалась и в христианскую троицу.

  [589x350]

Таким образом, змеевики попадали в церковные и монастырские ризницы, использовались в качестве прикладов к иконам, все такие змеевики-обереги, считалось, символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Об этом свидетельствует строго регламентированный подбор сюжетов с преобладанием среди них образов демоноборцев — архангела Михаила, Никиты-бесогона, драконоборцев — Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Георгия и других святых.

 

Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили против немощи и болезней и предназначались, также для «благословления на войну».

 

На Куликовом поле были найдены меднолитые змеевики. Среди них есть древние и восходящие в основе к домонгольским изделиям, что подтверждает их особое почитание. Они сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и, подобно благословенным образам, передавались из поколения в поколение по наследству.

  [632x350]

На змеевиках преобладают греческие надписи с заклинанием от черной немочи ("истеры"), переводимой на тогдашний русский язык словом ДЪН - "нутро", "внутренность", "утроба". Вокруг христианских изображений по внешней окружности змеевика идет надпись (обычно греческая с аббревиатурами), в русском варианте выглядящая так: СТЪ СТЪ СТЪ ГЬ САВАОФ ИСПОЛНЬ НБО И ЗЕМЛЯ СЛАВ ТВО, то есть: "Свят, свят, свят господь Саваоф; исполнены небо и земля славы твоей!"

 

То есть опять-таки объединение ужами неба и земли, но уже без воды на первый взгляд, хотя слово ДЪН, скорее можно рассматривать, как «дно» и именно водоема, где как раз таки можно было встретить «черную немочь» - чуму, мор.

 

А Саваоф – один из эпитетов Яхве, означающий «Господь воинств», что видимо и послужило к применению змеевиков на ратном поле.

  [500x319]

 

Ужиных голов на змеевиках насчитывалось иногда 6, 7, 12, 13, 14.

Число 6 — полугодье;
Число 7 -  число «видимых» светил (Солнце, Луна и пять известных тогда планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), оно же — число дней недели.
Число 12 — число знаков зодиака – солнечных месяцев.
Число 13 — число лунных месяцев в году.
Число 14 — половина от числа 28, то есть половина лунного месяца от полнолуния до новолуния.

 

Возможно, они были призваны хранить хозяина определенное время, после чего талисманы требовали подзарядки или изготавливались новые. Любой знающий маг, может подтвердить, что любой амулет, оберег нуждается в энергетической подпитке через определенное время, так что это вполне может рассматриваться в этом качестве.

 

Позже, церковь, конечно, стала преследовать такие «наузы», как явный символ старой русской религии и пыталась всячески изжить их, запрещала, наказывала, отлучала. До нас  дошли документы,  - Устав Владимира Святославича, Устав Ярослава Владимировича, Устав новгородского князя Всеволода Мстиславовича, Уставная грамота Ростислава Мстиславича Смоленской епископии 1150 г., определения Владимирского собора 1274 г., изложенные в грамоте митрополита Кирилла II, а также другие памятники, в которых имелись соответствующие статьи, сурово карающие за «двоеверие». Все исследователи, занимавшиеся змеевиками, единодушно отмечали, что православная церковь не признавала и запрещала их. Но не имея достаточно сил, чтобы полностью изъять змеевики из употребления, пыталась их легализовать путем переосмысления изображения.

 

Именно  ужей имело в виду, раннехристианское пожелание: «Будьте мудры как змии и кротки как голуби» [Мф.10:16].

 

В пересказанных на Руси мифах о Нойевом ковчеге, встречается Уж, который уничтожил мышь, которая грозила прогрызть днище Ноева ковчега, по литовской версии аналогичного предания, уж просто заткнул дыру в днище Нойева ковчега.

 

Помимо амулетов-змеевиков, вера в помощь ужей более уцелела в изображении их на драгоценностях, подобные украшения появились на Руси с  V в.

Колт, изображающий ужа после принятия христианства:

  [353x374]

[385x300]

Об этом свидетельствуют также украшения крестьян в виде колодочек/жгутов (см. ранее) и княжеские богатые браслеты, цепи, пояса со змеиными головами, например, наконечники черниговского золотого пояса-цепи:

  [451x300]

Сам способ плетения такой цепи, подражает змеиному телу. В фольклорных текстах устойчивы два образа пояса: пояс-обруч (ограда)  - охранительный «царь-круг», или «свят-круг», т.е. тот же змеевик, только в виде украшения. Каждый элемент с извитым «змейкой» звеном, представлял защитный оберег, составленный из молитвы, а весь пояс воплощал целый годичный круг литургических действ, проводящихся на протяжении года в каждом христианском храме.

[700x362]

[260x302]

Эти наконечники так и называются - «Голова ужа».

  [560x450]

 

 

Были поверья об ужах, приползающих на поминальную Фомину неделю, на Рахманную пасху, или на праздник Троицы, - к траве «ужачка» - «офиглесиум» (хвощ), чтобы сбросить свои «золотые рожки», растущие там, где у обычных ужей желтые пятнышки на голове, их надо поймать непременно на красный пояс, и, завязывая его узелком, бежать без оглядки, - то есть, придерживаться правил, как при добывании «цветка» папоротника в ночь на Ивана Купалу, а «золотые рожки» также являлись талисманом.

  [406x328]

Возможно, имелись в виду, змеиные-ужиные выползки, из которых делали талисманы или применяли в знахарстве, ворожбе и колдовстве. Почитается и камень-змеевик, который считали связанным с ужом, по сей день широко используется в украшениях-талисманах:

  [305x350]

 

И в заключении, о любви к ужам, выразившейся в народной поэзии, в частности В.П. Скифа:

«Мой умный уж в саду живёт.
Уж я ужа люблю ужасно.
Он молочко из блюдца пьёт.
Дружить с ужами не опасно!»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | serpent1366 - Jedem das seine! | Лента друзей serpent1366 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»