Этот фильм в свое время мне рекомендовала Ольга; рекомендация Ольги уже сама по себе о многом говорит, если учесть, что ее любимый фильм - "Заводной апельсин" Кубрика!..
Я успела сходить на него в кинотеатр. У нас фильмы т.н. "не для всех" идут только в одном месте - "Пирамида", зеленый зал, и обычно идут они очень недолго - например, на "Остров проклятых" я так и не успела сходить. На "Черный лебедь" я всё же попала.
Сидящих в зале рядом со мной время от времени аж подбрасывало от ужаса с отвращением, дамы рядом обсуждали, идет ли речь о любви или похоти, а двумя рядами выше девочки-подростки подзуживали друг друга: ты же говорила, что не боишься ужастиков, и всё такое!.. Ох уж мне наш никакой фейс-контроль: я бы подростков не допустила к фильму и на пушечный выстрел, и вообще поставила бы ограничение "24+". Потому что некоторые вещи надо прожить перед тем, как такие фильмы смотреть.
Несмотря на все те моменты, которые повсеместно вызывали паническое отвращение (это же надо так - минимальными средствами вызвать эмоции похлеще фильма ужасов), фильм тронул меня до глубины души. Слово "понравился" в этом случае не очень уместно, сами понимаете. Смотрела сегодня второй раз - фильм раскрывался еще дальше и глубже, замечала незамеченное.
Буду в Москве - обязательно постараюсь попасть на "Лебединое озеро". Какой великолепный конфликт: Одетта и Одилия, белая и черная лебедь, светлая и темная сторона в одном человеке! Борьба, перевоплощение, соединение этих сторон... Правильность и/или свобода. Вечный спор между т.н. "темными" и "светлыми" даже и в ролевой тусовке: быть свободными или вести себя хорошо? Только немного повзрослев, понимаешь, что по сути это одно и то же...
Фильм великолепно построен: начинаясь как банальная история противодействия соперниц, он с каждой минутой всё напряженнее, динамичнее и глубже (о, темные глубины подсознания). Когда я смотрела в первый раз, я всё, как в "Докторе Хаусе", пыталась разобраться: где же то, что "на самом деле", а где иллюзия, и что же это такое с главной героиней. Ответа на сию загадку в фильме нет, да я и не ищу ее теперь. Хватает этой бешеной внутренне-внешней борьбы; каждый человек, появляющийся на экране, - своего рода архетип, амплуа, типаж, и всё - в рамках одной-единственной личности.
Натали Портман, играющая главную роль, прекрасна (и, конечно же, с детства занималась балетом, а как иначе). Она изумительно красива, ах - как Одетта, воплощение света и чистоты. Но и Одилию она воплощает тоже... Я с огромным интересом прочитала интервью с ней в "АиФ". К сожалению, полного текста этого интервью я найти не могу, поэтому немного цитат из другого источника:
НП:
Я начала подготовку с моим учителем балета, Мэри Элен Бауэрс (Mary Helen Bowers), за год до съемок, и мы начали с самых основ, но мы занимались по 2 часа в день на протяжении 6 месяцев. Это было что-то вроде укрепляющей подготовки, чтобы я могла перейти к более сложным вещам и ничего себе не повредить, а потом мы стали заниматься по 5 часов в день вдобавок к плаванию. Я проплывала по миле в день, разминалась, а потом по 3 часа в день брала уроки балета. Потом, за 3 месяца до съемок, мы добавили хореографию. Поэтому мы, наверное, занимались по 8 часов в день, и физическая дисциплина действительно помогла в работе над эмоциональной составляющей образа, потому что так я получила ощущение монашеского образа жизни, жизни балерины, состоящей из сплошных тренировок. Ты не пьешь. Ты не встречаешься с друзьями. Ты мало ешь. Ты постоянно подвергаешь свое тело сильной боли и действительно понимаешь, какому истязанию подвергают себя балерины.
-Вы получили диплом психолога в Гарварде. Каков ваш профессиональный диагноз героине фильма Нине?
НП:
Ну, на самом деле это тот случай, когда что-то из того, что я изучала в университете, нашло применение на практике, а это происходит очень и очень редко. Но это это, безусловно, случай обсессивно-компульсивного расстройства. Расцарапывание кожи. Булимия, очевидно. Анорексия и булимия – это формы ОКР, и для балета это очень характерно, потому что там есть сильное ощущение ритуала – надевание пуантов каждый день, подготовка новых пуантов к каждому выступлению. Это целый процесс. Почти религиозный по своей природе. Это как евреи накладывают тфилин или как католики со своими четками, а еще они наделяют божественными характеристиками своего режиссера. Это действительно жертвенное, ритуалистическое, религиозное искусство, и мне, как актрисе, это тоже близко, потому что, когда ты делаешь фильм, то точно так же покоряешься режиссеру. Твой режиссер становится для тебя самым главным, ты посвящаешь себя ему, ты хочешь помочь ему воплотить свое вИдение. Исходя из всего этого, мой профессиональный диагноз – что-то вроде религиозного обсессивно-компульсивного расстройства.
Источник.
А в интервью "АиФ" она рассказывала о том, что фильм снимался в совершенно невыносимом режиме, было очень мало времени на съемки, поэтому работать приходилось до 18 часов в день... Она падала от усталости и думала "нет, я не могу", но наступал новый съемочный день, и оказывалось, что всё-таки может. Когда я прочитала об этом, вспомнилась измученная Нина из фильма, которая тем не менее изо всех сил хочет быть совершенством - Натали Портман фактически не пришлось изображать измученную, она и так ею была... такая совсем иная жизнь: ничего "для себя", вся жизнь в сцене, в танце, в игре!
P.S. И всё звучит в голове великолепная музыка Чайковского.