Когда к Репину приходил художник, называющий себя абстракционистом, Репин просил того нарисовать лошадь. Если абстракционист не справлялся, Репин гнал его в шею, справедливо полагая, что весь абстракционизм у того — от неумения рисовать.
В этом есть своя правда. На ум тут же с песней под гармошку приходят псевдоучёные, не осилившие ВУЗа, зато смело опровергающие Теорию относительности; целители, знающие Правду про человека, недоступную дипломированным врачам; солидные директора, не знающие азов менеджмента. И, разумеется, фотографы, занимающиеся ломографией. Если не умеешь играть по правилам, всегда есть соблазн заявить, что то, что ты делаешь — и есть новые правила.
Но в этом есть и своя неправда. Я уже писал раньше, зачем могут быть нужны всякие мутанты от искусства, и абстракционисты в частности. Мы живём в безграничном мире, но при этом мы сами запираем себя в клетки своего собственного разума, своих правил. И большая часть наших «нельзя» относится не к реальным ограничениям физического мира, а к нашим убеждениям. Поэтому подход Репина можно трактовать и так: «Я считаю, что классическая (читай — привычная Репину) техника рисования важнее всего, даже важнее воздействия кадра, и не зависит от аудитории и концепции». Фактически, это известная любому профессиональному бизнес-консультанту игра под названием «предъявите документы!» В этой игре, как и в априорном отрицании всего «неклассического», существует большой риск выплеснуть вместе с водой ребёнка. И если в медицине подобная консервативность оправдана (лучше перестраховаться), то в искусстве вопрос не столь однозначен. В конце концов, чьему здоровью повредит, если художник Мирофанушка нарисует каля-маля? Поэтому Хрущёв всё-таки был неправ, привнеся в творческий диалог свои брутальные железные бульдозеры. Между искусством и воспитанием людей конечно есть связь, но она не столь влиятельна по сравнению с другими факторами вроде примера, демонстрируемого нам нашими царями-боярами. А аргументы типа «сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь» к джазу вообще отношения не имеют. Очевидно, что проблема не в музыке, а в социальной депривации и нехватке элементарных благ, что по ряду причин внешне проявлялось в любви к западной музыке.
Масла в пиво подливают арт-критики. За последнее столетие их неистовыми усилиями искусство настолько коммерциализировалось и извратилось, что уже не разберёшь — этот художник популярен, потому что он радует людей, или люди тащатся от этого художника, потому что им велели арт-критики?
epliss как-то сказал про «Дерьмо художника»: «Если бы я обнаружил себя на творческом поле, где моими основными художественными конкурентами являются ослы и слоны, мне бы стоило задуматься, тем ли путём я пошёл». Мне кажется, многим художникам/писателям/поэтам тоже стоит задуматься, не является ли их главным конкурентом генератор случайных чисел?
Том Вульф в «Раскрашенном слове» справедливо указывает, что изобразительное искусство вообще уже перестало быть изобразительным и превратилось в литературу. Потому что если ты не читал концепции, ты ничего не поймёшь. С другой стороны, в предельном случае, зная концепцию, можно уже не смотреть на само произведение, а иногда достаточно только ценника (это не шутка, такие выставки тоже бывают — хотя Пелевин в «Поколении "П"» на эту тему простебался просто замечательно).
«Уже в пятый раз из музея крадут Чёрный квадрат, и уже в пятый раз сторож за ночь успевает восстановить картину, пока никто не заменил».
Так что всё-таки делать с критикой? Слать нафиг или прислушиваться? Как всегда, однозначного ответа нет. Качество кадра складывается из множества факторов, как технических, так и эмоциональных. Со стороны зрителя оценка тоже многокомпонентна и зависит от разных обстоятельств. Разумеется вкусы, образование, чувство прекрасного у всех разные. И просто «нравится/не нравится» — это конечно обратная связь, но какая-то уж очень обратная.
Прагматичный подход, как мне кажется, должен быть таким. Для начала разделим объекты критики на несколько категорий: это техническая чистота, наличие понятной идеи кадра, и сугубо личные ассоциации и переживания зрителя. Зритель не обязан указывать категорию, но мы, когда читаем комментарии, вполне способны для себя определить, к чему относится то или иное замечание.
Из всех замечаний нам конечно ценнее всего обоснованные. Однако многие люди не подвизались на поприще арт-критиков, и выражают своё отношение, как умеют и как им позволяет время. Так что спасибо за любые слова. Статистика при этом говорит, что чем рассудительнее комментарии, тем больше в них смысла и возможности из них что-то почерпнуть для автора. Исходя из этого можно расставлять для себя приоритеты при учитывании замечаний.
Полезно так же посмотреть на работы того, кто оставляет свои замечания. Причём работы именно в обсуждаемой области. Особенно если разговор идёт о воплощении идеи и о технике. Наличие сильных работ — повод прислушаться к словам этого человека ещё более внимательно. Однако их отсутствие — не повод сбрасывать со счетов критику. Следует избегать синдрома «Сперва сам добейся». Ценные замечания могут прилететь с самой неожиданной стороны.
Есть ещё одна ловушка — ловушка известности. Люди, даже самые профессиональные и хорошие, за один и тот же ляп новичка раскритикуют, а своего известного коллегу наоборот похвалят. Посмотрите наглядный пример. Для многих очень непросто абстрагироваться от личности автора, и оставить замечания именно по этой конкретной работе, как будто она — единственное, что видит и знает пишущий. Также непросто многим именитым авторам снизойти и принять мнение, отличающееся от их собственного: ведь все вокруг в основном хвалят, не могут же они все ошибаться? Но увы, могут.
Поэтому, в конечном счёте, решение не за комментаторами, решение за вами. Есть тонкая разница между «либеральным», «авторитарным» и «демократичным» стилями управления: в первом случае человек прячется за коллективным мнением, во втором — не слушает никого, а в третьем — собирает мнение со всех, учитывает его, но решение принимает сам и сам же несёт за него ответственность. Так же следует поступать и в случае с критикой произведения.
Всё вышеописанное применимо не только в изобразительном искусстве и фотографии. Принципы схожи всюду.
Критика — обратная связь для роста в любой области. Но только в том случае, если её использовать в этом качестве. И использовать грамотно, не игнорируя, но и не подчиняясь ей всецело.
| Процитировать пост: | [показать] | [показать] | [показать] | [показать] |
[показать] В колонках играет - Ulytau - Yapir-Ai