Наши научные проекты
04-12-2010 16:11
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Этот пост меня просил написать Лёнька, которому интересно, как же мы "занимаемся наукой" - именно сам процесс, его этапы и содержание. Оч сомневаюсь, что дальнейший текст интересен широкому кругу читателей, а потому - всё под кат.
О, декабрь, время годовых отчетов!.. Сегодняшний день целиком прошел под знаком проекта "Научно-методическое обеспечение снижения уровня сейсмического риска на объектах образования Камчатского края". Впрочем, обо всем по порядку.
История
Началом своей серьезной работы в этой области я считаю проект 2008 года "Междисциплинарное исследование соматического и психологического здоровья учащихся, проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями". До этого я тоже участвовала в проектах в качестве исполнителя, но роль моя в них была довольно поверхностной, по масштабу ни в какое сравнение не идущей с участием в этом проекте.
Ох, это было ужасно!.. Всё началось с того, что моя коллега Ольга, руководившая проектом, уехала защищать диссертацию и передала ответственность за написание отчета мне, сказав, что можно еще привлечь Яну. У меня до сих пор нервный смех начинается, когда я вспоминаю, как Оля мне говорила: - Да там немного совсем, несколько программ составить...
Несколько!! программ!! блин!! СЕМЬ "регионально ориентированных" программ психологического сопровождения и/или психокоррекции плюс ШЕСТЬ учебно-методических комплексов!!!.. за ЧЕТЫРЕ, еще раз: ЧЕТЫРЕ дня!..
Вот что нам нужно было, черт возьми, сделать за четыре дня - цитата (кроме эмпирического этапа, который, слава Богу, был реализован):
Этапы исследования:
1. Эмпирический - сбор данных, отражающих региональную специфику психологического, соматического, физического развития личности, проживающей на территории с экстремальными природно-климатическими условиями.
2. Аналитический - анализ влияния экстремальных природно-климатических условий на физические, психологические, соматические особенности личности. Прогнозирование развития личности находящейся под постоянным воздействием экстремальных условий; подвергшейся чрезвычайному воздействию экстремальности. Определение стратегий работы с учащимися различных возрастных групп, направленных на выработку необходимых личностных ресурсов.
3. Прикладной – разработка регионально-ориентированных программ психологического сопровождения населения, проживающего на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями («Программа реабилитации лиц, переживших землетрясение»; «Программа актуализации внутренних адаптивных ресурсов личности»; «Программа профилактики психологической дезадаптации в экстремальных природно-климатических условиях»; «Программа обучения эффективному поведению личности при попадании в экстремальную ситуацию»; «Программа реабилитации и психологической поддержки моряков и членов их семей»; «Обеспечение психологического благополучия детей, оставшихся без попечения родителей»; программа подготовки волонтеров по работе с различными слоями населения, проживающего в экстремальных природно-климатических условиях). Создание учебно-методической базы для подготовки специалистов, задействованных в реализации программ.
Когда я оценила объем работы, я впала в прострацию. Два дня из этих четырех я открывала техзадание, тупо его прочитывала и снова в шоке закрывала. Неясно было совершенно ничего - что собой должны представлять эти заявленные в техзадании "регионально ориентированные" программы, с какого конца их начинать писать, зачем нужны эти несчастные УМК... Чтобы не казалось мало, помимо составления программ нужно было упорядочить огромный массив текста, связав его общей концепцией.
Я позвонила Яне - уже не помню, до или после моей многократной прострации.) Мы разделили между собой программы и УМК, договорившись, кто за что отвечает. Покопавшись в Интернете, я таки нашла регионально ориентированную программу... по стоматологии.))) Стало немножко понятней, что же такое "регионально ориентированная программа".) Ее мы и взяли за образец, адаптировав под психологию.
В итоге за два-три дня титанической безотрывной работы нам с Яной удалось написать отчет со всеми необходимыми, черт возьми, программами. Отчет занял 327 листов весьма осмысленного и глубоко переработанного текста ("да там немного совсем..."(с) Оля). В научный отдел я его сдала под названием "Чертов отчет", но на самом деле его рабочее название было "Гребаный отчет", простите мой клатчский...
Сейчас, листая этот "Чертов отчет", я вижу, насколько он еще неумело и наивно написан. Растем потихоньку...
Но зато после этого нам уже, знаете ли, ничего не страшно. Хоть выучить китайский за неделю, хоть результаты десятилетних исследований обобщить за три дня.
Вот так стихийно сложился наш исследовательский коллектив: Оля, Яна, я. Три кандидата психологических наук, уже два года работающие в тесном сотрудничестве в области экстремальной психологии. Дракон с тремя головами. Я сейчас пыталась описать, кто какую роль выполняет - так вот это сделать невозможно, потому что роли тесно переплетены. Но всё же можно сказать, что Оля - активный генератор идей, Яна наиболее системно и объемно мыслит, а я хорошо структурирую информацию. Какие-то куски мы делаем поодиночке, какие-то иногда получается сделать вдвоем. Но вещи концептуальные мы можем творить только втроем. Вот сегодня Яна задержалась на час, и нам с Олей уже ее не хватало.)
В 2009 году начался такой довольно странный проект "Научно-методическое обеспечение снижения уровня сейсмического риска на объектах образования Камчатского края", который реализовывался на самом деле геофизиками, но к которому были привлечены и психологи. Вот так; я всё время вспоминала рекламу на Яндексе: "Смешай психологию с почвоведением!". Примерно так у нас и вышло. Над этим проектом наш научно-исследовательский коллектив (трехголовый дракон) и трудится второй год; финансирование продлили и на 2011 год, будем продолжать трудиться.
Ну что, наша (особенно Олина)) склонность к глобалистике нас поневоле подвела или, по крайней мере, усложнила нам задачу: вместо того чтобы тихо-мирно писать про отношение к землетрясению и т.д., мы втроем разработали ни много ни мало концепцию системы личностных ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование личности в экстремальных условиях любого порядка (ситуативных, длительных, биографических). И уже от этой глобальности два года сужаем-сужаем к сейсмическому риску, да что-то никак не сужается.))
Когда писали полугодовой отчет за 2009 год, Оля дала мне задание: нужно было обобщить результаты эмпирических исследований в области экстремальной психологии, осуществленных на нашей кафедре за 2003-2008 гг. (квалификационные работы). Из всего массива я выбрала двадцать наиболее весомых и информативных, общий объем выборки - почти полторы тысячи человек. Очень интересная была работа по систематизации этих данных! Итогом стала пятифакторная модель личностных ресурсов, способствующих повышению адаптивного потенциала в экстремальных условиях любого порядка. Этой моделью мы ужасно гордимся и носимся с ней как с писаной торбой, но, так как мы до сих пор не опубликовали ни одной внятной статьи по этому поводу (скоро выйдет статья в журнале с пафосным названием "Вестник Евразии"), я не буду распространяться о содержании факторов, составляющих модель - таки наша, хм, интеллектуальная собственность.)))
Далее на основе этой модели мы составляли программы (ага, опять программы) по развитию личностных ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование личности в экстремальных условиях. Основная идея такая: эти качества помогают человеку чувствовать себя хорошо и действовать эффективно независимо от характера экстремальной ситуации/экстремальной среды. А значит, развивая их, мы снизим также и сейсмический риск, ведь люди с развитой системой этих личностных ресурсов лучше справятся с любой экстремальной ситуацией, и землетрясением тоже!
В этом году мы эти программы апробировали, а в следующем будем соотносить "психологию с почвоведением", измеряя психологическую готовность к землетрясению у людей, проживающих в зданиях с разным уровнем сейсмического риска... как-то так.
Есть еще один проект (и еще один отчет!), который мы реализуем в этом году. Только это уже другие "мы": руководитель проекта - Юля, а основные исполнители - опять же Яна и я. Если первый ВНИК (временный научно-исследовательский коллектив) можно обозначить как "ОСЯ" - Оля, Света, Яна, то второй будет, соответственно, "ЮСЯ".=)) В общем, коллектив ЮСЯ работает над проектом "Объективные и субъективные факторы, влияющие на характер временной перспективы личности" - поправь меня, Юль, если я вру. Схема работы отчасти похожа: тоже упорядочивание разрозненных данных, собранных нашими студентами в рамках квалификационных работ, и сведение их к некоей общей схеме. И стиль работы тоже похож: всё-таки триада - идеальная структура для работы над итоговыми отчетами. В этом проекте, как и в предыдущих, участвуют и другие люди, отвечая за разные части работы, но итоговая структуризация и шлифовка таки производится коллективом ЮСЯ.)
Этот проект мне в каком-то смысле больше нравится, так как речь в нем идет о более приятных материях. В качестве материала для анализа вошли и результаты, полученные Лёней в процессе написания квалификационной работы "Образ будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности" - это объективно лучшая работа, когда-либо написанная под моим руководством.
Общая схема работы над проектами: как должно быть и как происходит на самом деле
Основные этапы можно обозначить так:
1. Написание заявки на грант, содержащей тему исследования, предполагаемые результаты исследования и пути их получения, сведения об организации и исполнителях, научный задел (участие в ранее финансируемых проектах) и кучу всякого др. Написание заявки - процесс не менее долгий и мучительный, чем написание отчета.
2. В случае, если проект получил финансирование (что, само собой, бывает совсем-совсем не всегда) - оформление техзадания. Вообще-то оно делается одновременно с заявкой и во многом ее повторяет. Самое главное здесь - не заложить в планируемые результаты ничего невыполнимого, но при этом и мелкими они, конечно, тоже не могут быть. В общем, результаты должны быть впечатляющими, но достижимыми.
3. Полугодовой отчет.
4. Годовой отчет.
5. Итоговый отчет (если работа рассчитана на несколько лет).
Все отчеты должны содержать не только информацию о проделанной работе, но и - о ужасс!.. - индикаторы. Индикаторы - это головная боль. Это защищенные диссертации, изданные монографии, ВАКовские статьи, модернизированные учебные программы и прочие прелести. Всё это должно быть выполнено как минимум по плану (в соответствии с техзаданием), а лучше - еще и сверх плана. И как раз это - то, на что нам упорно не хватает времени. Еще Бог с ними, с диссертациями, мы их реально не можем предоставить в нужном количестве, потому и не заявляем особо, но вот то, что публикации у нас западают из года в год, конечно, грустно.
Как же оно всё происходит?..
1. Заявка. Звонок из научного управления: быстро-быстро пишите заявку на грант такой-то, скорее, скорее, сроки подачи документов заканчиваются!.. Торопливо вспоминаем, какие проекты у нас еще не получали финансирование, поднимаем старые заявки, лепим из них новую - даже в этом случае процесс весьма долгий, потому что один только кадровый потенциал с научным заделом чего стоит... В общем, некоторое количество внеплановой и очень интенсивной работы - как правило, допоздна.
2. Техзадание. Выполняется одновременно с заявкой.
3. Полугодовой отчет. Смотрим календарный план - что у нас заявлено в качестве результатов работы по полугодию. Думаем, что делать. Что-то делаем заранее - вещи, которые нельзя сделать за два дня (ту же апробацию программ, например). Распределяем ответственность за куски отчета, выполняем то, что можно сделать поодиночке. Долго ходим и говорим, что, мол, пора собраться и поработать над отчетом, ведь скоро этот самый отчет сдавать, а то нам, как всегда, не хватит времени, придется делать всё в спешке и в последний момент и т.д. Потом приходит Великий Ппц: звонок из научного управления с требованием сдать отчет завтра же, потому что послезавтра он уже должен лежать в министерстве. Следствие - интенсивная работа над текстом отчета и всей прелестью, что ему сопутствует - списком исполнителей с кучей их данных, справкой об индикаторах и др.
Сдаем отчет в научное управление, откуда нам его непременно возвращают, потому что, мол, "не то". Работаем еще. Опять сдаем. Вздыхаем с облегчением.
4. Годовой отчет. То же самое. С одной поправкой: если в полугодовом отчете мы можем что-то отложить и написать, что, мол, "результаты по этому направлению будут представлены в годовом отчете", то с годовым этот номер не проходит. Вот сегодня, например, мы с Олей и Яной анализировали результаты апробации всех наших 11 программ, хотя половина была апробирована в прошлом полугодии - однако мы тогда решили, что результаты апробации целиком войдут в годовой отчет. Ну ничего, осилили...
5. Итоговый отчет. В целом то же самое.
Вот где-то так... такой вот отчет об отчетах.) Научное такое творчество, мда.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote