rezanov.krasu.ru/roses/libretto.phpПо-видимому, самый первый: есть некоторые мелкие нестыковки со спектаклем - в том числе старым его вариантом. Но зато действительно полный - отсюда я наконец узнала, что поет Богоматерь (кто-то вообще удивляется: мол, там есть слова?!..)).
***
Не знаю, в каком году у нас появилась пластинка "Юнона и Авось", но такое ощущение, что она была всегда - впрочем, если она вышла в год моего рождения, по-видимому, так и было.) Я мало что понимала - тем более, что пластинка отнюдь не раскрывала сюжета спектакля. Но и тогда, в глубоком детстве, меня потрясал пронзительный крик: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!.." - кстати, именно в той старой записи он звучал особенно душераздирающе. Ария Богоматери на запредельно высоких нотах, тяжелый бас "Вместо флейты подымем флягу...", салонный "Белый шиповник", тоскливое "Ты меня на рассвете разбудишь...", торжествующее "Аллилуйя любви" - мне сестра, часто слушавшая эту пластинку, объясняла, что значит "аллилуйя".
В общем, с глубокого детства я понимала, что это - нечто Особенное. Завистливо слушала о тех знакомых счастливчиках, которые умудрились попасть в Москве на спектакль. Запись спектакля мне удалось впервые полностью посмотреть в 2004 году - и я рыдала от первой и последней минуты: но не от грусти. От переполняющего душу трепета, от мурашек по коже.
Как раз история любви Резанова и Кончиты у меня не вызывает особо потрясающих переживаний. Меня гораздо больше "цепляет" здесь иная тема. Любовь к Родине. Попытка найти для нее, для Родины, место, где, "как по золоту пишут иконы, будут лики людей светлы".
Тогда же, в декабре 2004 года, я полетела в Москву в долгую аспирантскую командировку. Я так хотела попасть на "Юнону и Авось", готова была платить любые деньги (лишь бы хватило!), но по каким-то загадочным причинам кассирши в нескольких разных кассах категорически отказывались продать мне один билет. В итоге я купила два билета - для себя и коллеги. Билеты были на места в самом дальнем углу, аж за осветителями, на максимальном удалении от сцены - но это были такие пустяки!
Мы успели посмотреть "Юнону и Авось" еще с Караченцовым в главной роли (оставалось совсем немного до несчастного случая с ним, после которого он уже не появлялся в спектакле).
Сейчас у меня есть старая запись 80-х годов, новая запись 2000-х, есть и отдельно музыка... но потрясает почти как в первый раз.