Из моих ассессорско-психологических закромов. Много людей меня про эту методику спрашивало, вот наконец набрался сил напечатать. Софиты, фанфары, занавес поднимается, на сцену выходит
Методика для оценки совместимости людей. Лайт-версия того, что я когда-то разработал для наших компаний. У неё есть сложное наукообразное название и толстые обоснования, но давайте не будем париться.
Ах да, 1) при перепечатке и использовании (особенно в коммерческих целях) — ссылайтесь, 2) автор не несёт ответственности за результаты применения методики не автором. И предупреждает, что это очень беглая оценка. Хотите действительно глубокого анализа, проведите ассессмент-центр. В нашем исполнении.
Теоретическая концепция. Очень кратенько. То, что у людей есть ценности — не сюрприз. Под ценностями мы здесь подразумеваем конечно же не злато-бриллианты, а некие штуки, которые для человека важны. Кому-то важен статус, кому-то безопасность, ну вы поняли принцип.
Поскольку все мы вовсе не Маленькие Принцы и живём не на отдельных планетах, у нас есть некий общий культуральный багаж. Он обширен — от балета до ракет и любви к широким рекам. Всё и не перечислишь. Да и не надо. Достаточно того, что наш исследуемый субъект явно отдаёт предпочтение максимум полутора десяткам из этих культуральных кластеров. Что конечно же основано на его ценностях, о которых мы говорили выше.
Теперь ключевой для оценки момент. Есть разные уровни взаимодействия с этими кластерами. Если один человек любит футбол с помощью тахты, пива и телевизора, то другой не видит свою жизнь без того, чтобы хоть раз в неделю не погонять мячик по траве самому. Одни люди любят на фотографию смотреть, другие — делать. Все роли важны — ведь если бы все только делали, кто бы смотрел? К тому же «смотрящий» в одной области может оказаться «делающим» в другой.
Всего я выделил шесть уровней взаимодействия. Давайте рассмотрим их на примере поведения нашего абстрактного субъекта по отношению, скажем, к фотографированию.
Люди, находящиеся на разных уровнях, будут друг с дружкой немного «искрить», причём тем сильнее, чем больше разница в уровнях. Скажем, фотограф с уровня 6 в общем прекрасно уживётся в любителем фотографии с уровня 5. С «пассивным ценителем» с уровня 4 фотографу будет в принципе комфортно, но скучновато. По крайней мере в области фотографии. С равнодушным будет ещё скучнее, а с неприятелями будет не скучно, но неприятно.
Поэтому для оценки совместимости людей (и коллективов кстати тоже) можно выделить ключевые для них кластеры и сравнить уровни взаимодействия. Если пересечений будет много, а разница в уровнях невелика — они друг с дружкой уживутся. Чем больше будет расхождений, тем больше вероятность конфликтов и несовместимости. Ведь для несовместимости ссоры необязательны — коллективы, бывало, распадаются и из-за равнодушия.
В дополнение оказалось удобным ввести ещё две шкалы — общие, не зависящие от кластеров. Это
Практическое применение. Достаточно простое. Для начала мы выясняем ключевые вещи, которые интересуют коллектив — выбираем неформальных лидеров и опрашиваем. Разумеется, простым человеческим языком, без кластеров-шмастеров.
Потом интервьюируем претендента.
И рисуем нечто, подобное этому графику:
Судя по картинке, есть вероятность, что этот человек впишется в коллектив. Расхождения есть, но не фатальные. В частности, когда все в курилке будут обсуждать фотоаппараты, новичок будет пытаться продвинуть футбол. Сойдутся же они на обсуждении кулинарных рецептов. С музыкой следует уточнить, какую именно предпочитают в коллективе, и что любит сотрудник. Попсу здесь не приемлют, но новичок и не будет её включать сам. Зато он будет периодически вытаскивать народ в клубы.
Если у новичка высокий бал по отношению к новым вещам, он впишется быстро. Если низкий, и высокая склонность к обобщениям — могут начаться «тлеющие» конфликты — угадайте сами в каких областях.
Замечания
footnote. Методика применялась многократно и успешно. Большая часть сбоев была связана с ошибками при проведении первичного сбора информации.
| Процитировать пост: | [показать] | [показать] | /tinyurl.com/23zpjv6" target="_blank">http://tinyurl.com/23zpjv6 " title="Процитировать в Twitter!"> [показать] | [показать] |