• Авторизация


Из сборника 100 ответов верующим 17-09-2008 00:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


VII. О "ЧУДЕСАХ" БОЖЬИХ, "ВЕЩИХ" СНАХ И СУЕВЕРИЯХ

Оглавление:

Какой силой сохраняются нетленными тела "божьих угодников"?
"Святая" вода и "освященные" яйца долго не портятся. Можно лн это объяснить обычными причинами?
Случаи явления "нерукотворных" икон засвидетельствованы в истории. Почему же они оспариваются атеистами?
Не говорят ли факты самообновления икон, церковных куполов и крестов о существовании чудес?
Чем, какие чудом, можно объяснить случаи появления "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов?
Известны случаи, когда слепые прозревали сразу же после прикосновения к мощам угодников. Могут ли атеисты объяснить это чудо обычными причинами?


Вопрос. Какой силой сохраняются нетленными тела "божьих угодников"?

Ответ. Много существует церковных легенд о нетленных мощах "святых угодников". "Когда-то, при жизни, это были люди, тела которых ничем не отличались от тела обыкновенного человека,- говорят служители культа, но за праведную жизнь, за верность религии бог выделил их среди обычных смертных - он наделил их тела способностью вечно сохраняться в нетленном виде..."

Хорошо. Допустим, что все это так. Но почему в таком случае встречаются нетленные останки угодников не только христианской веры, но и других вероисповеданий: мусульман, язычников и т. д.? Как это можно увязать с религиозным учением о том, что истинным вероисповеданием может быть лишь только одно, а все остальные - ложные? Или бог с одинаковой легкостью наделяет нетленностью тела праведников любых религий? Но тогда почему он наделил не тленностью тела явных богоотступников и даже богохульников? Почему нередко находят нетленные тела различных животных: крыс, мышей и т. д.? Б самом деле, уж если бы нетленность праведников была делом рук божьих, то бог наверняка бы отличал нетленность их от нетленности богохульников и животных. Более того, всесильный сохранил бы тела своих угодников точно такими, какими они были при жизни. Но этого нет. Мощи "святых угодников"- это ссохшиеся ткани тела, очень мало чем напоминающие тело живого организма. Значит, дело тут вовсе не в сверхъестественных силах.

Наука доказала, что сохранение тел объясняется естественными причинами, точно так же, как сохранение "святой" воды и "освященных" яиц. Тело умершего не разлагается тогда, когда не могут развить своей деятельности гнилостные бактерии. В таких случаях тело ссыхается и после этого может пролежать нетленным очень долго. Так, тело может сохраниться, если оно находится в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте. Если же оно попадает в почву, омываемую водой, в которой много извести, то оно может даже окаменеть.

Когда люди выяснили причины, препятствующие разложению тела, они научились сами изготовлять мощи. Еще в далекие времена в Египте сохранялись нетленными тела царей - фараонов. Для этого из трупа удаляли внутренности, пропитывали специальными смолами и сам труп и ткани, в которые его обертывали. После такой обработки тело в сухом жарком климате Египта высыхало, превращалось в мумию. Мощи этих египетских "праведников" можно и сейчас видеть в музеях.

Способность тел при определенных условиях не разлагаться использовалась церковниками, которые нередко хоронили "угодников божьих" в таких местах, где они заведомо могли сохраниться (например, в Киево-Печерской лавре, в пещерах которой очень сухой грунт). Бывало, что уже обнаруженный факт "нетленности" тела какого-нибудь умершего служил поводом для возведения его в сан "святого угодника".

Мощи "божьих угодников" приносят изрядный доход церковникам. Например, в 1919 году только за девять месяцев обладатели мощей Троице-Сергиевой лавры от служения молебнов и продажи свечей у гробницы с мощами получили более 1400000 рублей.

Однако обзавестись мощами удавалось далеко не всегда. Тела почти всех "божьих угодников" после их смерти разлагались не хуже тел самых отчаянных "грешников". Поэтому-то духовенство и шло на массовую подделку "святых" мощей. Произведенные в первые годы Советской власти вскрытия мощей "божьих угодников" показали, как далеко зашли церковники в своем надувательстве верующих. Лишь в редких случаях в гробницах обнаруживались мумифицированные трупы. В подавляющем же большинстве случаев в украшенных драгоценностями гробницах, к которым с таким благоговением прикладывались тысячи верующих людей, пришедших поклониться святыне за многие сотни километров, лежали гайки, старое тряпье, восковые куклы, картонные ноги с натянутыми на них чулками. В общем, здесь можно было найти все, кроме мощей. Например, вместо мощей митрополита воронежского в гробнице лежало несколько костей, перчатки и мешок, набитый разной трухой. В гробнице Тихона Задонского обнаружили лишь полуистлевшие кости, картон, чулки, ботинки, вместо груди - железный каркас. "Нетленными мощами" Питирима в Тамбове оказались несколько костей и сделанный из воска череп.

Хочется спросить верующего человека, не является ли массовое шарлатанство, к которому прибегало духовенство при изготовлении мощей, худшим из всех видов надругательств над религиозными чувствами верующих людей?

Служители культа и сейчас всеми силами стараются оживить веру в "святые" мощи, тайну которых давно разоблачила наука, доказавшая, что мощи - это либо подделки священнослужителей, либо мумии, нетленность которых объясняется естественными причинами.

Рекомендуемая литература Белов А. В. Правда о православных "святых". М., 1968.

Вопрос. "Святая" вода и "освященные" яйца долго не портятся. Можно лн это объяснить обычными причинами?

Ответ. "Кто не знает, что обычная вода может быстро портиться. А вот возьмите эту воду и освятите в церкви. И тогда вы увидите, что она может простоять много лет и не испортиться. Разве это не верное доказательство того, что бог все же есть? С освящением вода обретает святую силу, которая и не дает ей испортиться" - так обычно говорят верующие.

Попробуем, однако, внимательнее присмотреться к "удивительному" поведению "святой" воды.

Прежде всего, вспомним, почему вообще портятся продукты. Происходит это в результате деятельности гнилостных бактерий, разлагающих органические вещества: белок яйца, мяса и т. д. Продукты приобретают неприятный запах, становятся негодными к употреблению.

Значит, гниение может быть только там, где, во-первых, есть гнилостные бактерии и, во-вторых, где есть благоприятные условия для развития их деятельности.

Зачерпните летом стакан воды из озера, реки. Вам может показаться, что вода чиста. В действительности это далеко не так. Взгляните на капельку этой воды через микроскоп, и вы убедитесь, что в ней буквально кишат мельчайшие микроорганизмы. Известно, что в одном кубическом сантиметре воды, взятой из реки по течению ниже населенного пункта, насчитывается до 100 тысяч различных микробов. В такой воде есть чему гнить. Поэтому, если хранить ее в теплом месте, она вскоре испортится, протухнет. Если же взять воду из родника, где почти нет микроорганизмов, то в такой воде и гнить-то нечему, поэтому она может долго не портиться.

Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что "святая" вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была "освящена"!

А теперь вспомним, в какое время "святят" воду. Делается это зимой. Но ведь именно зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, "освященная" и "неосвященная", хорошо сохраняется.

Чистая вода долго будет оставаться свежей, если мы ее будем хранить в чистой, плотно закупоренной посуде, то есть так, как хранят "святую" воду верующие. Если же мы оставим обычную или "освященную" воду открытой, то в нее из воздуха могут попасть микроорганизмы, растительные споры, они быстро разовьются, и тогда уже никакая "святость" не спасет воду от порчи.

Значит, и "неосвященная" вода может долго сохраняться, а "освященная" - скоро разлагаться.

Однако это еще не все: "святая" вода в церкви хранится в серебряных сосудах, а иногда в нее кладется еще и серебряный крест. А некоторые металлы, в том числе серебро, обладают удивительным свойством: если кусочек серебра хотя бы ненадолго опустить в воду, то микроорганизмы в этой воде вскоре погибнут. Заметьте, они погибнут не только тогда, когда мы погрузим в воду крест из этого металла, но и в том случае, если мы опустим в воду серебряную фигурку Будды, Мухаммеда или просто ложку. Значит, "сила божья" здесь ни при чем. Микробы погибают под действием особых частичек -ионов серебра, которые образуются при растворении металла в воде.

Ученые проделывали такой опыт: воду, зараженную большим количеством болезнетворных бактерий (возбудителей брюшного тифа, дизентерии и т. д.), насыщали серебром. В воде растворяли очень небольшое количество серебра, всего-навсего 0,5 миллиграмма (миллиграмм- одна тысячная доля грамма) на один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали. Подобными "святыми" свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся в вербе. Поэтому если мы поместим веточку обычной, "неосвященной" вербы в стакан с водой, то тем самым тоже можем получить долго не портящуюся воду.

В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов и т. д. В ряде случаев лечение "серебряной" водой дает положительные результаты.

Получая "серебряную" воду, врачи не обращаются ни к силе "святых таинств", ни к "силе божьей". А вода по своим качествам получается все же не хуже, а лучше церковной. Приведем для примера один из способов получения такой воды. В сосуд с водой погружают два не касающихся друг друга серебряных стержня (электрода). Затем через них пропускают постоянный электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств "святой" воды.

А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, когда верующие, чтобы доказать, что "освященные" яйца не портятся, клали их даже за икону, а через год или два разбивали. И что же? Яйца, как правило, оказывались испорченными.

Значит, "освященные" пасхальные яйца не могут сохраняться дольше, чем обычные? Нет, этого мы сказать не можем. Дело в том, что пасхальные яйца, в отличие от обычных, окрашиваются луковичной шелухой и другими красками. А во время их окраски и хранения создаются такие условия, которые препятствуют быстрому разложению продукта. По этой причине "освященные" яйца могут сохраняться дольше обычного. Однако такое "освященное" яйцо сохраняется не дольше, чем "неосвященное", приготовленное тем же способом и сохраняющееся в точно таких же условиях.

Домохозяйки знают немало способов сохранять яйца свежими довольно длительное время, не пользуясь никакой божественной силой. Для этого они, например, покрывают скорлупу яйца жиром, то есть замазывают мельчайшие отверстия, имеющиеся в скорлупе, через которые в яйцо могли бы попадать микроорганизмы. То же самое де лают нередко и с пасхальными крашеными яйцами. Кроме того, известно, что в луке, как и в его шелухе, находятся особые вещества-фитонциды, которые сковывают развитие и деятельность микробов. Эти вещества могут проникать через мельчайшие, невидимые простым глазом отверстия в скорлупе яйца при его окраске. А покрывая поверхность белка, они могут создать неблагоприятные условия для гнилостных бактерий. Попробуйте у "освященного" яйца разбить скорлупу, разрушить поверхность белка и положить его в теплое влажное место, то есть создайте благоприятные условия для развития и деятельности гнилостных бактерий, и вы убедитесь, что яйцо быстро испортится (как, скажем, консервы во вскрытой коробке}. Так же портятся и другие "освященные" продукты. Все это не оставляет места для наивной веры в их "особые" свойства.

Рекомендуемая литература

  1. Мезенцев В. А., Пинчук .Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М., 1963.
  2. Скворцов-Степанов И. И. Беседы о вере и знании. М., 1960.

Вопрос. Случаи явления "нерукотворных" икон засвидетельствованы в истории. Почему же они оспариваются атеистами?

Ответ. Тот, кто ставит такой вопрос, путает две разные вещи. В истории в самом деле были случаи, когда та или иная икона объявлялась "нерукотворной". Однако история никогда не свидетельствовала о том, что эти иконы действительно нерукотворные.

Возьмите один из примеров. В 1907 году в деревне Малотюря явилась "нерукотворная" икона. Не будем пока говорить, каким образом это произошло. Но то, что она была, этого никто не оспаривает. "Неруко творную" трогали руками, из окрестных деревень к ней на поклонение стекались верующие...

Однако что в этой иконе было нерукотворного? Может быть, она излучала неземное сияние? Нет. Или была сделана из какого-нибудь невиданного, божественного материала? Тоже нет. Все у "нерукотворной" иконы было земным. Те же материалы, те же гвозди и те же краски... Но это значит, что бог, творя "нерукотворную", не в состоянии был создать что-либо действительно чудесное и вынужден был прибегнуть к гвоздям, молотку и т. д. Конечно, этого верующие никак не могут допустить. И если бы верующие повнимательнее пригляделись к этой иконе, то они на обратной стороне "нерукотворной" увидели бы самое "земное" клеймо: "Москва, типография Жако, 1897 г." Были на иконе и дырочки от гвоздя и даже... следы от тараканов... Поразмысли немного верующие - и они сами пришли бы к выводу, что икона сделана руками человеческими.

А как "являются" "нерукотворные" иконы? Бывает так, что копается какой-нибудь ребенок на пустыре и неожиданно находит икону. И этого достаточно, чтобы объявить ее "нерукотворной", "богом посланной". А чем такая находка отличается от обычной находки? Ничем. Скажем, если мы найдем где-нибудь, например, вилку, то ведь никто не будет утверждать, что эта вилка "нерукотворная"!

Подобные случаи "явления" "нерукотворных" икон есть не что иное, как самообман верующих. Однако за этот самообман сейчас же хватаются священнослужители, чтобы использовать его в своих целях.

Если же "явление" "нерукотворной" иконы уж очень похоже на "чудо", то здесь уже наверняка имеет место мошенничество людей, которые заинтересованы в сохранении религии.

В 1910 году в деревне Лыщи, Доброславского прихода, Пинской губернии, на холщовой иконе с правой стороны лика Христа появилось туманное изображение богородицы. Служитель культа Хлебцевич уверял, что это "нерукотворный" образ, но не позволил произвести специального расследования. И не случайно: он хорошо понимал, что химический анализ "чуда" разоблачит истинного "чудотворца". Известно немало способов показать фокус внезапного появления на чистом месте рисунков и надписей. Можно взять, например, раствор химического соединения хлористого кобальта и сделать им на бумаге рисунок. Он не будет заметен. Но стоит бумагу нагреть - и рисунок станет видимым. Он будет ярко-синего цвета. То же самое произойдет, если невидимый на бумаге рисунок, сделанный раствором уксуснокислого свинца, окурить сероводородом. В этом случае изображение будет коричневым. Рисунок может проступить и помимо специального окуривания сероводородом, если невидимая картина находится в помещении, где бывает большое скопление народа. Ведь организм выделяет сероводород. Под его воздействием и может свершиться "чудо".

А ведь не всегда вскрывается подлинный путь происхождения подобных "чудес". Он зачастую остается тайной, известной лишь его земным творцам. Вот тогда и рождается новый, "засвидетельствованный историей" случай явления "нерукотворной" иконы.

Рекомендуемая литература Скибицкий М. М. Бессильные владыки. М., 1961.

 


Вопрос. Не говорят ли факты самообновления икон, церковных куполов и крестов о существовании чудес?

Ответ. Нет, не говорят. Напротив, эти факты опровергают возможность чудес.

Иконы и кресты если они и "обновляются", то не принимают при этом какого-либо божественного, сверхъестественного блеска или сияния. Они просто "становятся как новые" и со временем опять тускнеют. Видеть в этом "чудо", не выяснив причин "обновления", нет никаких оснований. В самом деле, как происходят подобные "чудеса"?

Дело в том, что иконы обычно пишутся масляными красками, в состав которых входят соединения свинца, превращающегося под действием сероводорода, находящегося в воздухе, в черный сернистый свинец. Поэтому икона и темнеет. А если ее поверхность смочить каким-нибудь окислителем, например перекисью водорода, то краски на иконе вновь становятся яркими.

"Самообновление" может произойти и под действием смеси винного спирта и скипидара, в которую иногда добавляют не много нашатырного спирта. Этот состав хорошо смывает копоть. А чтобы остановить его дальнейшее действие, "чудотворцы" осторожно протирают икону сухой тряпкой и смазывают постным маслом, олифой или покрывают лаком.

Вот что писал о секрете "чудесных" "самообновлений" один сельский священник в своем дневнике: "Сегодня узнал простой и дешевый рецепт для обновления. Несильно потемневшая икона светлеет, если ее несколько раз протереть луковицами и затем смазать постным маслом". Как видим, "чудотворцы" великолепно обходятся без силы божьей при творении "чудес".

Творение "чудес" "самообновления" в нашей стране запрещено. Виновники этого "чуда" привлекаются к строгой ответственности за обман населения.

В очень редких случаях обновление может происходить и без вмешательства человека. Причем "самообновляются" не только иконы, но и картины. Например, пейзаж художника Головина, пролежавший много лет в подвале, был выставлен на свет. Под действием солнечных лучей картина преобразилась: ее поблекшие краски вновь ожили.

Иногда нечто подобное наблюдалось и с обновлением церковных куполов и крестов. В начале 20го столетия видным бактериологом Кальдероном было установлено, что буроватый и черный цвет церковных куполов и крестов обусловливается появлением и развитием на них особых микроорганизмов. Пятна на поверхности золотых предметов - это скопление плесени и микробов, которые могут покрывать пленкой всю поверхность предмета. При неблагоприятных условиях эти организмы могут погибнуть, и тогда связь с поверхностью предметов, которая была довольно прочной при их жизни, нарушается, и под действием дождя и ветра они отпадают лоскутами, обнажая блестящую поверхность. Это и может приниматься верующими людьми за "чудо" "самообновления".

Может произойти такое "чудо" и иначе. Например, в 1923 году в Харькове проходившими мимо церкви верующими была замечена разница в яркости двух крестов. Один крест был намного светлее. Весть о "самообновлении" креста быстро распространилась. При расследовании "чуда" священнослужители показали, что несколько лет назад один из крестов был покрыт золотом, а другой бронзой. Вот почему первый крест остался ярким, а второй потемнел. Этот случай показывает, как мало порой бывает нужно для того, чтобы заставить легковерного человека поверить в "чудеса".

Факты "самообновления" икон, церковных куполов и крестов говорят нам лишь о том, что все эти "чудеса" не имеют никакого отношения к сверхъестественной силе.

Рекомендуемая литература: Скибицкий М. М. Бессильные владыки. М., 1961.

 


Вопрос. Чем, какие чудом, можно объяснить случаи появления "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов?

Ответ. Во время царствования Петра I в одном из соборов "заплакала" икона богородицы. Попы заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушались Петром... Петр был верующим человеком, но "чудо" почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он по слал настоятелю собора, в котором "заплакала" икона, грозное предписание. "Приказываю,- писал царь,- чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". Верующему человеку может показаться, что попы здесь совсем ни при чем. Однако плач икон сразу же прекратился. И не случайно: в подавляющем большинстве "чудо" "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов творится не кем иным, как служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра I не нравились вводимые им новые порядки. Вот и решили они "сотворить" "плачущую" икону богородицы, чтобы настроить народ против Петра. Тот разгадал замысел церковников и пригрозил им расправой за "творение чуда".

Но как же "чудотворцы" заставляют иконы "плакать" и кресты "кровоточить"? Очень просто. Для этой цели они просверливают, например, отверстия в иконе и с противоположной ее стороны помещают сосуд со "слезами" или "кровью". С помощью различных приспособлений "слезы" или "кровь" выдавливаются из отверстий. Затем эту "божью благодать" собирают и продают верующим. То же самое проделывается и с крестами.

Конечно, иконы "плачут" и кресты "кровоточат" не настоящими слезами и кровью. "Чудотворцы" в рясах заменяют их либо постным? маслом, либо водой, либо смесью каких-нибудь химических веществ. Это еще одно доказательство, что "чудо" "плачущих" и "кровоточащих" икон и крестов творится не богом, а человеком. Будь это делом рук божьих, иконы заплакали бы настоящими слезами или кровью. А земным "чудотворцам" это не под силу, и они пользуются для творения "чуда", например, постным маслом, так как оно стекает по иконе не ручейком, а каплями, как настоящие слезинки. Иногда пользуются водой. Но тогда смазывают поверхность иконы маслом, чтобы и вода скатывалась по иконе каплями.

Иногда "плакать" и "кровоточить" предметы могут и без вмешательства рук человеческих. Подобное "чудо" произошло в 1923 году в Подолии. Здесь, в местечке Калиновка, стоял у дороги обитый жестью крест, на котором красками был написан образ Христа. В годы гражданской войны жесть была пробита пулями. У отверстия скопилась ржавчина, смешанная с краской, которая, размываясь дождем, стекала по кресту, образуя красные полосы. Эти полосы и были приняты верующими за следы крови. Весть о "чуде" быстро облетела всю Украину. И к "кровоточащему" кресту начали стекаться толпы верующих. Секрет "чуда" был раскрыт специальной комиссией, в которую входили и представители духовенства.

В истории известны случаи, когда ужас на людей наводило появление "кровавых" пятен на гостиях и просфорах. Такое "чудо" имело место, например, в 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке, где стали "кровоточить" гостии, лежавшие в алтаре церкви. И каких только догадок не высказывали верующие, глядя на "окровавленные" лепешки! Многие видели в этом грозное предзнаменование божье о наступлении "светопреставления". На самом же деле за кровь верующие приняли скопление особого вид& бактерий, имеющих красный цвет. Эти бактерии поселились на гостии и настолько размножились, что их скопления стали видимы даже невооруженным глазом.

За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Если мы будем подходить к "чудесам" без предвзятого мнения, то убедимся, что в природе ничего "чудесного", то есть сверхъестественного, не бывает. "Чудо" -это или результат преднамеренного мошенничества, или явление, вполне объяснимое с научной точки зрения.

Рекомендуемая литература

  1. Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М., 1963.
  2. Скибицкий М. М. Бессильные владыки. М., 1961.
  3. Стратонов В. Почему плакала богородица? Одесса, 1960.

Вопрос. Известно множество случаев, когда люди видели привидения, в том числе умерших людей, а также чертей, ангелов и т. д. Разве это не доказывает, что они существуют на самом деле?

Ответ. ...Девочка лежала, боясь шевельнуться. В темноте проступали очертания ближних предметов - стола и шкафа. Все остальное пряталось во мраке, расплывалось неясными пугающими видениями. Огромный страх тяжело навалился на ребенка, прижимал к постели, туманил сознание. Особенно пугал угол за печкой. Шуршание тараканов за обоями отдавалось в ушах громким эхом.

"Господи, защити! Я - грешница". Маленький человек шептал слова молитвы, а глаза неотрывно вглядывались в темноту. Девочка снова и снова беззвучно повторяла сказанное ей теткой днем: "Согрешила? Вот явится тебе дьявол".,.

И он появился! Именно таким, каким представлялся запуганной девочке: с горящими глазами и небольшими рожками, как у соседской козы. Он показался в том самом углу, куда она смотрела, мгновение помедлил, и вдруг протянул к ней черную лапу.

Девочка вскрикнула и потеряла сознание...

Да, действительно, такие случаи бывают. Во все времена, у всех народов они вызывали суеверный страх и закрепляли веру в потусторонний мир. Между тем для науки они уже давно не представляют загадки, причины их хорошо известны психиатрам. И разумеется, в этих явлениях нет ничего чудесного, сверхъестественного.

Вспомните, как иногда подводят человека органы чувств. Поздно вечером, сойдя с пригородного поезда, вы торопитесь попасть на дачу, разыскать знакомых. По пути надо пройти небольшой лесок. Тропинка пустынна. Вы невольно ускоряете шаги, И вдруг впереди человек. Кого он ждет?

В голове проносятся мысли о недобрых людях. Идти навстречу или повернуть назад? Вы делаете еще несколько шагов, и очертания "человека", который так ясно был виден, пропадают. Перед вами - всего-навсего сломанное грозой дерево. Что же произошло?

Незнакомое место и позднее время настроили ваши мысли на определенный лад, и воображение человека уже почти бессознательно превращает неясные контуры встречных предметов в фигуры людей и животных. А если вы еще к тому же человек суеверный, то обычный пень может стать для вас присевшим на землю лешим, а низко пролетевшая сова преобразится в невесть какую нечистую силу.

С таким обманом зрения встречался каждый. Это - иллюзии, другими словами, искаженное восприятие действительности. Иллюзии возникают в результате самовнушения.

Мы "настраиваем" свои мысли в определенном направлении, начинаем, например, думать о ворах, о том, что они забрались в дом,- и тогда любой предмет, даже отдаленно напоминающий человека, может быть принят за грабителя. Наше воображение пририсовывает неясно видимому предмету черты того, о ком или о чем мы думаем, чего боимся увидеть.

Иллюзии -это самые безобидные представители из "мира привидений". Сложнее дело обстоит в тех случаях, об одном из которых мы рассказали в самом начале. То была галлюцинация. Чем она отличается от иллюзии?

Если иллюзии могут возникать и возникают у любого человека, то при галлюцинациях чаще всего мы сталкиваемся с болезненной психикой. В редких случаях они наблюдаются и у здоровых людей, но при сильных переутомления нервной системы. Часто галлюцинации появляются у алкоголиков и у наркоманов- людей, отравляющих себя наркотиками.

Галлюцинации называют сновидениями наяву. Изучая галлюцинации, ученые установили, что они возникают в тех случаях, когда в коре головного мозга процессы возбуждения клеток резко преобладают над процессами торможения. Так, например, склонность к галлюцинациям может развиться под влиянием сильных нервных переживаний- чувства страха, тоски, навязчивых мыслей и т. д.

Нередки случаи, когда галлюцинируют и глубоко религиозные люди. Бесконечные, изнуряющие молитвы, посты, непрестанное самобичевание - мысли о "греховности", об "адских муках" и о "спасении" - все это приводит к тому, что человек становится нервнобольным, а с болезнью приходят "видения"- галлюцинации. "Настроение у меня было подавленным,- вспоминает одна из таких несчастных, М. Николаенкова,- чтобы искупить мнимые грехи, я по два-три дня морила себя голодом, доводила организм до состояния дистрофии. Здоровье мое ухудшалось с каждым днем. Религиозный фанатизм привел к тому, что у меня стали появляться галлюцинации".

Только врачебное вмешательство и длительное лечение в больнице спасло ее от тяжелого психического заболевания.

Как и при сновидениях, при галлюцинациях контроль сознания бывает неполным или отсутствует совсем. Поэтому рождающиеся в больном мозгу образы и картины нередко переплетаются между собой самым нелепым, сказочным образом. И если человек верит в потусторонний мир, он может [увидеть и черта, и ангелов, и домового. Р сознании, возбужденном всякого рода мистическими рассказами, довольно легко оживают следы былых раздражений. Они-то и формируются в образы всевозможных призраков. Доведенный до религиозного исступления, ослабевший морально и физически, человек может увидеть прямо перед собой лик богородицы или чтимого им святого таким, каким он видел его на иконах. Этот образ столь явственно предстает перед человеком, что он отказывается поверить в то, что этот призрак существует лишь в его отуманенном сознании. Он убежден, что столкнулся "лицом к лицу" с потусторонним миром. Между тем единственное, что следует из этого,- необходимость пойти к врачу и начать серьезное лечение.

Возникновение галлюцинаций часто подготавливается тем же внушением и самовнушением. Именно таким путем возникла у болезненно впечатлительной девочки галлюцинация дьявола. Этот случай описан в известной книге "Заметки психиатра". Ее автор, Л. А. Богданович, рассказывает о женщине, которая страдала серьезным нервным^ заболеванием. В детские годы на нее угнетающе действовала религиозная атмосфера; в семье. Изнуряющие молитвы, церковные службы, запугивание адом - все это привело ее в конце концов к нервному заболеванию. Она со страхом слушала рассказы богомольной тетки о сатане. Постепенно в ее сознании сложился яркий образ дьявола. Она представляла его так ясно, словно видела перед собой. Ее стал пугать всякий ночной шорох. Однажды тетка, узнав по ее напуганному лицу, что девочка "согрешила", зловеще пригрозила: "Вот явится тебе дьявол". Ночью эта мысль неотступно стала преследовать девочку. И "дьявол" явился. Именно таким, каким она создала его в своем воображении.

Приведенный пример убедительно свидетельствует о том, что, как и в сновидениях, образы галлюцинаций создаются обычно запасом тех впечатлений, которые хранит сознание человека. Верит он в черта, боится его, думает о нем - и ему, если человек заболевает, может "явиться нечистый" - в том виде, каким он себе его представляет. Таким же образом перед больным человеком могут появиться образы его родных и знакомых, уже умерших. Эти образы могут быть столь же яркими, "живыми", как и те, что мы видим порой во сне (хотя, проснувшись, не удивляемся тому, что видели умерших людей). По рассказам психически больных людей, верующих в бога, они не только видели богородицу, святых, ангелов, по и слышали их голоса. В Коране рассказывается о том, что Мухаммед разговаривал с архангелом Джебраилом. Жанна д'Арк слышала голос бога, приказавший ей идти спасать свою родину от англичан. Все эти случаи, если они не выдумка и имели место в действительности, были не чем иным, как слуховыми галлюцинациями нервнобольных людей.

С простейшим видом такого рода галлюцинаций многие из вас сталкивались. Вспомните: вы ожидаете гостя, а его нет и нет. Все, кто его ждет, начинают нервничать, прислушиваются, не зазвенит ли звонок, не раздастся ли стук в дверь. И вот один из ожидающих нервно вздрагивает и говорит: "Звонок!" -"Да-да, я тоже слышал!" - подтверждает другой.

Вы бросаетесь к двери, но за ней никого нет. А был ли звонок? Нет, его не было. Это была слуховая галлюцинация. "Значит, показалось", -спокойно замечаем мы в таких случаях.

Известны также галлюцинации осязания: человек может явственно почувствовать чье-то прикосновение тогда, когда его не было. И здесь мы сталкиваемся с обманом чувств.

Бывают и еще более удивительные галлюцинации. Однажды ученые провели такой опыт. На одном из занятий в институте перед студентами налили на вату несколько капель темной жидкости, предупредив, что жидкость обладает очень резким, неприятным запахом, попросили сказать, когда они почувствуют его. Через короткое время в первых рядах поднялось несколько рук. Запах распространялся все дальше по аудитории, а некоторые из сидящих впереди студентов даже почувствовали себя плохо.

Каково же было удивление студентов, когда после окончания опыта им сообщили: "Никакого запаха не было! Вы его напряженно ждали, принюхивались, и у вас развилась внушенная массовая обонятельная галлюцинация".

В истории известны также достоверные, подробно описанные случаи массовых зрительных галлюцинаций. "Коллективные, или массовые, галлюцинации, -пишет известный русский психиатр В. М. Бехтерев, представляю собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц".

Наконец, точно та же природа видений на сектантских молениях. Галлюцинации, появляющиеся сначала у одного доведенного до умопомрачения человека, затем передаются другим.

Самым убедительным опровержением сверхъестественности галлюцинаций может служить тот факт, что их можно вызвать искусственно.

Изучая условия и причины появления призраков, одна английская исследовательница-врач вызывала галлюцинации, уединяясь в отдельной комнате и стараясь устранить все внешние впечатления. Она пристально вглядывалась в поверхность какого-нибудь тускло блестящего предмета, например кристалла или зеркала. Это утомляло ее мозг, и на фоне сумеречного сознания всплывали образы галлюцинаций.

Другие исследователи приводили себя в полусонное состояние при помощи различных наркотиков. При этом у них также возникали галлюцинации. Хорошо известно, какие яркие видения вызывает употребление таких наркотиков, как гашиш, опиум, мескалин. Со времен средневековья известна так называемая "мазь ведьм", состоящая из ядовитых, одурманивающих веществ. Втирая такую мазь в кожу, человек впадает в состояние галлюцинирования. У мексиканских индейцев с давних пор известен как сильный наркотик сок одного из кактусов - пейотль. Этот сок вызывает исключительно яркие и причудливые галлюцинации, как зрительные, так и слуховые.

Причина галлюцинаций, вызываемых искусственным путем, та же, что и обычных. Ведь галлюцинации, как вы уже знаете, порождаются расстройством работы некоторых участков мозга. Поэтому, воздействуя на мозг средствами, которые искусственно вызывают нарушение его работы, мы и можем приводить человека к галлюцинациям (конечно, такого рода опыты опасны, их можно ставить только под наблюдением врача-специалиста!).

Интересно, что нередко порожденную страхом и самовнушением "нечистую силу" можно "прогнать" противоположным само-внушением. Для этого надо убедить себя, что ты видишь только призрак, созданный собственным воображением, К подобному внушению прибегает верующий человек, когда он, увидев что-то "дьявольское", осеняет себя крестом и шепчет молитвы. При этом он верит, что перед крестом привидение не устоит. Иногда такое самовнушение действует - галлюцинация прекращается.

Возникает смешная ситуация; сначала суеверный человек самовнушением вызывает у себя галлюцинацию, а потом тем же внушением прогоняет ее от себя! В том и другом случае его сознанием руководит слепая вера в надуманный потусторонний мир.

Рекомендуемая литература

  1. Мезенцев В. Л., Пинчук Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М, 1963.
  2. Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е. Когда духи показывают когти. М., 1969.

Вопрос. Известны случаи, когда слепые прозревали сразу же после прикосновения к мощам угодников. Могут ли атеисты объяснить это чудо обычными причинами?

Ответ. История медицинской науки не знает случаев "чудесного" исцеления слепых. А вот история религии, и в частности христианства, действительно прямо-таки "переполнена" описанием чудесных исцелений не только слепых, но и хромых, и горбатых, и немых, и глухих. Нет болезни, которая бы, по мнению церковников, не могла быть излечена верой в бога и его святых угодников, ибо болезнь по своей сути - это наказание божье за грехи, а следовательно, лишь сам бог может снять это наказание в награду за беспредельную веру в него.

Христос, если верить евангелиям, исцелял больных оптом и в розницу. Среди них немало было и слепых. В Евангелии от Матфея рассказывается: "И приступили к нему в храме слепые и хромые; и он исцелил их" (Матф., гл. 21, ст. 14). А в Евангелии от Марка процедура исцеления Христом слепого описана уже более подробно: "И приводят к нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел, и стал видеть все ясно" (Марк, гл. 8, ст. 22-25).

Способностью исцелять больных церковь наделяет не только бога, но и "святых" его угодников, и все вещи, связанные с ними (реликвии), и даже останки угодников после смерти, так называемые мощи. Церковь занималась и занимается до сих пор усиленной пропагандой исцеляющей силы "святых" реликвий и мощей. Делает она это отнюдь не от любви к страждущему человечеству. Реликвии и мощи - это неиссякаемый источник огромных доходов церкви. Верующие больные не скупятся на "благодарность" за желанное исцеление от того или иного недуга. Эта благодарность выражается порой в колоссальных суммах.

Если верить церкви, чудесные исцеления от болезней совершаются во множестве во всех "святых местах". Католическая церковь, например, до недавнего времени утверждала, что в знаменитом "святом месте" Франции г. Лурде за 100 лет его существования совершилось более 6500 чудесных исцелений от всевозможных болезней, начиная от ангины и кончая раковыми опухолями. Среди исцеленных насчитывалось и 55 слепых. Правда, под давлением передового общественного мнения католическая церковь в последние годы резко сократила количество "исцеленных" в Лурде. Специальная каноническая комиссия, проверив "документы", подтверждавшие "истинность" исцелений, пришла к выводу, что в течение века в Лурде совершилось лишь 54 "истинно чудесных исцеления". Но и эта цифра способна заставить людей пасть на колени перед лицом бога и его "святых" заместителей.

Русская православная церковь не вела столь точного подсчета "чудесам" наших "отечественных" угодников и тем более не назначала комиссий для проверки их истинности, но и она получала и получает до сих пор немалый доход от эксплуатации "святых" реликвий и мощей.

Естественно возникает вопрос, были ли в действительности эти "чудеса исцеления"?А может, мы имеем дело с обманом легковерных людей со стороны церковников?

Научный анализ церковных и иных документов, фиксирующих случаи "чудесных исцелений", наблюдение над больными, посещающими "святые места", позволили сделать вывод, что наряду с множеством фальшивых исцелений происходят иногда и действительные исцеления от недугов. Однако, изучая эти случаи действительного исцеления, наука доказала, что ничего "чудесного" в них нет и что сверхъестественные силы не имеют к ним никакого отношения.

Наукой было установлено, что такого рода исцеления возможны далеко не при всех болезнях, а лишь при тех, которые обусловлены нарушением нервной и нервно-психической деятельности, вызванным, например, каким-нибудь сильным душевным потрясением. Эти болезни получили в медицине название психогенных заболеваний {от греческих слов "психэ" - душа и "генезис"-происхождение). К числу таких болезней относятся параличи, потеря кожной чувствительности, слепота, немота и глухота истеричных больных, расстройства сердечно-сосудистой деятельности и т. п. Причи ной таких недугов служит временное, обратимое нарушение нервных процессов в высших отделах мозга, а не заболевание того или иного органа. Например, психогенная слепота вызывается не тем, что поврежден глаз или зрительный нерв, а торможением деятельности тех отделов коры головного мозга, от которых зависит восприятие зрительных ощущений.

Такое нарушение деятельности отдельных участков коры головного мозга может наступить в результате не только какого-либо нервного потрясения, но и вследствие внушения или самовнушения. Например, навязчивая мысль мнительного человека о заболевании какого-нибудь органа, на самом деле вполне здорового, может привести к расстройству функций этого органа.

Медициной уже давно доказано, что психогенные заболевания поддаются излечению с помощью сильного раздражения. Новые заботы, радости, волнения заставляют мысль такого "больного" пойти по другому руслу, и человек избавляется от своего недуга. Одним из очень сильных раздражителей является, как известно, слово. Слово способно влиять не только на мысли и чувства человека, но через них и на деятельность всех его внутренних органов и систем Внушение и самовнушение поэтому уже давно используются для излечения некоторых заболеваний.

Сила внушения и самовнушения как раз и проявляется в случаях так называемых чудесных исцелений. Ведь беспредельная вера в чудотворное, целительное действие реликвии, мощей, молитвы -это не что иное, как разновидность самовнушения которая иногда в обстановке религиозного подъема, экстаза, царящего в "святых местах", приводит к "исцелениям" больных страдающих психогенными заболеваниями' таким образом, раскрытие истинных причин "чудесных исцелений" тесно связано раскрытием механизма возникновения психогенных заболеваний и их излечения с помощью внушения и самовнушения в настоящее время многие из подобных полезней поддаются лечению внушением которое проводит врач, умеющий заставить больного поверить в грядущее исцеление иногда для того, чтобы повысить восприимчивость больного к внушению, применяется '- Умело применяемые врачами внушение и самовнушение нередко дают замечательные результаты. Знаменитый русский врач В. М. Бехтерев излечил с помощью гипнотического внушения даже наследственную слепоту. Случай этот поразил самых опытных врачей по глазным болезням, считавших невозможным устранение слепоты такого рода какими-либо медицинскими средствами. Однако никому не пришло в голову назвать это исцеление "чудесным".

Современная наука не оставляет места "чудесам". Именно поэтому французский врач Тереза Вало, исследовавшая "чудеса" исцеления, и в частности прозрения слепых в г. Лурде, имела основание сказать, что из 54 "истинно чудесных исцелений" ни одно не может быть признано "чудесным", поскольку их механизм ничем не отличается от механизма исцелений, к которым не имеют никакого отношения сверхъестественные силы.

Рекомендуемая литература

  1. Белов А. В. Правда о православных "святых". М., 1968.
  2. Рубакин Н. А. Среди тайн и чудес. М.. 1962. Збигнев Столярек. Город чудес. М., 1961.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Poszept_Czterech 17-09-2008-12:33 удалить
Чего только не найдешь, общаясь с православными, доказывающими этими самыми "чудесами" существование Б-га.
Дорогой френд. Убирай, пожалуйста, большие посты под кат. Это довольно просто и удобно. И людям, читающим тебя через ленту, приятно.
Poszept_Czterech 17-09-2008-21:50 удалить
Враг_всему_живому, убираю. Просто для этого поста нужено оглавление, что более-менее прилично убрать.
Poszept_Czterech, вполне сносный вариант - ***, когда нечего написать.
нашел, кстати, всю книжку. интересное чтиво. спасибо за наводку
Poszept_Czterech 18-09-2008-16:58 удалить
Шумофоб-тишинофил, а где? У меня просто нету. Только отрывки эти нашел.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из сборника 100 ответов верующим | Poszept_Czterech - Gli uomini e le rovine: Колыбель человеку | Лента друзей Poszept_Czterech / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»