На что обратил внимание: в крестовых войнах против "катарско-альбигойских ересей" принимают участие католики и с одной и с другой стороны. До меня это не сразу дошло: против папских притязаний на власть, а заодно в защиту катаров выступили католики! В воинских частях под командованием того же Раймода были, как говорят историки, и свои капелланы, которые благословляли это дело. То есть было множество католиков, в том числе и священников, которые отказывались признавать власть Папы. Их зачисляли автоматически в катары, коими они, конечно, не являлись.
Но многие жители Окситании, даже имея отличия от катаров в своем вероучении, тем не менее, прекрасно понимали одни других . Если прибавить к этому католиков, отдававших катарам и альбигойцам свои симпатии часто ценой своей жизни, то... можно представить, что там могло бы быть.
О роли Доминика Гусмана. Сын рыцаря и старокастильской аристократки, младший из троих сыновей вслед за старшими братьями выбрал священническую стезю, закончил университет, получил хорошую должность и наконец в 1203 г. был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем.
Интересно, что в юности он имел репутацию сострадательного человека, поскольку были случаи, когда он продавал ценности, чтобы выкупить и накормить попавших в плен (впрочем, во время голода так делал и небезызвестный Иосиф Волоцкий, к сожжению еретиков он приступил чуть позже).
Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе.
(Википедия)
Доминик выбрал путь не просто проповеди и религиозных диспутов ( в которых еще по дороге в Данию потерпел поражение, вслед за цистерцианцами) - а перехвата у катаров их инструментов духовного пути.
Первым из них был
розарий. Если не ошибаюсь, уже в 1204 г., одновременно с началом проповеди Доминика (и трех цистерцианцев с ним) в Лангедоке появляются сведения об откровении Божией Матери Доминику, вручившей ему розарий, который он читал - в отличие от множества других давно известных разновидностей молитвы по четкам - с безмолвным богомыслием о таинствах.
Однако в катарском предании дело обстоит наоборот: такая молитва была присуща именно "еретикам", Доминик же использовал эту типично катарскую форму молитвы для примирения с католичеством: у вас розарий - и у нас розарий...
Следующим заимствованием у катаров была бродячая "апостольская" жизнь:
"епископ Диего, три цистерцианских аббата и сам Доминик начинают вести, по примеру еретиков, нищую и бродячую "апостольскую" жизнь, проповедуя и устраивая диспуты"
- пишет энциклопедия "Христианство" (т.1с.484).
И затем:
"Доминик, более практичный и трезвый чем Франциск, не доводит служение бедности до крайних пределов... он подчиняет ее главной цели ордена - заботе о душах [а именно] борьбе с ересями, ценя в бедности создаваемые ею независимость и свободу и популярность проповедника"".
Третим перехватом явилось создание в тулузском диоцезе "
в целях отвлечения масс от еретиков... сходного с общежитиями еретичек женского монастыря, в который принимается несколько раскаявшихся альбигоек.
Впоследствии Доминик блюдет правила монастыря, поддерживаемый Симоном де Монфором.
Безуспешность внешнего подражания катаризму вынудила Доминика добиваться создания нового ордена - доминиканцев, которому впоследствии были переданы функции святой инквизиции. Интересно, что в полную аналогию принципам Иосифа Волоцкого, в ордене Доминика до 1220 года
принцип бедности понимается в применении к каждому отдельному брату, но не к конгрегации в целом, принимающей пожертвования
("Христианство")
В 1221 г. Доминик умирает - но его энергичные преемники берут деятельность ордена в свои руки, и доминиканцы становятся орденом инквизиторов. Причем, попытки францисканцев и бенедиктинцев ограничить власть доминиканского ордена (псов господних - domini canes) ни к чему не привели. Образованные (а этому Доминик уделал большое внимание) и даже знатные "братья" постепенно занимают руковоящие посты в государстве.
Опять бросается в глаза сходство с ситуацией в Руси после достижения Иосифом Волоцким места у княжеских престолов (по смерти Нила): плеяда "стяжателей" быстро вытеснила почти со всех архиерейских мест людей нестяжательного и кроткого духа. Одним из немногих оставшихся был Дмитрий Ростовский, автор знаменитых Миней.. Следствием воспитательной работы иосифлянцев стала эпоха Грозного, Смута и раскол. А кроме того, обширный пласт сатирического антицерковного фольклора.
Но это уже другая тема.
А началось все это в Лангедоке, и даже весьма вероятно, в Каркассоне...
Для справок:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%...%BD%D0%B8%D0%BA
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/ar.../c8/1002540.htm
Энциклопедия Христианство, т.1. с.484 Статья написана известным ученым прошлого века Львом Карсавиным.
PS Аналогии с Волоцким - интересная тема... Может, они не так важны - но если вникнуть, это сходство может оказаться типологическим. В пользу этого говорит и еще одна подробность: согласно католическим источникам, Доминик бичевал себя
железной цепью - т.е. видел БОга тем, кому угодно пролитие крови подданных. Не он один
...
И еще одна поразившая меня деталль: сострадательный Доминик проповедовал еретикам во время альбигойских войн. Интересно - простите мне сарказм - до вырывания еретикам ноздрей - или после?...
Доминика принято изображать с добрым лицом. Не буду спорить: возможно он и был по-человечески добр, и несомнено, образован, воспитан и предан идее борьбы с ересью. Но сама история показывает, во что обращаются эти качества, когда, будучи предан "традиции", человек видит Бога - просто злым.
Таково одно из лиц альбигойской драмы - сострадательный, вкрадчивый Доминик... Добрый инквизитор Лангедока, смиренно семенящий по улицам Каркассона с кротким увещеванием к заблудшим.
Параллель с Иосифом Волоцким достаточно наглядна. Бледный аскет, трепещущий страшного Суда, борец с ересями - породил целую иерархию епископов-стяжателей, властных, амбициозных, непримиримых, немилосердных... А спустя несколько лет - разгул опричнины, кровавый топор и Смута на долгие годы...
Смотрю на фотографии и понимаю что чем-то Каркассон близок нашим Смоленску, Твери, Пскову, Новгороду.