Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими.
Конфликт – проявление противоречий, выраженное в противоборстве сторон.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения “социальных потрясений”. Для этого важны три условия:
-
наличие ценностных установок, признание различий и противостояние конфликтующих;
-
уровень организации – чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей;
-
взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.
Типы конфликтов:
-
внутриличностный
-
межличностный
-
между личностью и группой, в которую она входит
-
между различными группами людей (в т.ч. социальными)
РАЗЛИЧАЮТ КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, и разрешение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития. Эти конфликты могут быть полезны.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Этот вид конфликтов однозначно вреден.
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:
-
формирование (или выявление) противоречий в интересах, ценностях, нормах;
-
нарастание напряжения
-
активная фаза конфликта, конфликтные действия
-
снятие или разрешение конфликта
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
-
адекватности восприятия конфликта, т.е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
-
открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
-
создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Необходимо знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены:
-
Неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова.
-
Стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно.
-
Консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции.
-
Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление в любой ситуации сказать правду в глаза.
-
Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Исследуя взаимоотношения множества людей, американские социальные психологи Кеннет У.Томас и Ральф .Х. Килменн выяснили, что существует пять стилей поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уход, приспособление, сотрудничество и компромисс (1972).
Каждая стратегия поведения в конфликтной ситуации имеет свои преимущества и ограничения.
Уход от конфликта (избегание) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Используется, когда:
-
источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами,
-
необходимо время, чтобы восстановить спокойствие (сильный накал страстей),
-
страх перед противоположной стороной,
-
неудачное время надвигающегося конфликта,
-
когда конфликт нереалистичен.
Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересов, изменение своей позиции, применяется, когда:
-
задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта,
-
предмет разногласия связан с более сложными проблемами по сравнению с теми, которые рассматриваются сейчас,
-
вас не особо интересует происходящее,
-
для отстаивания своей точки зрения требуется много времени и много сил,
-
вы чувствуете, что важнее сохранить с оппонентом хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.
Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок, эффективен в случаях:
-
когда у сторон одинаково убедительные аргументы,
-
необходимо принять срочное решение при дефиците времени,
-
когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы,
-
компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.
Соперничество, конкуренция – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции, применяется, когда:
-
необходимо быстрое, решительное действие в условиях чрезвычайных обстоятельств,
-
результат очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение,
-
вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять,
-
когда вы обладаете достаточными полномочиями для принятия решения и очевидно, что ваше решение – лучшее,
-
при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Сотрудничество – совместная выработка решения, максимально удовлетворяющая интересы всех сторон, эффективна:
-
надо найти общее решение, когда каждый подход к проблеме важен и не допускает компромиссных решений,
-
у вас есть время поработать над проблемой,
-
у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
[600x399]