• Авторизация


Описание японского оружия 02-11-2007 14:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Догадайтесь, для кого)))

Тати.
Когда вы изучаете мечи, выставленные в музеях, те, что расположены лезвием вниз, – это тати. С периода Хэйан вплоть до начала периода Муромати мечи носились подвешенными к шнуру, обвязанному вокруг поясницы. Обычно тати имеют значительный изгиб, сори, и длина их обычно от 65 до 70 сантиметров.

Катана.
Клинок этого типа сменил тати в середине периода Муромати и использовался вплоть до конца периода Эдо. В длину он составляет 60,6 сантиметров (2 сяку) или более, но обычно чуть короче тати. Вопреки манере ношения тати, катана крепили в поясе так чтобы лезвие было сверху. Термин катана также включает и мечи, изначально сделанные как тати, но укороченные путем суриагэ. Их демонстрируют тем же образом, что и катана. Некоторые мечи, сделанные в период Синто группой кузнецов провинции Хидзэн, а также те, что сделаны в период Синсинто в конце режима сёгуната Токугава, были выполнены в стиле тати.

Вакидзаси.
Мечи длиной от 30,3 (1 сяку) до 60,6 сантиметров называются вакидзаси и носились у пояснице подобно катана. Те, что весьма короткие, около 36-40 сантиметров (1 сяку 2-3 сун), называются ко-вакидзаси. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катана как дайсё (пара большого и малого мечей).

Танто.
Мечи короче, чем 30,3 сантиметров называются танто. Другое название для этих очень коротких мечей – косигатана. В древности термином катана обозначали танто.
Структура (цукури-коми):
Японские мечи сделаны в разных стилях, таких как хирадзукури (плоские, без ребра), синогидзукури (с продольным ребром вблизи обуха), кирихадзукури (с продольным ребром вблизи лезвия), и морохадзукури (обоюдоострые).

Китаэ.
Чтобы соответствовать всем свойствам хорошего Ниппон-то, который должен быть стоек к переламыванию и сгибанию, брус мягкой стали для сердцевины (синганэ) с пониженным содержанием углерода оборачивается твердой сталью оболочки (каваганэ) с б`ольшим содержанием углерода и это подвергается ковке. В качестве наружного металла используется так называемое тама-хаганэ (сталь, произведенная традиционным методом плавки с использованием древесного угля), складываемая и кованная целых 15 раз. Разнообразие поверхностных узоров, произведенных таким образом, имеет следующие виды: итамэ (древесный узор), мокумэ (радиальный узор), масамэ (продольный узор), нисидзи (плотный узор кожуры груши), аясуги (концентрические изгибающиеся линии). Другие образования включают дзи-ниэ (обособленные зерна на стальной поверхности), тикэй (короткие изогнутые линии зерен ниэ), уцури (туманные темноватые области в дзи параллельно линии закалки), и все они характеризуют как отдельно взятого кузнеца, так и традиционные и местные школы.

Ниэ и ниои.
В процессе закалки, часть лезвия или хамон становится границей, свидетельствующей о разнице в твердости стали. Ниэ и ниои проявляются там, где закаленная и стальная части встречаются в дзи. Ниэ – относительно крупные отдельные частицы, различимые глазом, тогда как ниои столь малы, что требуется микроскоп, чтобы разглядеть их. Если ниэ можно сравнить с отдельными звездами, сияющими на небе, то ниои сравнимы с туманной линией Млечного пути. Доктором Куниити Тавара (1872-1918 гг.), японским металлургом, с научной точки зрения было доказано, что ниэ и ниои, проявляющиеся после обработки лезвия с помощью различных шлифовальных камней, представляют собой смесь очень твердого компонента стали, мартенсита, и средней по твердости субстанции.
«Активность» частиц в дзи (поверхность клинка) и в ха (режущей области):
Термином «активность» мы обозначаем разнообразные формации зерен, которые делают меч внешне более или менее живописным. В зависимости от типа формации зерен им даются художественные имена, такие как аси (ноги), ё (листва), сунагаси (дрейфующие пески), хакикакэ (следы широкой метлы), утинокэ (щепки), кинсудзи (золотая строка) и тому подобное. Наиболее обычный кинсудзи сформирован из ниэ, которые выстроились в тонкие сияющие линии в области лезвия. Более широкие и длинные линии называются инадзума (молния). Подобные образования в дзи называются тикэй (пейзаж в дзи). Юбасири (бегущий кипяток) относится к полоскам ниэ в ограниченных участках. Ниэ, расположившиеся в дзи или в части клинка за пределами лезвия и на обухе называются дзи-ниэ. Когда в поверхности клинка преобладают ниэ, такой меч называется ниэ-дэки, что характерно для ранних работ Камакура и школы Сосю вообще. Ниои-дэки означает мечи, в стальной поверхности которых преобладают туманные образования ниои. Мечи с преобладанием ниои представляют школа Бидзэн, появившаяся после середины периода Камакура, а также школа Аоэ Биттю в период Нанбокутё.

Закаленные участки (хамон).
Чтобы должным образом изучить красоту Японского меча, в дополнение к текстуре поверхности стали и общей структуре клинка, изучению надлежит подвергнуть и его закаленную часть. Хамон – это элемент, созданный посредством процедуры закаливания режущего лезвия клинка с целью придания ему твердости. После того как стальная заготовка, состоящая из металлов оболочки и сердцевины, неоднократно сложена для ковки и прокована в грубую форму клинка, его поверхность покрывают якиба-цути, своего рода керамической глиной. Затем шпателями утончают покрытие в районе лезвия, чтобы оно подверглось более сильному нагреву, что вызовет возникновение определенных элементов в лезвии. Соответственно тому, как счищено покрытие, называемое цутидори, предполагается получить клинки с прямой закаленной частью, называемой сугуха, или клинки с разнообразными видами нерегулярных частей - мидарэба. Когда покрытие просохнет, клинок нагревается в горне на древесном угле до красноты, когда оно будет готово быть погруженным в холодную воду. Эта операция называется якиирэ и требует высшего мастерства и основана на опыте и исследованиях. Для пояснения, термин сугуха включает разные виды прямого хамон, такие как хиро-сугуха (широкий), хосо-сугуха (узкий). Мидарэба включает ко-мидарэ (малый), тёдзи (форма гвоздики), дзюка-тёдзи (многократный тёдзи), кавадзуко-тёдзи (тёдзи в виде головастиков), гуномэ (зигзаг), катаоти-гуномэ (наклоненный зигзаг), санбонсуги, нотарэ (волны), торан (вздымающиеся волны), хитацура и сударэба.

Вершина (боси).
Этот термин относится ко всей верхней области выше ёкотэ (поперечный гребень), что еще называется киссаки. Различные размеры вершин и типы закалок, выполняемые здесь, являются характеристиками, достаточными для определения отдельного изготовителя или школы, а также времени изготовления, а поэтому это очень важные элементы в изучении меча. Типы закалки в боси могут быть следующие – о-мару (большой полукруг), ко-мару (малый полукруг), мидарэ-коми (нерегулярно вытянуто), якицумэ (полностью до обуха), дзизё (голова каменного изваяния) и каэн (пламя).

Насечки напильником на хвостовике (ясуримэ).
Ясуримэ – это заключительная опиловка напильником поверхности рукоятки клинка, называемого накаго (хвостовик). Как школа так и время изготовления оставляют специфические следы на неполированной поверхности железа. Кири, также называемый ёко, это прямые параллельные насечки и наиболее распространенный тип маркировки. Каттэ-сагари имеет наклон вправо, то есть каттэ – слева направо. Судзикай аналогичен каттэ-сагари, но под более крутым углом. Когда наклоны начинаются справа вниз, это называется сака-судзикай. О-судзикай – это наиболее выраженный судзикай, характерный для школ Аоэ и Самондзи периода Кото. Другие маркировки включают таканоха, еще называемый сида, который напоминает перо ястреба, сака-таканоха выглядит как перевернутое перо ястреба, ката-судзикай, являющаяся комбинацией кири и судзикай, все они в основном являются маркировками традиции Ямато; хигаки напоминает клетку и присутствует в Ямато, Мино, Наминохира в Сацума и других школах; кэсё-ясури присутствует исключительно в работах Синто, а сэнсуки выглядит как очищенная поверхность, что имеется на примитивных неизогнутых Ниппонто (Дзёкото) и ранних Кото.

Гравюры на клинке (хоримоно).
Гравировки на лезвии встречаются уже в начале периода Хэйан, и имели они как религиозное так и декоративное назначение. Они отражают как популярную моду своего времени, так и черты отдельных кузнецов и школ. У прямых плоских желобов, называемых бо-хи, которые обычно вырезали на клинке, могут быть разные типы окончания, например, какудомэ (квадратный конец), марудомэ (круглый конец), какинагаси (сужается кверху), какитоси (уходит к окончанию рукояти). Изображения, вырезанные в работах Кото в дополнение к хи, были в своем большинстве религиозными, и включали Бондзи (Санскрит), кэн (кинжал), Фудомёо (воплощение Будды), курикара (дракон, обвившийся вокруг меча), Санко-кэн (клинок с трех лучевой рукоятью), гомабаси (пара палочек для религиозных ритуалов), надпись ХАТИМАН ДАЙБОСАЦУ и НАММЁХОРЭНГЁКЁ и т.п. Во времена Синто гравировки стали в основном декоративными и популярные мотивы включают цуру-камэ (журавль и черепаха, что символизирует долголетие), дзёгэ-рю (взлетающий и опускающийся драконы), сё-тику-бай (сосна, бамбук и цветущая слива) и гора Хорай (легендарная гора вечной молодости).
 (200x100, 1Kb)
а, b Тачи и короткий танто полагались к придворному костюму или доспеху, их носили подвешенными к поясу;
с, d Катану и короткий вакизашизасовывали за пояс повседневной одежды лезвиями вверх.
Устройство(справа). Показаны части клинка (a) и ножен катаны (b, c) и тачи (d).
[214x400]
Катана и тачи различаются внешними приспособлениями, а их клинки — только месторасположением клейма мастера (оно должно быть на наружной стороне при соответствующем способе ношения меча).

1. Киссаки
2. Якиба
3. Хамон
4. Шиноги
5. Муне
6. Кессо
7. Мекуги-ана
8. Коджири
9. Сая
10. Сагео
11. Куриката
12. Кои-гучи
13. Кашира
14. Хабаки
15. Сеппа
16. Цуба
17. Фучи
18. Мекуги
19. Менуки
20. Иши-зуки
21. Семе
22. Ни-но-аши
23. Ичи-но-аши
24. Шитоги-цуба
25. Цуко-аи
26. Мусуби-гане
27. Кабуто-гане



[134x291]
Строение клинка

1. Тылье
2. Щеки
3. Сердцевина
4. Лезвие

Поперечные сечения клинков
Клинки чаще изготавливали из полос железа или стали таким образом, чтобы лезвие было острым и твердым, а тылье — мягким. Здесь показаны четыре типа поперечного сечения.

1. Мару-китае, клинок целиком из твердой стали.
2. Вариха тецу китае, твердое только лезвие.
3. Кобусе сан май китае, мягкие сердцевина и тылье.
4. Шихозуме китае, сердцевина мягкая, щеки и тылье средней твердости.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
LeperMessiah 02-11-2007-15:17 удалить
здорово, как говорит в нынешнее время молодежь - "зачот". )
хотя определение тати немного неточное, и в паре местах не совсем совпадающее с каноническим. а так ничего.
но это более про мечи. я потом когда будет время (а оно будет, надеюсь) напишу про оружие шиноби и нинзя - сюрикены, кунаи, сенбоны (в народе именуемые "иглами" или порой отравленными иглами), и прочее. про навыки владения оружием - дзю-дзюцу, соо-дзюцу, и прочая, и прочая...
и еще про магию нинзя напишу, если хотите. тут я уже чуть более специалист ^^
Эльфуша 02-11-2007-15:21 удалить
Ну, ты и сам ещё молодёжь, а говоришь, как будто бы тебе лет так 60 (не обижайся!)))) А информация, я так думаю, будет полезная. А ещё я так посмотрела - у нас тут сбор специалистов)))Я ведь тоже спец по некоторым темам)))Да, и ещё: нашла кучу картинок со всякими ножичками и кинжальчиками. Выложить?
LeperMessiah 02-11-2007-15:35 удалить
Эльфуша, по поводу картинок - выкладывай! ^^
а по поводу моих высказываний - кхм...
я просто уже давно не считаю себя частью современной молодежи. противно мне это делать. чем больше их узнаю, тем противнее.
да и сам я не из нынешнего поколения. скорее, с границы между нынешнем и предыдущим... ну да не важно, какая разница. ^^
Эльфуша 02-11-2007-15:38 удалить
Ну, я, в общем-то тоже на других не похожа...Так что извини, не права.
LeperMessiah 03-11-2007-14:21 удалить
Эльфуша, да не то что бы ты не права... скажем так: не полностью. а найти того кто прав полностью... эх...
Эльфуша 03-11-2007-18:03 удалить
Знала одного такого человека)))
LeperMessiah 03-11-2007-18:24 удалить
Эльфуша, человека? если и в правду знала то вряд ли он человек... ^^ все знает только Бог...
Эльфуша 03-11-2007-18:25 удалить
Она не всё знала, но в том, что она знала, она была права.
LeperMessiah 03-11-2007-20:07 удалить
Эльфуша, нельзя быть правым(ой) во всем, если ты всего не знаешь.
ну да впрочем не мне тебе лекции читать.
лень мне ^^
Эльфуша 03-11-2007-20:48 удалить
Я же говорю, что только в том, что она знала, она была права!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Описание японского оружия | Братство_Меча_и_Магии - Братство_Меча_и_Магии | Лента друзей Братство_Меча_и_Магии / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»