Св.Валентин: кто он?Когда жил,чем прославился,за кого молился? Что можно в этот день?
24-02-2009 11:41
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Спрашивают уже который год. Вот ответы на эти вопросы:
ВАЛЕНТИН (+ ок. 273), священномученик, епископ Интерамнский (в православной традиции память 30 июля, в западной — 14 февраля). Пострадал в Риме при императоре Аврелиане.
Валентин жил в итальянской области Умбрии. Согласно мученическим Актам V—VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней.
Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын которого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Священном Писании, и философ уверовал во Христа. Валентин молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение.
Примеру юношей последовали некоторые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял Крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить Валентина. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову.
Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (современное — Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа многих горожан.
Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью.
Авундий по¬хоронил их рядом с гробницей Валентина. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в западных мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти В.— 15 февр.). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой Валентина была выстроена базилика в его честь (LР. Vol.1. Р. 427). В Европе в средние века Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).
Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февраля помещены памяти трех Валентинов: Интерамнского епископа, римского пресвитера и африканского мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страда¬ний, ни время жизни), то произошло смешение этих святых.
Через Южную Италию на Восток проникло почитание только Валентина и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и праведного Авундия). Его память зафиксирована в ряде византийских календарей южноитальянского происхождения: в Неаполитанском (IХ в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) — как Валентий (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44, 230).
Русская Православная Церковь чтит память Валентина и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с праведным Авундием 30 июля.
Традиция праздновать день святого Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с кон. XIV века. Согласно народному поверью, которое нашло отражение у Дж. Чосера и в 34-й и 35-й балладах английского поэта Дж. Гауэра, в этот день птицы начинают искать себе пару.
Однако более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля и запрещенный при папе Геласии I (492-496).
Ист.: BHL, N 8460-8463; АсtаSS. Febr. Т. 2. 752-763; MartHieron. Р. 92-93; MartRom Р. 62; LP. Р. 427-428; ЖСв. Июль. С. 667-673; Лит.: Amore А. // LTK. Bd. 10. Sp. 598-599; Amore А. S. Valentino di Roma o di Terni? // Antonianum. 1966. Т. 41. Р. 260- 277; Sahxer V. Valentinus // ЕЕС. Р. 859.
Д. В. Зайцев, Л. А. Бугаевская
Подготовлено по материалам Православной Энциклопедии, т. VI.
Нам часто говорят, что празднование этого дня возвращает в наш мир языческие традиции празднования дня женского плодородия. Это не так. Все зависит от тех смыслов и интерпретаций, с которыми будет ассоциироваться этот день у человека. А последнее - уже чисто миссионерская задача: предложить такие толкования для дня влюбленных, которые будут не отвращать людей от Христа, а подводить к Нему.
Если мы таких комментариев не предложим, наше место займут другие, и куда они поведут нашу молодежь, об этом лучше не на ночь глядя. Боюсь, что выбора у нас нет. Надо возвращать этому празднику его христианское звучание, тем более, что долгие века оно было именно христианским.
День св. Валентина должен стать днем миссионера: тема влюбленности и любви - прекрасный повод навестить школу, дом детского творчества или вуз. Но для этого надо подготовиться. С чем можно прийти? Моя "валентинка православия" такова:
Случайность — псевдоним Бога, вот почему день святого Валентина вызывает столько недоумений: то ли это память святого, то ли очередной коммерческий культ. Протестуя против него, иные православные Интернет-сообщества рассылают перечеркнутые сердечки. Но свято место пусто не бывает.
Отталкивая от себя день влюбленных, они отдают его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции. Во всяком случае именно такие секспросветные занятия проводились в этот день в прошлом году в учебных заведениях Пскова и Челябинска.
На заметку родителям: если подобные «уроки» проводятся без вашего письменного согласия, вы вправе привлечь администрацию школы к уголовной ответственности за «интеллектуальное растление» детей (135 и 242 статьи УК).
И вот о чем нельзя забывать: любовь — дыхание Божие в человеческом сердце, и влюбленность — одно из его проявлений. Думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку — не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить.
То, что масс-медиа пропагандируют день святого Валентина, это очень хорошо. Гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское. Хорошо, потому что это наша зарубка на древе мировой истории. Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви.
Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех.
Вот почему нет никаких канонических преград для того, чтобы пригласить нашу "овалентиненную" молодежь в храмы, где можно было бы и побеседовать с ними о любви, и совершить молебен святому Валентину Интерамнскому о ее умножении.
Неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамнский Валентин о любви, но точно известно, что был он близок молодежи. Согласно преданию Церкви епископ Валентин Интерамнский привел ко Христу языческую молодежь, увлекавшуюся философией, за что и был убит в 273 году вместе со своими учениками.
Так что святой Валентин (Русская Церковь празднует его память 12 августа) — мученик, а мученикам дана великая благодать. Бог слышит их молитвы, ведь мера их любви к Нему — жизнь. Быть может, поэтому с XIV века в английской и французской литературе фиксируется традиция праздновать день святого Валентина как день влюбленных.
В эпоху массовых рекламных технологий день святого Валентина превратился в коммерческий культ, эксплуатирующий самое высокое человеческое чувство. Навязчивая пропаганда «валентинок» скорее отпугивает молодежь: влюбленность на вынос, быстрорастворимое счастье... Любовь — не товар, в рекламе не нуждается…
Вот почему празднику влюбленных необходимо вернуть его изначальный смысл. Найти любимого, создать семью, быть счастливым — разве это не повод для молитвы!
Отмечу еще одну очень важную для меня сюжетную параллель: день влюбленных, который известен нам под названием дня святого Валентина, и семитомная поэма о любви «Гарри Поттер и..." имеют общие корни. У английского писателя Джефри Чосера нашло отражение средневековое народное поверье, согласно которому в этот день птицы начинают искать себе пару. Так вот именно у Чосера Роулинг позаимствовала сюжет о дарах смерти, которые в руках Гарри Поттера стали дарами любви.
Так что нам есть, с чем прийти в школы и о чем поговорить с детьми. Нам есть, что сказать доброго и о святом Валентине, и о любви. Более того, есть зацепка, позволяющая перевести разговор в иное русло, к иным смыслам, что особенно важно в общении с детьми. Объяснить день влюбленных через Гарри Поттера — это для младших.
Побеседовать, а затем и помолиться о счастливой семейной жизни — это для старших.
А заодно рассказать и тем и другим о том, в чем ребята могут поучаствовать, если заглянут в храм в другие дни, будь это игра в снежки, рыцарские турниры, походы, пасхальный трезвон (на Пасху колокольни открыты для всех). По известной пословице: чем бы дитя не тешилось, лишь бы в церковной ограде (я не о тех развлечениях, что вне заповедей).
А ведь молебен святому Валентину плавно перетечет во всенощную под праздник Сретения Господня, отмечаемый 15 февраля. И никто не мешает нам рассказать и об этой Встрече (славянское слово «сретение» означает «встреча») и уже об этой Любви, мера которой — Голгофа. И ещё — о любви материнской: "...оружие пройдет тебе душу", — было предсказано старцем Симеоном Матери Божией, что будет стоять у Креста.
Комментируя споры вокруг дня святого Валентина, я бы перевел разговор в другую плоскость: от рассуждений о безнравственности — к тому, что именно с благословения на любовь, зачатие и рождение детей начинает Бог Свой разговор с новосотворенным Адамом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28).
Коммерческий культ вокруг дня святого Валентина — это воровство христианского сюжета и эксплуатация человеческой жажды любви. Так, может быть, настало время вернуть празднику христианское измерение? Это наше наследие, его, выражаясь языком премьер-министра, "тырят", уводят от нас.
В сказке про снежную королеву Кай не мог сложить слово вечность, смогут ли наши дети сложить слово любовь?
Вопрос о семье и демографии — это вопрос не только об уровне жизни, но и о тех смыслах, которые наделяют эту жизнь радостью, а также о тех навыках, без которых очень непросто взрастить новые жизни. К сожалению, эти смыслы и навыки ныне утрачены, а стало быть, их надо возвращать в жизнь людей. И в первую очередь ориентироваться в этой работе надо не на бабушек, которые свое уже отрожали, а на подростков и молодежь.
Моя же мечта, чтобы прошедший президентский Год семьи пророс сквозь время и превратился в календарь. После дня влюбленных выстраивается такая череда: послепасхальная неделя Жен-Мироносиц – день супружеской любви и семейного счастья – день беременных (29 августа, память Феодоровской иконы Богоматери) – праздник свадеб (праздник Покрова) – день матери (1 декабря) – день малыша (Введение во храм Пресвятой Богородицы) – Рождество Христово.
А моя валентинка вам такова: влюбляйтесь, любите и создавайте семьи, и наполняйте Россию детьми.
Это мой чисто монашеский вклад в демографический взрыв.
А то батюшке крестить будет некого :-)
иеромонах Димитрий (Першин)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote