• Авторизация


Пропагандирует Иешуа Га-Ноцри, а боится евангельского Христа: доказательства? 22-02-2009 20:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У меня - пять.
1) Азазелло спиной почувствовал, что старушка-кухарка налагает на себя крест, развернулся и крикнул: Отрежу руку! Ну не потому же он так всполошился, что на кресте был убит очередной идиот (по точной догадке А.Л. Дворкина, образ Иешуа Га-Ноцри списан с князя Мышкина), он же - бродячий философ с ходульными фразами, попросту говоря, толстовская карикатура на Христа. Булгаков подхватил оружие из рук Достоевского, полемизировавшего со Львом Толстым: только один Крест страшен для сил тьмы - тот, на котором умирал Сын Божий, ставший и Сыном Человеческим.
2) Именно такое понимание креста являет и эпизод с буфетчиком - "осетрина второй свежести", - каковой, смекетив в нехорошей квартирке, с кем имеет дело, бросился прочь во все лопатки, да не тут-то было. На лестничной площадке его стала душить жаба - он забыл у сатаны свой берет. И буфетчик вернулся, и Гелла отдала, правда, как водится, не его, а бесовский. А буфетчик взял, да и обмахнул себя крестом. Именно обмахнул - трудно предположить в профессиональном жулике глубокую и чистую церковность. И тут сработало важнейшее библейское правило: Бог Своих не кидает. На библейском языке: всякий, призывающий имя Господне, спасется. Даже вор. Призвал крестом Господа, и Господь благословил его свободой: берет скукожился, превратился в черного котенка, расцарапал буфетчику лысину и был таков.
3) В Варьете, когда конферансье отвернули голову, а народ, радостно комкая халявные рубли, вместе с бесами глумился над ним, что пресекло этот беспредел? Нет, не НКВД. Цитирую: "Чей-то тонкий женский голос к галерки: Ради Бога не мучьте его!" И Воланд дает знак, и вся бесовская шваль делает ноги, то есть исчезает. Не думаю, что эта женщина так уж всерьез хотела изгнать бесов, нет, она, быть может, даже и не подумав, приплела имя Божие в свой сострадательный возглас. Но бесы - те услышали и не смогли там оставаться.
4) И здесь мы расходимся с д. Андреем Кураевым: после бала у сатаны Воланд уже не молча, а вслух выражает свое крайнее неудовольствие. По поводу просьбы Маргариты отпустить Фриду. Воланд предполагает, что Маргаритой движет милосердие. "Все щели в этой комнате надо заткнуть тряпками", - раздраженно бросает он, а Бегемот из-под дивана подвывает: "Именно, мессир, именно тряпками". Потому что сюда пролезло милосердие. Да, потом Воланд разобрался, что Маргаритой двигало не милосердие, а гордыня. Она ведь пообещала как королева и хотела свой статус подтвердить. Ссылаясь на это обстоятельство, диакон Андрей Кураев отбрасывает данную мою гипотезу. Но важно не то, что двигало Маргаритой, а то, как реагировал Воланд. И первая его реакция показывает, что не только обращение к Богу, но и просто человеческие чувства противостоят злу.
5) И это я беру у о. Андрея: когти Воланда не дотягиваются до Канта, в то время, как свою заплесневелую сволочь - проституток, убийц, сутенеров и прочая, он мановением когтя выволакивает из камина на свой бал. А про Канта, которого Бездомный хотел на три годика на Соловки: "Он ныне находится в местах столь отдаленных, что не представляется решительно никакой возможности его оттуда извлечь".
Итак, подводя: Воланд разносит по умам сплетни, притыренные им у Мастера, - про Иешуа Га-Ноцри, который, говоря словами антихриста "сгнил, сгнил, сгнил, как последняя..." (Владимир Соловьев. Три разговора...). Разносит, и в то же время сам трепещет того Христа - о Котором Евангелие. Христа Воскресения. Христа - возлюбленного Сына Божия, предавшего Себя за жизнь мира в руки людей.
Свое седьмое доказательство Булгаков строит от противного, в два этапа. Первый: бесы есть. Второй: но их сдерживает некая сила. Какая? - эпизоды с крестом дают ответ на этот вопрос.
В общем, "Мастер и Маргарита" - книга для тех, кому надоело жить в Москве мертвых душ, гениально препарированных Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.

Я сразу и заранее прошу прощения у взыскательного читателя: цитаты из романа я приводил по памяти. Сейчас у меня нет возможности их сверить. Но за смысл ручаюсь.

Иеромонах Димитрий (Першин)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Эх... то-то мне этот роман не показался безнадёжным. :-)
dmpershin 22-02-2009-20:39 удалить
_-_Графиня_-_, будете перечитывать: обратите внимание - всякому явлению сил тьмы предшествует либо их прямое призывание (Черти бы меня взяли - ну это можно, Черту я бы заложила свою душу, чтобы узнать, где он - и Коровьев на скамейке рядышком), либо богоотречение (фокстрот Аллилуйя). Красная Москва - мертвая, поэтому обратных примеров почти нет. Булгаков писал апокалипсис.
dottore 22-02-2009-23:57 удалить
Эх,последняя наша лекция...самая замечательная...Хочу еще!А теперь в аудиториях камеры поставили.Матрица.Интересно они подключены или так для психологического воздействия?Ну студентам это не мешает ни спать ни есть ни что другое:)
Ответ на комментарий костя_ивашечкин # Ага.
anton_lis 24-02-2009-11:11 удалить
А как Вам последняя экранизация?
По-моему она удалась.
dottore 24-02-2009-12:09 удалить
Да не то слово.Только музыка ничего
dottore 24-02-2009-12:15 удалить
Исходное сообщение dottore
Да не то слово.Только музыка ничего

В смысле НЕ удалась.Но если после просмотра люди начнут читать,то это хорошо.Однако я думаю,что сначала нужно читать иначе экранный образ навязывается тебе другим человеком и от него потом очень трудно избавится
anton_lis 24-02-2009-14:44 удалить
dottore, а по мне так очень близко к тексту, атмосферно очень.
Бегемот в человеческом виде и Азазелло особенно хорошо получились. В начале, сцена погони Бездомного за "иностранцем" по ночной Москве - просто один в один. На мой взгляд, все "черно-белые" эпизоды - самые удачные.
dottore 24-02-2009-15:33 удалить
anton_lis, близости к тексту мало.Это все равно,что прочитать книгу не думая о том,что стоит за каждым словом.Бывает просто рисунок а бывает 3D.Бывает одноразовый романчик или детективчик которые не требуют даже одностороннего восприятия,а бывают такие книги как "Мастер и Маргарита",те что каждый раз открываются с новой стороны.
dmpershin 24-02-2009-18:21 удалить
anton_lis, у меня двоякое впечатление: с одной стороны, атмосфера, в которой роман был написан, с другой - театр, а не кино, плюс Бортко потерял по невнимательности важные для авторы фразы и эпизоды: например, когда буфетчик выметывается из нехорошей квартирки, он у Бортко не креститься, и совершенно непонятно, почему берет улепетывает с его жульнической головы.
dmpershin 24-02-2009-18:22 удалить
anton_lis, то есть, атмосферу передать удалось, а сам роман - слабовато, особенно, если сравнивать с "Идиотом" Бортко.
dottore 24-02-2009-19:33 удалить
Исходное сообщение dmpershin
anton_lis, то есть, атмосферу передать удалось, а сам роман - слабовато, особенно, если сравнивать с "Идиотом" Бортко.
Точно
29-08-2009-02:52 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пропагандирует Иешуа Га-Ноцри, а боится евангельского Христа: доказательства? | dmpershin - иеромонаха Димитрия (Першина) | Лента друзей dmpershin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»