Радио - Комсомолка:
http://www.kp.ru/radio/stenography/47833/ - здесь же аудиоверсия
Российские кладбища сильно помолодели. Треть могил - люди от 15 до 30 лет
Для подростков наркотики - это не синоним слова «смерть», а синоним «удовольствия». Как ребенку не превратиться в одну молекулу, которая может только переваривать наслаждения. В прямом эфире радио КП обсуждаем, может ли церковь защитить наших детей.
Першин:
- Добрый вечер, дорогие наши слушатели. Сегодня в эфире ведущий - иеромонах Димитрий Першин. И наши гости: председатель совета Московской детской общественной организации «Содружество» Алексей Кранин и сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Константин Беремеш. Тема нашей сегодняшней встречи – проблемы нашей молодежи. Дело в том, что как священник, я довольно часто бываю на кладбищах, мы совершаем отпевания, молимся об ушедших. И мы видим, насколько за последние 20 лет помолодели наши кладбища. Треть могил - это подростки от 15 лет и молодые люди до 30 лет. Причин тому несколько. Это и суициды, и наркотики, и пьянство, и криминальные истории, военные кампании. Так или иначе, мы видим пустые детские сады, пустые школы, закрывающиеся вузы, с одной стороны. А с другой стороны, мы видим совершенно замечательных людей, наших ребят, с которыми мы ходим в походы, общаемся, дружим, заботимся о детских домах, инвалидах, какие-то иные программы проводим. И мы понимаем, что это исчезновение детского смеха – во многом это наша ответственность. Мне бы хотелось предложить подумать над этим всем нам – и участникам эфира, и нашим слушателям. Мы хотели предложить вопрос для наших слушателей: есть ли будущее у нашей молодежи? Мне бы хотелось первый вопрос задать Алексею, который много лет работает с подростками, с детьми, очень многое сделал в Москве, для того чтобы этот опыт транслировался и выходил на уровень других детских организаций. Леша, ваши ощущения, какими стали дети за последние 10-15 лет, что изменилось?
Кранин:
- Мне часто задают этот вопрос. Действительно, у меня 15-летний опыт работы с детьми, с подростками, с достаточно сложной аудиторией – 12-16 лет. Могу сказать, что базовые ценности не поменялись. Подростки всё так же любят, всё так же дружат, им нужна всё так же поддержка, они всё так же ищут приключений. Но поменялись антуражи, поменялась среда. Эта среда, конечно, поменялась не в лучшую сторону, она стала более жесткой, подросткам чаще нужно думать о выживании. Если 15 лет назад были какие-то подростковые инфантильные мотивы, то теперь многие подростки уже в 14 лет серьезно задумываются о заработке, о каком-то далеком будущем. Многие подростки с 14 лет начинают уже взрослую жизнь, делают дебют во взрослость.
Першин:
- То есть они становятся более меркантильными?
Кранин:
- С одной стороны, да, меркантильными, с другой стороны, их подталкивают к этому.
Першин:
- Или просто более взрослыми?
Кранин:
- Знаете, это сложно сказать. Взрослые – это ответственность, а когда подросток в 14 лет видит рекламу и хочет очень много брендов, марок приобрести, говорит: я хочу зарабатывать деньги, чтобы приобретать то, что я вижу на экране. Но это не взрослость, а идея взрослая как бы. Это такая двойственность.
Першин:
- А может быть, наоборот, это наши взрослые застряли в таком возрасте тинейджера и мечутся между марками холодильников, утюгов, свою свободу превращая просто в культ потребления?
Кранин:
- Ладно бы они одни метались, но они берут подростков, вовлекают в эту игру.
Першин:
- Костя, вы работаете с более взрослыми ребятами в отделе по делам молодежи. Я знаю, что вы проводите очень интересные акции в Москве, где участвуют разные сословия, можно сказать. Эти катки знаменитые, на которых очень много ребят катается, куда вы приводите детские дома. Как вы думаете, в чем причина этой страшной статистики смертности, суицидов? И что мы можем сделать, чтобы как-то это остановить?
Беремеш:
- Мне кажется, что основная проблема в том, что мы не можем ничем хорошим занять нашу молодежь. Дело в том, что если молодежь мы не начинаем ничем занимать, тогда она сама себе находит занятие, и не всегда это занятие положительное. Если мы предлагаем им заниматься спортом (вы тут вспомнили катки), то здесь больше вероятности, что их этот спорт увлечет, летом они продолжат заниматься еще каким-то видом спорта. И вполне возможно, что это их убережет от тех негативных последствий, которые зачастую приносит современный мир. Если человек страдает от безделья, то это уже плохо, но если он еще себя занимает какими-нибудь страшными привычками, наркотиками, не дай бог, то здесь уже все заканчивается плачевно.
Першин:
- А почему люди уходят из мира, в котором они жили, в мире родителей, в мире друзей, - в мир наркотиков, водки, может быть, еще каких-то печальных зависимостей, игромании?
Кранин:
- Один великий человек говорил, когда мы спрашивали его: все знают, что наркотики это смерть, что алкоголь это смерть, он говорил: это удовольствие. Когда мы говорим подросткам: не употребляй наркотики, - мы говорим ему: не получай удовольствие. То есть он это слышит так для себя. Как вы знаете, юношеский максимализм, желание попробовать что-то новое. Как объяснить подростку, что это опасно? Предельно трудно объяснить. Поэтому многие говорят: вот я чуть-чуть туда загляну, в этот мир, дверь приоткрою, а потом – обратно в нормальную жизнь. А вы знаете, там сквозняк сильный, их затягивает туда.
Беремеш:
- Мне кажется, тут надо предоставить вовремя альтернативу всем этим пагубным привычкам. Чтобы у ребенка не появилось даже мысли попробовать изначально. Потом, с возрастом, конечно, он будет более защищен.
Першин:
- Не знаю насчет того, что защищен. Сложный вопрос. Буквально сегодня я разговаривал с одним родителем, у которого дочь 12 лет вдруг вышла из повиновения, начинает требовать каких-то своих прав, отказывается заниматься музыкой, которой всегда занималась с удовольствием. И у родителей первая реакция: ребенка отдать в какую-нибудь строгую, жесткую систему типа даже не кадетского корпуса, а чего-то более жесткого, чуть ли не с монастырским уставом. Начинаем общаться и понимаем, что дело даже не в том, что у ребенка какие-то странные предпочтения. Дело в том, что родители смотрят на ребенка, проецируют на него представления о каком-то роботе, автомате, такой послушной, милой девочке, которой она была в 5, 6, 8 лет. Но ей уже 12 лет, это совершенно другой возраст. Вопрос: а насколько мы адекватны собственным детям? Не теряем ли мы их потому, что мы к ним относимся как к еще детям, а они уже во многом ищут свои смыслы, свои точки опоры, уже авторитет родителей для них не является главной точкой опоры в этом мире, они ищут свои смыслы.
Беремеш:
- Это вполне естественно. Всегда подросток ищет свой смысл. В этом и заключается принцип взросления, когда он заново проходит все, переосмысливает. Однако, с другой стороны, часто слышу голоса: дайте детям спокойно самим решить свои вопросы. Я не согласен с этим. Взрослый должен, так или иначе, сопровождать ребенка, действительно сменить позицию. Допустим, с позиции полного куратора в наставника. К сожалению, система наставничества у нас не развита. Плюс еще абсолютная педагогическая безграмотность родителей. То есть родители иногда говорят: я же не педагог, зачем мне знать, как воспитывать ребенка, я сам знаю – меня воспитывали, маму мою воспитывали вот так жестко.
Першин:
- Есть две концепции. Одна – это такой немецкий вариант, жесткая концепция: школа это не место отдыха и развлечений, это место, где в тебя инсталлируют знания, не справляешься – свободен. На этом была построена послепетровская система образования на Руси, она стала потом и советской. Отсюда, конечно, двойки, переживания у ребенка, возможность вылететь из класса, который занимается серьезно, по какой-то усиленной программе. Но, с другой стороны, на выходе мы получаем людей, которые идут дальше и за собой ведут страну. Это и наука, и промышленность, и бизнес, и политика. Другой вариант, условно, англо-американский, где дети должны отдыхать, детей нельзя ничем пугать, загружать. При этом все равно там есть свои конкурсы, которые отсеивают всех слабых, сильные идут куда-то дальше. Но акцент делается на том, что должен быть комфорт, если позволите, расслабон такой везде и во всем. Скажем, из наших ближайших соседей Финляндия идет по этому пути, некоторые другие страны. И сейчас в России происходит смена парадигмы, от такой жесткой, условно говоря, немецкой мы сдвигаемся к такой развлекательной, с одной стороны. А с другой стороны, родителям часто не до детей, у них работа и бизнес плюс интернет пожирает время общения. Школа, может быть, дает знания, может быть, развлекает. На самые главные вопросы ребенок ищет ответы в своей среде и в том же интернете. А там его встречает культура потребления: потребляй, наслаждайся, превратись в одну молекулу, которая может только переваривать наслаждения. Беда в том, что наслаждения переваривают человека, он превращается в такое плоское создание, которое известно в биологии под именем глистов, паразитов, гельминтов, которые могут только выделять и всасывать и ничего больше.
А так жить человек не может, особенно ребенок, подросток, потому что душа у него гораздо больше. А поскольку других ответов нет, только наслаждение кругом, вот эти заманушки, цеплялки, то в знак протеста подростки отказываются жить, потому что они идут до конца. Взрослые скажут: ладно, нет высшего смысла, нет каких-то идеалов, но есть зарплата, квартира, дача, цели, амбиции, надо что-то сделать для себя, как-то себя утвердить. А подросток идет до конца. Раз ничего нет, раз смыслов нет, то и жить не стоит. Возникает вопрос о смыслах, о мотивациях, о том, для чего ты живешь. Мне кажется, что эта двойная метаморфоза: система образования, с одной стороны, и общество в целом – с другой стороны, лишает нас возможности следовать таким старым стереотипам. Да, наверное, много веков подряд можно было воспитывать детей, как это было в аграрной культуре: ремень, в угол поставили, а потом пахать, сеять, боронить и т.д. Сейчас ничего этого нет, мир становится совершенно другим, уходит в просторы Интернета. Отсюда вопрос. Алексей, вы работаете с подростками. А что вы делаете, как вам удается (если удается, если получается) вывести ребенка из этой плоскостности, культуры потребления?
Кранин:
- Я согласен по поводу образования. Сейчас действительно тенденция такого смещения, образование становится потребительским. Знаете, есть такая формула: образование это обучение плюс воспитание.
Першин:
- Сейчас это становится услугой.
Кранин:
- Да. И воспитание как таковое просто вычеркнуто. Это делается по инициативе учителей, педагогов самих. Но есть общественные организации. Я как раз возглавляю системообразующую организацию «Содружество», 40 тысяч детей. Это достаточно большая команда. И основная задача для взрослых в этих общественных объединениях – это воспитание.
На что опираются? Опираемся на базовые ценности. Знаете, желание делать добро в этом мире еще никто не отменял. То есть дети хотят делать добро. Нам нужно создать условия, для того, чтобы они это делали, и направить их. Мы с детьми участвуем в разных акциях, общаемся с ветеранами.
Першин:
- Например?
Кранин:
- Каждый год Комитет общественных связей провозит «поезд памяти» по маршруту Москва – Минск – Брест. В ночь на 22 июня мы прибываем в Брест, в Брестскую крепость, где идет потрясающая акция, посвященная началу войны, Дню памяти и скорби. По дороге мы останавливаемся в Минске. С нами едут молодые ребята 12-15 лет. Я слышу часто, когда сопровождающие педагоги говорят: что вы хотите, для них война это история, притом сухая история. Но, с другой стороны, мы приезжаем в Хатынь, с нами приезжают ветераны. Они вместе идут по этим местам, слышат звон колокольчиков Хатыни, слушают рассказы. И я вижу, как многих это трогает.
Першин:
- Получается, прошедшая Великая Отечественная война это один из самых глубоких маркеров нашей идентичности как нации. То есть того, в чем все мы едины, при всех различиях, при всех разностях, даже разделение бывшего Советского Союза на республики, - оказывается, есть вещи глубже всей этой политической возни последнего 20-летия.
Кранин:
- Правильно. Но это самая большая победа последняя.
Першин:
- Самая большая боль и горе.
Кранин:
- И победа одновременно. Потеря самая большая и самая большая победа.
Першин:
- Мне кажется, если мы говорим о нашей молодежи, наших детях, наверное, было бы полезно вспомнить о собственной молодости, о тех годах, когда мы были 15-16-летними. Мне бы хотелось в этой связи предложить песню, которую написал Виктор Цой, называется она «В наших глазах». И она передает ощущение той молодежи 80-90-х годов, которая тоже ощущала пустоту, тоже ощущала ямы, бездны. Собственно говоря, эта молодежь потом и вошла в перестройку, и потом многие из них, к сожалению, не дожили до наших дней, они погибли. Мне кажется очень важным, прислушиваясь к одному из великих поэтов конца ХХ века, Виктору Цою, подумать над тем, что изменилось с тех пор. Скажем, сам Цой стал еще большим пессимистом в конце своей жизни. Если мы посмотрим песни из его альбома, там никакой особой радости произошедшее в послеперестроечные годы у него явно не вызывает.
У нас есть звонок. Олег, слушаем вас.
- Вы подняли классную тему. Я задумался как родитель по поводу того, что у нас была война, и многие традиции были утеряны. Сейчас сложно получить молодым родителям качественное образование в плане воспитания детей. Я живу в Ставрополе. Я нашел тренинговую компанию, но эти тренинги центра взаимоотношений дорого стоят. Есть ли какие-то альтернативные места, где обучают родителей, как воспитывать детей без наказания, как ставить границы и т.д.? Я прошел этот тренинг, и мне помогло. А мои друзья, например, не в состоянии заплатить 6 тысяч за этот тренинг.
У нас оборвалась связь передачи традиций из поколения в поколение. Например, моя мать меня, по сути дела, не воспитывала, она была занята. И все эти поколения, когда было тяжело людям, по сути дела, не занимались воспитанием детей. И мы уже не знаем, как это правильно делать. Я знаю, в психологии есть много всего, что помогает.
Першин:
- Самое главное, что вы вынесли из этого тренинга, из этих курсов, вы могли бы сформулировать?
Олег:
- Оказывается, можно даже при самом непристойном и страшном поведении детей, капризах и всем остальном ребенка не наказывать и умело ставить свои границы. То есть для ребенка границы умело ставить, чтобы он не обижался, не замыкался, а, наоборот, развивался. Там есть 4 состояния ошибочных поведений у ребенка. Это уклонение, борьба за власть, месть и еще одно, не помню. Это поведение, страшное для родителей, непонятно, что с ним делать, когда он бьется в капризах или говорит родителю такие вещи, что от них просто больно становится.
Першин:
- Это знание и детской, а потом подростковой психологии (она меняется каждые несколько месяцев буквально), и знание о том, как реагировать на изменяющуюся ситуацию. И самое главное, наверное, умение соблюдать некий баланс между свободой и доверием, которые ребенку надо давать, с одной стороны, и с другой стороны, все-таки теми целями, которые мы ставим перед собой и перед ними. Я бы хотел попросить Алексея прокомментировать этот вопрос, дать какие-то свои советы, может быть, ответ на вопрос о том, где можно не за 6 тысяч эту информацию получить. Может быть, книги какие-то?
Кранин:
- Давайте так посмотрим. Так как организация наша в Москве, я могу точно сказать, в Москве существуют психологические центры и психологическая помощь бесплатная, телефоны доверия тоже существуют. Кстати, о телефонах доверия. В любом регионе существует телефон психологической помощи. Многие родители, кстати, говорят: я поругался с ребенком, у него истерика, но разве это какой-то особый психологический случай, ради этого стоит звонить на телефон доверия? Конечно, стоит. Там, по крайней мере, оперативно подскажут, что и где можно найти. Действительно, есть и психологические центры. Не обязательно тратить деньги. В школах есть психологи. Я знаю, что в разных школах разный уровень школьного психолога.
Першин:
- То есть это тоже может быть проблемой?
Кранин:
- Да. Но надо использовать все варианты. По поводу самообразования. Да, действительно, огромное количество литературы существует.
Першин:
- Может быть, назвать базовые? Макаренко, например, «Педагогическая поэма».
Кранин:
- Макаренко не надо. Это классика, но, как у нас говорят, в воспитании у Макаренко было еще два дополнительных фактора, которые он не часто называл. Это хлыст и револьвер. Существует масса литературы. Самое главное, если говорить в общем, никогда нельзя наказывать ребенка, находясь в злости, в ярости, раздражении. Физическое наказание просто запрещено. Поймите, все мы взрослые люди, мы все знаем: если нас наказывают, то это не становится для нас уроком. Чем сильнее наказывают, - мы начинаем бояться, но не решаем проблему.
Першин:
- Что мы сделали, наша комиссия миссионерская при Епархиальном совете города Москвы, которую я возглавляю. Мы надеемся осенью этого года начать такой семинар педагогический. Материалы этого семинара мы надеемся выкладывать в открытый доступ. Очень надеюсь, что наши коллеги из «Содружества», из отдела по делам молодежи примут участие в этом семинаре, и мы сможем то, что есть, обобщить, проблемы эти аккумулировать и поделиться со всеми пользователями всемирной Сети.
Беремеш:
- У меня есть такой пример. Сейчас стартует второй этап такого молодежного социального проекта «Бабушкина грядка». Его цель – установка теплиц в домах престарелых, чтобы люди, которые проживают в этих интернатах, могли бы заниматься своим любимым делом. Мы сейчас ставим эти теплицы в Ивановской области. И там есть очень интересный проект «Связь поколений». Мы вот эти теплицы ставим не в домах престарелых, а впервые ставим в приюте для молодых мам. Есть такой приют, там молодые мамы, оказавшиеся в сложной ситуации, без жилья, они туда приходят, им оказывают и психологическую помощь, и дают крышу над головой, дают возможность трудиться, работать. И там есть такой проект – «Связь поколений». Пожилые женщины приходят, бабушки, которые накопили за свою жизнь тот необходимый опыт воспитания детей. Они помогают этим молодым мамам воспитывать детей. Это социальное учреждение при Ивановской митрополии, понятно, что туда приходят православные женщины. В таких традиционных христианских вопросах они ознакомлены и помогают этим мамам, которые зачастую только на подступах к вере, вести правильно хозяйство и воспитывать детишек. Не все, что связано с финансовыми вложениями, дает возможность воспитать хорошо ребенка.
Першин:
- У нас есть в Евангелии удивительные слова Христа о том, что дистанция между нами и Богом это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. Когда мы начинаем заботиться о ком-то, вдруг в нас обнаруживается удивительная радость, непонятная легкость, свет, внутренняя свобода. И оказывается, что можно то, что раньше даже в голову не приходило.
Мне бы хотелось напомнить вопрос нашего сегодняшнего эфира. Есть ли будущее у нашей молодежи?
Мне бы хотелось предложить сейчас вернуться к вопросу, который мы затронули. Виктор Цой. Помните его песню «В наших глазах», вот эти слова о том, что в наших домах шел снег. Ощущение такого сквозняка, о котором говорил Алексей, который действительно выдувает все человеческое, одиночество в мире людей. Александр Зиновьев, был такой советско-русский философ, не так давно он ушел из жизни, он говорил о человейниках, что мы живем не в муравейниках, а в человейниках. И нам поэтому очень плохо в таких человейниках. Но вот на выходе из эпохи Советского Союза было ощущение такой нарастающей катастрофы и пустоты. А что изменилось за эти годы?
Беремеш:
- Я не совсем застал то время, я тогда был еще достаточно маленький. Виктор Цой правильно сказал, на мой взгляд, когда мы неосознанно идем по жизни, идем без Бога, то в наших душах сквозняк, в наших умах, в наших семьях порой.
Першин:
- Мы хотели пить, не было воды, мы выходили и пили воду из луж. Точная метафора.
Беремеш:
- Жизнь такая, что если мы ее чем-то не наделим правильным, то нам будет очень плохо и холодно в этой жизни.
Кранин:
- Я застал Виктора Цоя и даже лично присутствовал на концертах. Сейчас очень похожие времена. Я как-то откладывал этот русский рок конца 80-х – начала 90-х. Это не только Цой, это «Телевизор», «Аквариум», это множество тревожных песен.
Першин:
- Давайте попросим поставить песню «Титаник». Это группа «Наутилус Помпилиус», Вячеслав Бутусов, на стихи Ильи Кормильцева. Как раз мы говорим о тревожных песнях. Мне кажется поэтика катастрофы, ощущение надвигающегося конца, причем конца не внешнего, а внутреннего, она в этой песне отражена.
«Титаник» - образ мира, на который надвигается катастрофа, который сам в эту катастрофу входит всеми своими мощностями. И секретные карты, которые нас отсылают в 30-е годы, когда были приняты некоторые секретные решения, и многое другое. Вы, Алексей, начали говорить, как современник той эпохи, о том, что эти песни значат, что они говорят нам сейчас.
Кранин:
- Глубокий смысл песен в принципе не поменялся.
Першин:
- То есть «Титаник» плывет.
Кранин:
- Да. Понимаете, это вечное сомнение, вечное движение. Я еще раз повторюсь, песни снова становятся актуальными. Тревожность нарастает. Я знаю, что очень много молодежи пришло обратно в эту рок-культуру начала 90-х.
Першин:
- То есть новое поколение туда уходит?
Кранин:
- Да.
Першин:
- Скажем, «Би-2», «Ленинград», всякие отмороженные песенки не вызывают такого интереса?
Кранин:
- Я не называю их отмороженными.
Першин:
- Я не говорю, что они все отмороженные.
Кранин:
- У них свои песни, свои мотивы. Но возвращается это, и появляются, кстати, новые группы, которые поют в сходных течениях, они тоже несут какие-то слова, какую-то тревогу. Действительно, это симптоматично. Мы идем как бы на очередной перелом. Хотя, с другой стороны, когда я в 80-е годы раскрыл глаза, смотрел на все, что происходит, я сейчас воспринимаю это как естество. Мы живем в сложном мире.
Першин:
- Получаются поразительные вещи. Вроде и культура потребления, и всё есть, голода уже нет в стране, а внутренняя тревога нарастает. Что это значит? Это означает, что человек не равен собственной биологии, что у него помимо биохимии тела, импульсов, рефлексов еще и душа, внутренний мир. И в этом внутреннем мире могут происходить вещи, обратные внешним. Снаружи вроде все благополучно, сыто, а внутри тоска. А это означает, что у человека душа есть.
Кранин:
- Получается, наелись. Знаете, гаджетомания. Новая модель телефона – и мысли у большинства детей, подростков: выйдет новый телефон, когда он появится в России? Это первый вопрос. А второй вопрос: когда мне его купят родители?
Першин:
- И мы за ценой не постоим.
Кранин:
- Да. Мы будем самыми умными, добрыми, красивыми и лучшими детьми. Но наедаются уже многие. Многие понимают, что это уже доходит до абсурда.
Першин:
- То есть возникает выбор между разными моделями, разным электронным барахлом, но выбора между землей и небом у человека уже почти нет.
Мы говорим о том, что мир, в котором мы находимся, и 20 лет назад, и сейчас вызывает ощущение пустоты. Что это означает? Это означает, что у человека болит душа, что она, во-первых, есть у человека. Первая задача работы с нашими детьми, молодежью – познакомить их с этим странным существом по имени душа, которая есть в нас. А это означает, что мы не равны с собственной жизнью, с собственной биологией, что мы не проваливаемся в это время, что есть то, что прочнее времени. А стало быть, есть повод задуматься об этом.
Мне хотелось бы сейчас послушать песню Виктора Цоя «Нам с тобой» из «Черного альбома». Я предлагаю нашим слушателям послушать и подумать над тем, насколько жуткий мир предстает перед нами, мир такой тотальной мнимости, фальши, неправды, мир, который не является настоящим.
Наверное, еще одна сложная проблема наших дней - это разные формы манипуляций человеком, сознанием человеческим. Об этом поет Цой, что мир, в котором мы живем, не похож сам на себя, камни похожи на мыло, рыба проходит сквозь сеть, мне не нравится то, что здесь было, мне не нравится то, что здесь есть. Поздний Цой никаких радужных перспектив не видел в этом послеперестоечном российском новом обществе. Проблемы остались те же. И к ним добавилась еще постоянная форма манипуляций, когда человеку говорят одно, хотят другое, думают при этом третье. Такое расщепление людей внутри себя, снаружи, конечно, вызывает диссонанс.
Мне бы хотелось в этой связи предложить поговорить о том, что мы можем сделать сейчас и здесь. Понятно, что надо начать называть вещи своими именами: ложь – ложью, грех – грехом, распад – распадом. Но помимо распада, лжи, этой расколотости должно быть и некоторое собирание человека. Должен быть путь пересозидания. Ведь катастрофы были всегда. Вспомним феодальную Русь. Пришли татаро-монголы, князья друг друга предавали, продавали. Вспомним эпоху Петра I, что творилось на Руси. Я уже не говорю про 17-й год и последующие десятилетия. Но люди остались людьми. Многие люди пережили тяжелейшие какие-то эпохи и остались людьми. Что дает силы? Как нам вернуться к себе самим? Как нам найти мир, гармонию, свет, чистоту? Как выйти навстречу этой радости? Потому что эта радость есть. Я думаю, что это такой важный для нас разговор.
Кранин:
- Что касается манипуляций. Действительно, в последнее время очень стало трудно отделить правду от лжи. То есть поток информационный идет, не контролируется. Особенно мы это видим хорошо ВКонтакте, в социальных сетях, когда сообщения, информация непроверенная передается из уст в уста, как говорится. И многие этим пользуются. Плюс еще такое сообщение мы усугубим фотографией. Вот недавно прошедшая ситуация, когда пожилая женщина в переходе торгует платками, рассказывают такую слезливую историю, люди откликаются, идут, покупают эти платки. А потом выясняется, что это не совсем правда. В принципе помогли пожилому человеку здорово. Но чувствуется манипуляция – нужно было продать платки побыстрее. Это такая сложная история.
Першин:
- Это хорошо или плохо – то, что побежали платки покупать?
Кранин:
- Это хорошо. Но плохо то, что за этим пошло разочарование. Посты в социальных сетях были нелицеприятные. С другой стороны, в психологии говорят, что любая манипуляция имеет эффект маятника. Если манипулируют вами, то через какое-то время вы будете манипулировать теми, кто манипулировал вами. То есть те, кто это делает сейчас, они должны понимать, что завтра они станут жертвами манипуляциями. Я предлагаю задуматься, прежде чем манипулировать.
Беремеш:
- С другой стороны, мне кажется, что то, что манипулируют именно молодыми ребятами, девушками, тут есть свой положительный эффект в том, что детьми, молодежью есть возможность манипулировать. У нашей молодежи еще не испорчены души, не испорчено сознание. Попробуйте манипулировать каким-то чиновником серьезным или бизнесменом. Да он вас раскусит в первую же секунду. А вот молодежь у нас еще достаточно безгрешная. И если удается ею манипулировать, значит, у нас еще не все потеряно.
Першин:
- У нас-то потеряно всё, вот у нее не всё потеряно.
Я знаю, Костя, что у вас проходит очень интересный проект, такой цикл встреч, вечера общения, где приходят ребята со всей Москвы, там есть священники, которые готовы общаться. Расскажите, как это возможно. Потому что общение глаза в глаза многие вещи ставит на свои места.
Беремеш:
- У нас есть несколько моментов общения. Проходят дискуссионные клубы, где молодежь общается.
Першин:
- Как попасть туда, найти вас? Это стоит каких-то денег?
Беремеш:
- Нет, это бесплатно абсолютно. В Синодальном отделе по делам молодежи есть возможность обратиться туда.
Першин:
- И вы курируете этот проект?
Беремеш:
- Да. Вообще многие занимаются сейчас при православных организациях, при церквях дискуссионными клубами, какими-то площадками интересными диалоговыми. Там собирается молодежь, обсуждают проблемы.
Першин:
- Расскажите о вашем проекте.
Беремеш:
- Я как раз и делаю один из дискуссионных клубов. Это при библиотеке Светлова, она находится на «Маяковской». И как раз там проходят встречи молодежи со священниками.
Першин:
- Насколько я знаю, это называется «Доминанта».
Беремеш:
- Да, это клуб «Доминанта». Каждую первую пятницу проходят эти встречи. И молодежь активно участвует. Есть возможность высказаться, понять, что не так в нашей жизни, пообщаться со священниками.
Першин:
- Вечера, которые вы проводили, о которых даже писала «Комсомольская правда».
Беремеш:
- Это так называемый вечер встречи православной молодежи. Один из последних вечеров проходил на площадке «Суперпляж». Поэтому много дискуссий пошло в прессе.
Першин:
- Расскажите, что было там, как происходила эта встреча.
Беремеш:
- Заранее мы планировали встречу для православной молодежи. Дело в том, что в современном мире ребятам с чистой душой, воспитанным в добропорядочной семье, очень сложно найти себе друзей. И мы решили эту проблему им помочь решить, собрать эту молодежь, пригласить не просто на чаепитие, но провести творческий вечер. То есть пригласить музыкантов, дать возможность представителям молодежи самим что-то сыграть, исполнить, почитать стихи. И мы долго искали площадку. Сложно найти большую площадку, чтобы вмещалось большое количество людей. Нашли площадку «Суперпляж».
Першин:
- Это где находится?
Беремеш:
- Это находится в Строгино. Мы ее планировали достаточно давно, но не учли один момент. Что в этот день проходил молебен возле храма Христа Спасителя. Люди туда пришли в связи с празднованием 200-летия победы под Бородино. Там служил Святейший Патриарх Кирилл.
Першин:
- Насколько я знаю, молодежь, которая пришла туда, потом пошла к вам. И эта тема патриотизма тоже поднималась. Мне кажется, что очень хорошая идея такие встречи проводить. Будут далее такие встречи проходить?
Беремеш:
- Да, я думаю, что будут встречи.
Першин:
- Где об этом можно узнать?
Беремеш:
- У нас есть сайт. Если мы забиваем в поисковике «православная молодежь», то он первым выходит.
Першин:
- Мы начали говорить о манипуляциях, но надо сказать, что манипуляциям подвергались люди и в советскую эпоху, и сейчас тоже мы видим это. В советскую эпоху это было грубее, сейчас это тоньше, но и тогда, и сейчас мы находили противоядие против любых манипуляций. Мне бы хотелось предложить одно из таких противоядий. Это песня Высоцкого, называется она «Песня про вепря».
Мне бы хотелось еще одну тему затронуть. У нас XXI век на дворе, глобализация, информация перетекает совершенно свободно из одного сосуда в другой. И вот сейчас мы видим, что очень большой становится дистанция, пропасть между людьми, разделенными интернетом. С одной стороны, можно общаться со всеми в течение секунд, выложив сообщение в какую-то социальную сеть, а с другой стороны, мы забываем, как люди выглядят, как звучит их голос. Конечно, даже интернет, какие-то ролики не заменят живого человеческого общения. И вот в этой связи мне кажется очень важным не просто напомнить о том, что у человека есть душа, но и напомнить о том, что у этой души есть некоторый путь. Это путь к радости, путь к счастью, к миру, к тишине, к Любви с большой буквы. И вот здесь, мне кажется, нашими союзниками становятся не только барды, не только русский рок, но и великие русские поэты, причем всех эпох (и наших дней). Я могу назвать, скажем, Тимура Кибирова. Наверное, у каждого есть в жизни имена, события, внутренние переживания, которые могли бы кому-то помочь, подсказать выход. И в нашем мире есть свет, другое дело, что нужно научиться его различать.
Беремеш:
- Порой в современном мире сложно достучаться, что называется, до сердец нашей молодежи. Правильно вы заметили, что в век современного глобального интернета мы сидим по своим норкам и, общаясь через социальные сети, не видим самого главного – глаз собеседника, не чувствуем его души.
Обращаясь к проектам молодежи, могу сказать, что молодежь сама себе выдумывает некие проекты. Вот есть прекрасный проект «SMS от епископа». Это SMS от епископа Бронницкого Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи. Молодежь обратилась к владыке с просьбой сделать какой-то интересный проект и предложила идею создать такую SMS-рассылку, где, подписавшись на эту SMS-рассылку, любой желающий может получать непосредственно от владыки поздравления с крупными православными праздниками, получать интересные анонсы о готовящихся внутрицерковных мероприятиях, получать на свой мобильный телефон информацию о ближайших богослужениях. Эта молодежь как раз и выходит к нам навстречу, для того чтобы мы могли ее понимать ее новую интонацию, ее новую жизнь. Жизнь нашей молодежи сейчас находится в веке информации.
Хочу заметить, что этот информационный проект «SMS от епископа» поддержал Святейший Патриарх Кирилл. И когда мы ему направили такое прошение поддержать, он сразу же поддержал, даже не задумываясь. Потому что уж кто-то, а наш Святейший Патриарх понимает, что молодежи нужно идти навстречу. Потому что если мы сейчас не пойдем ей навстречу, ей пойдут навстречу какие-то злые силы и уведут ее сами знаете в какие дебри.
Першин:
- Алексей, вам, наверное, памятны в те, еще советские годы, эти бодрые лозунги, призывы. Нас убеждали все, тогдашний генсек Горбачев, и те, кто был до него, в том, что лучше, глубже мы движемся вперед. Сейчас нас тоже убеждают, что все меняется к лучшему, что все реформы приносят пользу. Мы видим, как сворачивается в московском образовании та самая воспитательная часть, все меньше досуговой работы. Многие организации вынуждены уходить из школ, их выдавливают фактически из школ. И понятно, что нам приходится выживать и отстаивать не только свои ценности, но и своих собственных детей защищать. Меня очень пугает перспектива такой глобальной унификации детских движений в России. С этой инициативой выступает ряд чиновников федерального уровня. Я очень надеюсь, что сохранится многообразие, то многоголосие, о котором пел Юрий Визбор. Кстати, эта песня была им написана в память о церковном хоре, в котором Юра, тогда еще мальчик, пел, будучи совсем маленьким. Бабушка у него была верующая, он тоже через ее опыт веры приобщился к великой церковной традиции. Надо сказать, что все те, кого мы сегодня слышали, так или иначе, подходили к этим смыслам, некоторые пришли в церковь, живут этой удивительной внутренней жизнью, некоторые очень близко подошли.
Мне бы хотелось спросить вас, а что делать нам, общественным организациям, как нам дальше строить свою жизнь при всех сложностях, проблемах, которые чиновники нам иногда создают?
Кранин:
- О лозунгах. Было бы удивительно, если бы были какие-то лозунги негативные, что все плохо. В принципе общественный сектор у нас был всегда в особом состоянии, это всегда остаточный принцип. Со времен, когда была пионерия, общественный сектор, занимающийся детьми, был всегда вторичен, может быть, третичен даже. Многие чиновники вообще говорят о его бесполезности. Что делать нам, людям, которые занимаются воспитанием, общественной деятельностью? Продолжать работать.
Першин:
- Может быть, поставить вопрос, зачем нужны общественные организации. Вот моя точка зрения, из опыта нашей работы, с нашими подростками – это вопрос мотивации. Когда подросток понимает, зачем он живет, чего он хочет, и что ему дают навыки, умения, которые он получает и в организации, и в школе, и вообще вокруг себя и внутри себя, тогда ему уже даже не нужны какие-то специальные контролирующие инстанции, у него появляется внутренний навигатор. Он понимает смыслы, он видит цель, он сам перед собой ставит задачи и достигает их. По сути, это такая автономная боевая единица. Может быть, не боевая, а просто это личность, которая сама живет здесь, на свои плечи возлагает судьбу родителей, друзей, которым надо помогать, в будущем, может быть, жены или мужа.
Но это совершенно не вписывается в концепцию управляемости, прогнозируемости, предсказуемости, такого квадратно-гнездового даже не воспитания, а форматирования нашей молодежи, которое мы наблюдаем иногда в привластных движениях каких-то. Это было и в комсомоле, и в пионерских организациях. Мне хотелось бы в этой связи просить, как вам кажется, есть смысл? Понятно, что всех мы не сможем в наши организации позвать. Вот 40 тысяч. Но в Москве несколько сотен тысяч ребят. Есть ли смысл вообще в этой работе. Может быть, надо сдаться? Чиновники победили, они всегда побеждают, у них и денег больше, и власть у них на руках.
Кранин:
- Нет. Во-первых, давайте не будем демонизировать чиновников. Это личное отношение чиновников, педагогов.
Першин:
- То есть надо разговаривать?
Кранин:
- Надо разговаривать, надо работать. Кстати, в первую очередь надо обращаться к родителям. Потому что сейчас родители поставили во главу угла учебу, а о воспитании забыли. А потом, когда родители остаются одинокими, дети их бросают, начинают манипулировать родителями, чтобы продать их квартиру, или как-то вытеснять, они говорят: почему так получилось? А все очень просто. Дело в том, что воспитание это то, о чем родитель тоже должен заботиться. С одной стороны, сам как первооснова, семья, а с другой стороны, он должен думать, куда привести своего ребенка. Есть общественные организации. В одном «Содружестве» 467 объединений, которые по Москве разбросаны. Можно найти.
Что касается объединений. Что такое общественное объединение? Да это социализация, то есть место, где ребенок учится жить.
Першин:
- То есть он входит во взрослую жизнь не через подвалы и чердаки, тусовки непонятные.
Кранин:
- Да. Он учится быть ответственным. Начинают с того, что ему поручили разжечь костер. Уже ответственность. Или поручили сходить, доставить поздравление ветерану. Ответственность.
Першин:
- Задача предполагает планирование. Надо продумать. Чтобы разжечь костер, надо взять спички, надо взять топор, надо уметь разжигать костер, то есть научиться.
Кранин:
- Я уверен, что есть в Москве и в России люди, которые заботятся об этом и думают об этом. У нас недавно прошла международная конференция по вопросам деятельности в интересах детей. Там собиралась общественность со всей России. Есть люди, есть регионы, где очень сильно это поставлено. Знаете, я оптимист. Да, кризис, но посмотрите, несмотря ни на что, есть очень много хороших детей, есть чистые души, чистые помыслы. Я могу привести огромное количество чистых дел.
Першин:
- Есть очень много хороших педагогов.
Кранин:
- Да, и педагоги остались, слава богу. Но их, кстати, стало меньше.
Беремеш:
- Хочется сказать пару слов в защиту наших чиновников. Не всех, конечно, но некоторых. Вы же помните, несколько недель назад наш председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий встречался в Краснодарском крае с Президентом России Владимиром Путиным. Кстати, сейчас курс набирает свои темпы на культуру, патриотизм и волонтерство. Вспоминая комсомольский опыт… У них была культура, был патриотизм, было даже добровольчество. Но у них не было, наверное, самого главного – духовности, духовно-нравственного воспитания. Кстати, нравственность откуда появляется? От духовности.
Першин:
- При этом я напомню, что Владимир Путин буквально несколько месяцев назад очень советовал нам всем не создавать православный комсомол.
Беремеш:
- Именно комсомол, куда загоняют…
Першин:
- Вот это его пожелание, я думаю, нам тоже надо учесть. Мне кажется важным, что во многом благодаря этой работе, причем не только православных организаций, а всех общественных организаций в России, я надеюсь, как-то удалось достучаться до самого верха и сказать о том, что эта общественная работа, детские организации, походы, лагеря – это важно. Но очень важно при этом, чтобы этих иллюзий, утопий, что вот сейчас нам дадут денег, уделят внимание, и сразу все само собой наладится. Нет, ничего само собой не бывает, ни за какие деньги вы не купите любовь. Если нет взрослых, которым это интересно, никакими деньгами их создать нельзя. Поэтому мне кажется, что старый рецепт «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - ну, не дают нам финансирование, выдавливают из школ, значит, надо создавать, организовываться по другому принципу, через «Содружество», в которое можно войти и вступить, создав организацию. Не обязательно иметь юридическое лицо, она может быть просто общественной организацией. Есть Синодальный отдел по делам молодежи, есть миссионерская комиссия города Москвы.
Я перечислю проекты, которые мы за этот год запустили. Это поддержка беременных, матерей, называется «Аист на крыше». Мы несколько раз в году собираем помощь, встречаемся и призываем всех не только несколько раз в году, а каждый раз, когда мы видим будущую маму, ей помочь всячески.
Это конкурс «Серебро Рождества», в котором могут участвовать все дети. Это библиотека замечательная Светлова, с одной стороны, замечательная писательница Ольга Першина, она живет в Петербурге, вместе с нашей комиссией мы этот проект создали, он уже не первый год идет, в этом проекте участвует много регионов. В том году было 10, в этом году, думаем, будет больше. Дети пишут по адресу на сайт «Серебро Рождества», присылают стихи, песни, рассказы, рисунки, фотографии. Там много номинаций. Мы стараемся всех поблагодарить. Мы проводим конкурс, там есть две номинации – великолепные и прекрасные работы. Потом идет программа «Православные следопыты», другие организации общественные, где подросток может сам и костер разжечь, и дров нарубить, и еду приготовить, вскипятить воду. И потом, освоив эти навыки, отдать детским домам. И потом начинаются молодежные проекты. Это и «Отчий край», поездки краеведческие по всей России, уже много лет это идет. И программа «Общее дело». Это студенты собираются, восстанавливают храмы на северах русских. Там замечательные священники этим занимаются. В Архангельской области, в епархии это делается и некоторых других.
Мы начинаем сейчас миссионерские курсы, которые открыты не просто для всех, кто придет на них. Но мы будем выкладывать их в интернет, будет онлайн-трансляция. Мы надеемся услышать там очень интересных людей, таких как протоиерей Алексей Уминский, дьякон Андрей Кураев и многие другие, кто слышимы, значимы для России сейчас, чтобы люди могли и педагогический опыт, и понимание того, что с нами происходит, со страной происходит, из первых уст услышать и принять. И, может быть, не согласиться и возразить. Это и есть то, что называется диалог или общение.
Мне бы хотелось предложить послушать песню, которую исполнят Сергей и Татьяна Никитины. Она называется «Снег идет». Стихи Бориса Пастернака. Это стихотворение поразительно тем, что человек, живший в очень сложную эпоху, страшную эпоху (это и репрессии, и война, и запрет печататься и даже мыслить), сумел в этих вроде бы простых стихах передать, наверное, самую главную тайну и радость христианства. То, что какими бы грязными, измученными мы бы не были на этой земле, грешными, Бог нас любит, какими бы мы ни были, и приходит к нам не в таком грозном блеске и всеоружии, а приходит как один из нас. У Пастернака есть знаменитые слова, что крадучись, играя в прятки, сходит небо с чердака в образе такого чудака, в заплатанном салопе. Один из нас. Вот и небо, которое приходит сюда с этого самого чердака, с удивительной высоты сюда, в наш мир, и рядом с нами пребывает. И настолько близко, мы даже сами не подозреваем, насколько рядом Господь с нами. Вот это, наверное, самая большая надежда для всех нас.
Кранин:
- Будущее у молодежи есть. Хочу пожелать, дорогие друзья, когда вы хотите что-то сделать детям, подумайте, что вы сами были детьми. И это направит вас в нужное русло.
Беремеш:
- Хочу добавить, что мы все идем в ногу со временем, но, тем не менее, чтобы мы все с вами, наше молодое поколение не забывало о самом главном – о Боге и о тех близких, ближних, которые нас любят, которых мы тоже должны любить.
Першин:
- Нам кажется, что мы должны потихоньку забывать о том, что кто-то за нас будет что-то делать и в нашей жизни, и в чужой жизни, надо брать на себя ответственность и за себя самих, и за наших ближних, и за свою страну, и за вечность, к которой все мы идем.
<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>
Вернуться к архиву
Добавить комментарий или Задать вопрос
Имя*:
E-mail:
Комментарий:
* Звездочкой отмечены поля обязательные для заполнения
Ирина:
19.10.2012, 16:41
"Так или иначе, мы видим пустые детские сады..."??? это где? детских садов катастрофически не хватает повсеместно!
Ответить
Олегу Табакову предъявили обвинения в гибели Марины Голуб
УМЕР звезда юмора и смеха... Мы больше не услышим его шуток!
Вот какую красотку берет в жены внук Пугачевой!
Мужчина не представлял, что он был женат на… Пугачева снова всех поразила, такого от звезды не ждал никто Истинный возраст Леры Кудрявцевой потрясет вас
Загружается, подождите...
7 примет неудачника
От инсульта скончалась знаменитая актриса
Никто не ожидал, что девушка наедине с собой сделает такое
Тайна бермудского треугольника разгадана
Тело настоящей русалки попалось ученым