• Авторизация


О заплатках на салопе чудака 23-09-2012 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


http://www.pravmir.ru/ikony-na-chashkax-tarelkax-m...chestie-ili-koshhunstvo-opros/

Чашки, тарелки, ковры, футболки, браслеты с изображениями Бога, Божией Матери, святых — это иконы или сувениры? Можно ли наносить на футболки цитаты из Священного Писания? Где проходит грань между проповедью Христа и кощунством? Отвечают священники, иконописцы, искусствоведы.

[........]

Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии Московской епархии:

Любое напоминание о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу

- Казалось бы, религиозная интуиция подсказывает нам, что святыня предполагает бережное, трепетное к ней отношение, что она может оскверниться, соприкасаясь с падшим миром людей. Даже святой человек немощен и грешен, если мерить его меркой Творца, что уж говорить о нас.

Вот почему в византийской и древнерусской иконографии даже святители держат Евангелие не непосредственно руками, а через плат. А в Российской империи было запрещено размещать на обложках лики Спасителя или Богородицы именно потому, что книги берут руками, что они могут попасть неизвестно куда.

Но, если говорить языком Аслана из «Хроник Нарнии», в христианской традиции, оказывается, существует еще «более древняя магия». Как бы нам ни хотелось по-человечески обезопасить Небо от нашей нечистоты, оно не боится и не гнушается мира людей, оно само приходит на землю, причем в самую распутицу, и до конца дней остается с нами на этой вязкой земле. Пастернак писал об этом так:

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Христос сравнивает Царствие Божие с сокровищем, зарытым в земле, пока его не найдут, с зерном, брошенным в землю, чтобы оно там, в грязи и навозе, проросло. Более того, Он говорит об этом с блудницами, мытарями и грешниками, за что Его обвиняют книжники и фарисеи. Обратная перспектива Евангелия понуждает нас не спешить отгораживать сакральное от профанного. Никто не знает, где, когда и как обратятся ко Христу нынешние Матфеи, Савлы и Марии Магдалины.

Тем самым любое напоминание о правде Божьей, о Евангелии, о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу. И дело здесь не в том, что благочестивее на футболке – надписи или картинки? Вопрос в другом – в уместности, в качестве, в стиле. Все самое святое можно исказить и опошлить и, наоборот, в самом, казалось бы, далеком от христианства измерении можно обнаружить ростки добра.

В конце концов, в церковной лавке можно приобрести любой предмет церковного обихода. Во многих фильмах есть сцены в храме, для съемок которых облачения покупают; бывает, что и строят и храмы-павильоны, как в фильме «Остров». Не всегда эти сцены соответствуют канонам, церковному этикету, нашим ожиданиям, но это не повод отказаться от храмов, облачений или сосудов как таковых. Проблема не в облачениях, а в сценаристе и в режиссере: захотели ли они разобраться глубже, грамотно ли сняли сцену?

Людям свойственно населять пространство, в котором они живут, близкими им смыслами и символами. И, конечно, декоративным блюдцам с изображением храма или иных дорогих нашему сердцу святынь место на стене, а не на обеденном столе, равно как и подобным коврам место не на полу.

Безусловно, встречаются аляповатые и бесталанные поделки. Но почему из этого должен следовать тотальный запрет на искусство? Ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Даже неудачная попытка принести в наш мир красоту – это все же попытка, это опыт, пусть на данном этапе отрицательный. Нужны были поколения иконописцев, чтобы миру явились Феофан Грек и Андрей Рублев.

Резные каменные кельтские и армянские кресты (хачкары) когда-то тоже рождались в творческом поиске, привившем языческие художественные приемы к древу христианского благовестия. И кто может гарантировать, что и в наши дни после тысяч и тысяч попыток не будет создан шедевр? Кто мог бы предположить, что советско-российская мультипликационная школа, никогда не работавшая в жанре евангельских экранизаций, даст миру гениальный фильм Михаила Алдашина «Рождество»?

Иными словами, в вопросах искусства, творчества, а уж тем более — дресс-кода или домашней обстановки (вспомним подвижников, обходившихся и без одежды и без крыши над головой) общих рекомендаций дать нельзя. В каждом случае надо разбираться отдельно. Как говорят англичане, it depends.

и. Дм. (Першин)

[........]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (27):
olshananaeva 23-09-2012-19:40 удалить
Как изящно Вы, по-английски-то в конце.
А,значит, браслетики с иконками должны помочь родится новому Рублеву? Это не кощунство? Не бескультурье?
23-09-2012-19:55 удалить
Здравствуйте!

А мне нравится, когда люди носят кольцо с Христианскими словами на пальце. Как бы обручальное кольцо с Христом Богом. Мне кажется, что Богу это тоже нравится..............

+++ IHM
dmpershin 23-09-2012-20:02 удалить
olshananaeva, ну да, а что хорошего может выйти из "Ну, погоди!"?
А вышло "Рождество" Михаила Алдашина.
К слову, Минуций Феликс, апологет второго века, обличал язычников за то, что они используют в своих обрядах ладан, воскуривая его.
Про аляповатость и бесвкусицу всё написано в моей статье.
Возвращаясь к Вашей реплике, как говорила Морфеусу Ниоба ("Матрица"): Что-то меняется, но что-то остается неизменным.
:))
olshananaeva 23-09-2012-20:02 удалить
Ответ на комментарий # Я про вульгарнейшие браслетики из икон, а не про кольцо я молитвой, уважаемый Аноним. В отношении кольца я с Вами согласна.
olshananaeva 23-09-2012-20:05 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Вы привели пример инкультурации христианства в традиции религий поздней античности. Какое же к этому имеет отношение браслетик из византийских икон? Это понижение, профанация, а не инкультурация. Кроме того, мотивация носящих его весьма низка - "это мой оберег".
olshananaeva 23-09-2012-20:05 удалить
Из "Ну, погоди!" вышел хороший мультик, причем тут Рождество? Не поняла Вас.
olshananaeva 23-09-2012-20:07 удалить
К слову, про англичан. Они не говорят: "its depends on". Они говорят - "(Well), it depends. Вы не сильны в Present Simple и в управлении глаголов. После предлога on идет существительное. Если его нет, то фраза бессмысленна.
dmpershin 23-09-2012-20:09 удалить
olshananaeva, что общего между "Ну, погоди" и гениальным рождественским мультиком? - ремесло мультипликации. А насчет вкуса, стиля и качества - всё сказано.
olshananaeva 23-09-2012-20:10 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Мультипликация - это не поделки южнорусских мастеров, лепящих иконы подряд на ниточку.
olshananaeva 23-09-2012-20:11 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Да не только очепятка - там две ошибки :) Лучше пишите по-русски - мы все поймем.
olshananaeva 23-09-2012-20:16 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Вот Вам и :))
dmpershin 23-09-2012-20:22 удалить
olshananaeva, а чем лучше фрески и иконы с изображениями старца, подписанного "Богом - Отцом"? Безобразные поделки не отменяют уместных. Неканонические или бездарные иконы не упраздняют иконописания как такового. Заборное похабство не перечеркивает высокую русскую словесность, Барков не аннигилирует Пушкина, а Киркоров - Шевчука.
olshananaeva 23-09-2012-20:23 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Значит, все-таки браслетик ( а я пр браслетик ) - вульгарно и безобразно? Рада, что и Вы так считаете.
А то, что он упраздняет иконы... ну, Вы знаете, кишка тонка у такой поделки - иконы упразднить.
dmpershin 23-09-2012-20:29 удалить
olshananaeva, я не видел этой поделки, не берусь судить. Я говорю лишь о том, что безобразие возможно везде, в любом жанре. Но ведь и добро и красота также возможны везде, но последнее встречается реже (как всё хорошее).
olshananaeva 23-09-2012-20:30 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Не видели?! Да Вы что! Вы много потеряли! Видимо, в стольном граде очень хороший духовный климат ( впрочем, я видела этот браслет и на руках москвичей).
dmpershin 23-09-2012-20:31 удалить
olshananaeva, полагаю, не так уж много :))
olshananaeva 23-09-2012-20:33 удалить
Ответ на комментарий dmpershin # Нет, порядком :)) На юге России это уже становится традицией. Инкультурируется, так сказать. Печально это. Дикость это.
presviteros 23-09-2012-22:23 удалить
Есть еще одна грань проблемы: спрос рождает предложение. И многим собратьям проще в лавки выставлять подобный товар, чеи трогать этот нарыв. Мамона тут хозяйствует. Культ попсы перемелет и этот пласт. Скоро дойдем до освященного пирсинга с благочестивыми надписями. Должно быть у Церкви в асенале кроме пластырей и грозное груш не рушь и яблок не трожь". Это в первую очередь повышение культурного уровня глав общин, с пастырским вразумлением от епископа. Хотя с трудом верится: сколько покойный Патриарх приложил усилия по вразумлению клира о недопустимости фиксированной платы за требы, а воз и ныне там. А уж обуздатья ярмарочный дух и того сложней. Так что вся надежда отче, на твой слог, и необтекаемые формулировки при затрагивании злободневного в Церкви. На всех не потрафим).

P.S. Листовки по Бородино получили, спаси Хртстос, очень тепло сделаны.
presviteros 23-09-2012-22:25 удалить
пишу пальцем с кпк, за ошибки не судите, а то смотрю, тут не забалуешь))
KPbJCA 24-09-2012-01:59 удалить
olshananaeva
Не видели?! Да Вы что! Вы много потеряли! Видимо, в стольном граде очень хороший духовный климат ( впрочем, я видела этот браслет и на руках москвичей).
Опасаясь получить моральный "ушат нечистот" в свой адрес, всё же рискну выступить в защиту пресловутого "браслетика", упомянутого Вами как "вульгарного и безобразного". Да, носила и очень долго. Мне его привёз сын из одной поездки с БПС. Кстати, купил он его на территории какого-то монастыря, но это к делу вообще не относится, просто к слову пришлось. Так вот, про Браслет. Носила с любовью. Во-первых, сын привёз, хотел меня порадовать (и это у него получилось). Во-вторых, нет, тоже во-первых, на браслете иконы Спасителя, Богородицы, Николая - любимые мною. Для чего людям иконы? Это же не фотографии Бога. Я думаю, что глядя на них людям проще обращаться к Богу, представляя себя пред Его лицом, как бы со-беседуя с Ним. Так вот, нося на руке браслет с этими иконами, я как бы имела маленький, портативный (ой, вот только не бейте меня) иконостас. И каждый, даже случайный, взгляд на иконы на нём, побуждал меня лишний раз (ой, лишний ли?!) прочитать про себя молитву. Пусть даже самую короткую: "Господи, помилуй!". И вообще, напоминал о Боге.
olshananaeva
Кроме того, мотивация носящих его весьма низка - "это мой оберег".

Да, "оберег". Как, например, в машинах у водителей. Не берусь судить высока их и моя мотивация или нет. Возможно, что Вам действительно виднее. Но я искренне надеюсь, что ни чем не оскорбила Создателя, надев на руку браслет с иконами, любовно подаренный мне сыном и с благодарностью носимый мною. А когда я встречаю в метро людей с подобными браслетами, я невольно проникаюсь к ним симпатией, как к православным людям, не стыдящимся своей веры. И, как писал выше dmpershin, Любое напоминание о Христе оправданно, если оно хотя бы кому-то поможет повернуться к Небу Надеюсь, я правильно поняла. Простите, если задела или обидела.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

dmpershin 24-09-2012-10:17 удалить
Ответ на комментарий presviteros # presviteros, спасибо, отче, но сразу скажу, что в бородинской листовке от нашей комиссии - лишь упоминание о ней. Всё остальное, включая текст, оформление и печать тиража, сделано одним замечательным московским приходом, просившим его не называть.
Насчет спроса - невозможно настроить инструмент без камертона, в нашем случае, без духовного сословия. А система духовного образования эту проблему не решает. Почти каждый месяц вожу студентов и следопытов в Третьяковку в зал древнерусской иконописи. Студентов семинарий не встречал там ни разу, духовенство в количестве более одного человека - однажды - это были гости из Греции. Отсюда странные росписи, странный выбор при закупке товара, и постепенная мутация русского православия. С чем сравнить? - с Грузией, в которой, полагаю, благодаря иконописному дару патриарха Илии, удалось сохранить древние иконописные традиции как в храмах, так и в лавках.
Так что это возможно.
dmpershin 24-09-2012-10:18 удалить
Ответ на комментарий KPbJCA # KPbJCA, спасибо за поддержку!
24-09-2012-11:49 удалить
Ответ на комментарий dmpershin #
Исходное сообщение dmpershin
olshananaeva, а чем лучше фрески и иконы с изображениями старца, подписанного "Богом - Отцом"? Безобразные поделки не отменяют уместных. Неканонические или бездарные иконы не упраздняют иконописания как такового. Заборное похабство не перечеркивает высокую русскую словесность, Барков не аннигилирует Пушкина, а Киркоров - Шевчука.


Не иначе профессия накладывает отпечаток, очень-очень редко врачи бывают сентиментальными, а кроме того, как правило врачу очень помогает вИдение художника - ну там изменение цвета кожных покровов, всякие припухлости, так что врачи и становятся очень строгими критиками....
AnatoliyaN 25-09-2012-23:08 удалить
о.Димитрий, здравствуйте! Мы не сумели в библиотеке открыть файл с мультиком, сис.админ сказал, что нужен какой-то специальный кодек... Вы не подскажите какой у Вас установлен?
dmpershin 27-09-2012-11:30 удалить
AnatoliyaN, проигрыватель виндоус медиа (самый обычный)


Комментарии (27): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О заплатках на салопе чудака | dmpershin - иеромонаха Димитрия (Першина) | Лента друзей dmpershin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»