Высоцкий: запретительные мотивы запретительных молитв
31-05-2012 04:33
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Но плевать я хотел
на обузу примет:
у машин есть предел -
у меня его нет.
Вместо "у машин" в оригинале стоит - "у него" - речь идет о военном самолете, от лица летчика которого Владимир Высоцкий распахивает душу (песня "Мы взлетали как утки").
Если расширить смысловой контекст этой строфы до универсального, возникает созвучие с чинопоследованием Оглашения, каковое предшествует Таинству Крещения.
Вопрошает священник крещаемого: "Отреклся ли еси сатаны?"
И отвечает оглашенный или восприемник его: "Отрекохся".
Тоже глаголет священник: "И дуни, и плюни на него".
Плевок - символ, это - пощечина, вызов на дуэль, начало встречного боя за свою душу - в вечности Христовой, а не адской.
А стало быть, христианское отношение к суевериям, приметам очень простое - наплевательское.
Если же вернуться к песне, вопрос вот в чем, случайны ли эти слова в пространстве русской культуры? Только свободный человек может так расправиться со всеми тайными страхами и страхованиями, страшилками и талисманами, совпадениями и ложными надеждами. Но эта свобода - она именно с Неба обрушилась на нас, как ливень - на измученную пустыню. Сошла с Неба и пропитала душу народов, принявших христианство. А потому даже не особо верующий человек знает в глубине своего сердца, что он неподвластен никаким космическим обстоятельствам, сколь бы не соблазнительно было подчинить себя магическому року.
Высоцкий обозначил эту свободу, в которой живет человек христианской культуры. От нас зависит расслышать эту весточку или пройти мимо.
В любом случае, войну с падшими ангелами никто не отменял.
и. Дм. (Першин)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote