"Дядя Ваня" , постановка Кончаловского.
06-11-2009 15:13
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вчера имела счастье посетить предпремьерный показ «Дяди Вани « в театре имени Моссовета. Спектакль настораживал изначально: режиссер Андрон Кончаловский до сох пор не радовал гениальными творениями, а « Дядю Ваню» он ставил двадцать лет назад, многие этот фильм видели. Впрочем, было интересно, почему он решил к этой пьесе вернуться, что его заинтересовало в ней сегодня?
Актерский состав впечатлил и, мягко говоря, удивил : дядя Ваня – Деревянко, Астров – Домогаров, профессор – Филиппенко, Соня – Высоцкая, Елена – Вдовина ( её я не знала, ничего на её счет не предполагала).
Неожиданный и даже ошарашивающий получился спектакль, при том, что он совершенно классичен, «никакого модернизьма, никакого абстакционизьма!»,- как говорил назабвенный герой Вицина.
Но герои! Боже, как они изменились! Достаточно ли сказать, что весь первый акт зал смеялся? Наш юрким и клоунадничающим дядей Ваней, изводящим бедную Елену своими приставаниями, над пребодрым и весьма сексуальноактивным профессором, который больше всего напоминает токующего тетерева, не видящего ничего вокруг, или распустившего хвост павлина, над пьяненькими выходками красавца-Астрова. ( Домогаров немного похудел, слава Богу, и был даже красив, чего в нем давно не наблюдалось).
И профессор этот очень хочет ЖИТЬ, а не прозябать, он хочет наслаждаться жизнью и своей молоденькой женой, поэтому готов сожрать всех окружающих, благо, они сами готовы быть съеденными.
А жена его прекрасна , и умна, и верна, и рассудительна…и несчастна. Но, как и Астров, не носится со своим несчастьем, показывая его каждому, не лелеет свою меланхолию. Просто живет, понимая, что страшно ошиблась в себе и в муже, но честно расплачиваясь за свою ошибку, не пытаясь переложить ответственность за свою несчастливость на других. И дядя Ваня ей нравится, хороший он человек, только бы не приставал со своими глупостями, так и можно было бы жить спокойно, скучно, просто. Если бы не Астров, если бы не Астров…
Он слишком хорош для провинции, слишком свободен для уездного доктора. Человек абсолютной внутренней свободы, артист и в меру циничный человек. Как Домогаров играет! После последнего ( традиционного) похода на «Сирано», в честь закрытия сезона, я чувствовала то же, что чувствовал Дориан Грей к плохо игравшей Сибиле Вэйн. «вы убили мою любовь! Раньше вы волновали мое воображение, — теперь вы не вызываете во мне никакого интереса. Вы мне просто безразличны. Я вас полюбил, потому что вы играли чудесно, потому что я видел в вас талант, потому что вы воплощали в жизнь мечты великих поэтов, облекали в живую, реальную форму бесплотные образы искусства. А теперь все это кончено…. Боже, как я был глуп!.. Каким безумием была моя любовь к вам! Сейчас вы для меня ничто. Я не хочу вас больше видеть. Я никогда и не вспомню о вас, имени вашего не произнесу. Если бы вы могли понять, чем вы были для меня… О господи, да я… Нет, об этом и думать больно. Лучше бы я вас никогда не знал! Вы испортили самое прекрасное в моей жизни. Да ведь без вашего искусства вы — ничто! …А что вы теперь? Третьеразрядная актриса с хорошеньким личиком.» Но в роли Астрова он искупил и оправдал. Я наслаждалась богатством интонаций, виртуозностью, с корой он вел свою роль, чувством партнера, неожиданность решений. Кроме…как всегда, Домогарову совершенно не удаются любовные сцены, уж не знаю, почему. Обе сцены Астрова с Еленой абсолютно провалены. Вдовина, нравившаяся мне весь спектакль, вдруг оказывалась совершенно неуместной, движения ( всё это касается и Домогарова) нелепыми, интонации – фальшивыми.Не только что « НЕ ВЕРЮ!!», но и даже как-то стыдно на это смотреть, словно в спектакле мастеров вдруг появились двое самодеятельных актеров.
Зато самые высокие оценки Юлии Высоцкой. После «Льва зимой» я к ней как к актрисе всерьез не относилась, но она, несомненно, очень выросла. Прекрасная игра, замечательный дуэт со сложным Домогаровым, искренность и простота.
Я уже похвалила Деревянко? Если нет, то это зря. Он замечательно хорош! Уверяю, такого дядю Ваню вы даже не представляли себе, и при этом, полнейшая уместность и естественность. Нравится мне такой чеховский герой: бодрый чудак в первом действии, трагическая, мучительно-одинокая фигура – во втором.
Единственный персонаж, страшно меня раздражавший – нянька, ох, наверно, это квинтэссенция русского народа в видении Кончаловского. Уж до того посконная, до того сермяжная…дальше некуда.
Вообще, этот «Дядя Ваня» - здесь и сейчас. Грохот Триумфальной плщади, транслируемый в перерывах через динамики, картины летящего потока машин, сменяющиеся фотографиями вырубленных лесов : вот это и есть человеческие души. Вырубается в них все живое, те самые «зеленые оазисы» о которых говорит Астров, и заполняется пустота грохотом, вечным полуосмысленным движением куда-то, эгоизмом. Остаются от душ засыхающие пеньки…и ясно, что « мы отдохнем» - потом, потом, не в этом мире, а мире, где небо в алмазах, где шелестят леса и лани тычутся теплым носом в руку.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote