Сирано, или красота как ловушка
28-05-2009 18:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Красота....Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки.
Ведь все герои этой пьесы – в ловушке. В ловушке красоты.
Неважно, какого рода эта красота : красота человека, красота слов или красота души. Ловушка эта – гибельна для всех героев Ростана. Из ловушки этой нет выхода, кроме смерти, ибо красота всесильна, её пленниками становятся навеки, красота безжалостна, и не отпускает своих рабов.
Сирано, гений и храбрец, боготворит красоту Мадлен, не замечая её холодной и пустой души, душевного уродства, изъяна, не понимая, что Роксана, которую он воспевает в своих стихах, ничего общего не имеет с Мадлен, требовательной и эгоистичной, неспособной ценить ничего, кроме внешнего, женщиной, которой важно не чувство, а плетения слов. Красота, та самая, которая выше гения, которая не требует понимания, пленила его.
После смерти Кристиана Сирано не может, не смеет сказать Роксане правду. Благородство и красота души Кристиана, его гибель – требуют от Бержерака молчания. Благородство – превосходная ловушка для благородных людей.
Мадлен в ловушке красоты Кристиана, но хочет, чтобы эта красота доставляла радость не только её глазам, но и её холодному рассудку, ибо сердца у Роксаны нет. Она поймана в сети красоты внешней, но знает, что есть другая красота – красота слов, их соединения, их звучания , и с готовностью отдается в плен тех красот словесных, которые диктует Сирано любовь. Единственное, чего не знает эта красавица – того, что внешнее – лицо и слова – значим куда меньше, чем внутреннее – сердце и душа. Даже если бы в словах не было страсти, она все равно была бы пленена, ибо холодная красота риторики как нельзя более созвучна холодной душе Роксаны. Зачем она приезжает к Кристиану, на передовую, к мужчинам, которые через несколько часов умрут, и отказывается покинуть позиции? Красота подвига, восхищение и желание, их горящие в глазах – как это выглядит? Это прекрасно – Роксана готова пожертвовать скучной жизнью, чтобы увидеть эту красоту смерти. Чтобы быть царицей этих идущих на смерть мужчин. Ave, Caesar! Morituri re salutant! И она слепа: в ловушке красоты слов и лица она не видит ни души Кристиана, его благородного и любящего сердца, ни гения Сирано. Не любовь ей нужна, а красота.
Кристиан – обожает красоту Мадлен, не зная о том, какое холодное сердце ей дано. Он в ловушке – Мадлен не может любить как он, пылко, безрассудно, забывая обо всем. Роксана, вообще, не может любить, она может только рассуждать о любви. И Бержерак с Кристианом поставили ей отличную ловушку : красоту одного и гений другого – превосходная приманка. Но они и сами оказались в своей мышеловке. Что может сделать Кристиан? Только умереть, ибо нет спасения из того, что они с Бержераком сделали, невозможно остаться жить.
Даже булочник, второстепенный персонаж – в ловушке. Красота слов, поэзия пленила его. Он пожертвовал этой красоте и состоянием, и прелестной женой.
Если любая красота –ловушка, стоит ли красота приносимых ей жертв?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote