• Авторизация


Без заголовка 10-02-2008 17:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ostreuss Оригинальное сообщение

Натурализм и эдвардианцы

Под "натурализмом" обычно подразумевают Золя, или философское течение. Однако параллельно литературе натурализм существовал, как течение в живописи. Можно сказать, что это предсмертная песнь реализма.


Отличает его "изжитие" пережитков - высветление гаммы, резкость теней, объёмность.


 


Скажем, Маковский, Перов и Репин в "Бурлаках" - это почти натурализм, однако из-за коричневатости, теплых гамм и традиционных тёмные фонов - всё же "реализм". 


Натурализм поначалу был социально заострён - на бедности, нищете, забастовках, - как и литература натурализма. Один из крупнейших мастеров натурализма - Jean Eugene Buland. Вот в этой картине он ещё здоров похож на нашего Маковского:



[700x533]


.


.


.


.


.




 


Эта его картина отстоит всего на пять лет, а как высветлилась гамма! "Приход агитатора"... М-да... даже тогда во Франции была политическая конкуренция...



[700x647]


.


.


.


.


.






Ещё через десять лет Buland становится почти "гиперреалистом":



[700x539]


 


Самая напряженная и эффектная его картина - "казино" - в посте об азартных играх в живописи.


.


Один из самых известных натуралистов - Жюль Бастьен-Лепаж, чья сельская парочка оккупировала пол-стены в Пушкинском ГМИИ. Вот его лучшая картина:




[356x699]


.


.


.


.


.






Певцом "французского колхоза" был Жюльен Дюпре. Пастушки у него слегка разнятся от пастушек Буше.


 


[700x557]
 


 


 


 


Тривиальная жизнь - вот, что подкупает в картинах натуралистов. Ну где ещё найти правдоподобное изображение старого фотоателье (Bouveret Dagnan)?



[700x498]


.


.


.


.


.




 


Естественно, 14 годами позднее Даньян оказывается под влиянием модерна:



[554x699]


.


.


.


.


.




 


 


 Да и многие художники стран, вступивших в этот момент художественную жизнь, начинали именно с натурализма. Например, слава великого финского импрессиониста Альберта Эдельфельта началась, наверно, с вот этих "Похорон" 1879 года:



[699x407]



 Как видите,всё на месте - высветленная гамма, тяжелый социальный настрой. (Репин, кстати, закончил "Бурлаков" в 1873).


.


.


Точно также, с предельного реализма, начинал крупнейший бельгийский художник - Emile Claus:


 


[700x445]


.


.


.


.


.




 


 


Да и многие "старики" сумели избавиться от старообразности живописной техники. Например, Victor Gabriel Gilbert:



[700x531]


.


.


.


.


.





Один из очень ценимых лично мной художников - Emile Friant (1863-1932). На мой взгляд, это последняя вершина смысловой живописи. То есть, художник имеет острое представление, и подбирает средства, выстраивает картину, что бы передать, что он хочет сказать. Смысл, идущий от Sapiens, а не бесконечное улучшение или трансформация реальности - как сейчас.


Позы, выражения лиц Friant'a точны и "говорящи". Сейчас это достигается фотографией, но он-то идёт из глубин своего мышления:



[700x544]


"Политика"


 


 


 


 


[699x498]


 


"Влюбленные"


 


 


 Натурализм оказался ближе англоязычным сферам, чем импрессионизм. Sir Hubert von Herkomer со своей "Забастовской". От предков у меня даже есть такая дореволюционная открытка:



[282x568]


.


.


.


.


.




 


 Но, в отличие от французской, эта живопись нам плохо известна. А там было множество мастеров - например, ирландец  Stanhope Alexander Forbes:



[700x505]


 


 


Здесь, в англоязычной сфере, остался, вероятно, последний бастион реализма. Особенно упорствовали ирландцы. William Orpen, (1887-1931) оказался очень зубастым, и по сей день не желает уступать занятые им территории в Метрополитен-Мьюзеум и прочих престижных заведениях:



[450x544]



.


.


.


.


.








Многие считают его знаменитым портретистом:



[471x668]



.


.


.


.


.






Он был назначен также официальным художником 1-й мировой войны:



[354x423]



.


.


.


.


.






Да, он не малевал так грубо и яростно, как Отто Дикс. Ну не знаю. Отсутствие всякого торжества в его военных картинах тоже производит впечатление. Ему же заказали и "мир", гигантское полотно наподобие "Заседания генерального штаба" Репина:



[575x699]



.


.


.


.


.






Орпен увлекался и модерном, и остаётся для меня загадкой ("Сцена из Гамлета"):



[700x546]


 


 


Пристыковая его, и последующего George Lambert'a к натурализму, я  ввожу в заблуждение. Это "эдвардианцы", художники эдвардианской эпохи. Социальный подтекст у них исчезает; напротив, им присущ некоторый аристократизм. Однако влияние натурализма очевидно.


И тут мы плавно и величественнро переходим к великим... автралийцам. Да-да, Австралия: George Bell:



[360x301]


.


.


.


.


.







[600x473]


.


.


.


.


.




 


И автралиец же Джордж (по-простому, без титулов и других имён) Ламберт, собственной персоной. Тут он просто как сыр в масле, как "ламбер":



[564x699]


 


 


"Из раннего":



[640x493]


.


.


.


.


.






И "в зените": "Красная шаль", "Белая перчатка",...



[480x604]


.


.


.


.


.






[530x700]


.


.


.


.


.




 


 


...и мисс Хелен Бьюклерк:



[480x612]


 


 


А теперь взглянем на всё в целом. Идея натурализма в том, в чём она была и до того: что жизнь интересна. Поэтому они рисуют рынки, фотоателье, агитаторов, казино и огромный зеркальный зал. Точно также старый голландец в восторге выписывал медный тазик.


Идея импрессионизма: "Посмотрите, как я рисую!"


Я не против импрессионизма. Я не против сюра или абстракции. Да, всё это интересно.


Но пусть бы реализм существовал рядом. Сегодня. Я хочу видеть написанным маслом свой собственный комп, за которым сижу. Мне дорога ностальгия от старого пузатенького слепого мониторчика, и совсем не важно, как он будет написан, какие сочетания красок, и как ловко лягут мазки. 


Зачем же было убивать реализм? Нет, господа, я против выстрелов в упор. 



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Akvarida - Дневник Akvarida | Лента друзей Akvarida / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»