Странные создания, мы - люди. Постоянно придумываем, развиваем разные понятия и категории. Без которых в полнее можно было бы и обойтись… Странно еще и то, что мы еще и толком не можем объяснить, что под этими категориями подразумеваем. Но за них (категории и понятия) держимся, говорим и спорим до «хрипоты» и категорически отказываемся выбросить на помойку за ненадобностью…
Вот, к примеру, есть два таких понятия ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО…
Сколько я ни старался, точного определения «что оно такое и с чем его едят» так и не нашел. Но попытаюсь, просто рассуждая, не утверждая, ссылаясь на различные ситуации, понятия и свои знания раскрыть их с разных точек.
Честь и достоинство - это несуществующее в природе нечто; предположительно оно должно быть у каждого человека. Должны быть одинаковы для всех людей (как например, голова или сердце) – ан нет. Понятия чести и достоинства варьируются в различные времена и у разных народов с точностью до наоборот. Если еще «глубже», в каждой группе, сообществе, фирме… да и мужчин и женщин.
Человек может считаться имеющим "много" чести в одном сообществе и "мало" -- в другом...
И чести, и достоинства вполне может оказаться чересчур много. Слишком много чести - это когда кто-то постоянно лезет в драку по любому «свербежу», а на каждый происк империализма отвечает ударным трудом за те же деньги. Слишком много достоинства - и вот рядом людей убивают, а достойный себе в пупок смотрит, пока его самого в расход не пустят (всевозможные отказы закурить на допросах и перед казнью - тоже проявление достоинства). Варианты, когда у человека слишком много достоинства и слишком мало чести, и напротив - достоинства мало, зато чести по уши - тоже достаточно легко обрисовываются.
В древние времена считалось, что честью и достоинством может обладать только человек дворянского сословия или рыцарь, простолюдины же ни честью, ни достоинством не обладали. Со временем, произошли изменения. Честь и достоинство иногда преподносится как «высшие ценности», ради сохранения которых «и умереть не жалко».
Ниже просто буду приводить различные ситуации, а делать вывод (о чести и достоинстве), принимать или не принимать зависит от каждого из Вас.
Есть мужчины и женщины, и понятие «чести» и «достоинства» - варьируются у людей в зависимости от пола.
Унизить и оскорбить, затронуть честь человека, сравнив (обозвав) его животным.
В Европе сравнить женщину с коровой или змеей означает нарваться на пощечину из-за оскорбления ее «чести» и «достоинства», в Индии же, где корова – священное животное, или в Японии, где змея – издревле уважаемое и почитаемое животное, подобные слова окажутся комплиментом.
На просторах нашего бывшего СССР, страшным оскорблением будет отождествление представительницы прекрасного пола с собакой того же прекрасного пола, но если назвать мужчину кобелем (да еще и с соответствующим выражением типа «ну ты и кобель!»), он не только не обидится, но и весьма возможно, почувствует себя польщенным. И наоборот, сказать женщине что она коза – ей, возможно, будет всего лишь неприятно, (исключая вариант типа «козочка моя длинноногая»), а вот назвать козлом мужчину – ну, держись, гад… Хотя казалось бы – а какая разница?
Бытуем мнение (очень с древних времен), что «честь» девушки – это ее девственная плева и лишение ее, этой самой плевы означало лишить девушку «чести Но в некоторых «диких» народах женщины не забивали свои прелестные головки подобными глупостями и начав половую жизнь, «бесчестными» не считались. Мужчины «цивилизованных» народов предпочитали именно представительниц этих «диких» народов.
Но время шло, и «честь» явно меняла свою дислокацию... Впоследствии стали считать «бесчестными» женщин состоящих в связи с неграми и другими «цветными» гражданами, которые, соответственно, имеют детей с темным цветом кожи, а также женщин, родивших детей при отсутствии мужа. На другом конце земного шара перспективной считалась та невеста, у которой уже есть 1-2-3 ребенка и тут вопрос отцовства никого не волновал.
Также довольно долгое время «бесчестными» считали женщин, самостоятельно зарабатывающих на жизнь тяжким трудом индивидуальной трудовой сексуальной деятельности. Причем, «падшей» и «бесчестной» считалась только женщина, работающая на улице, та же женщина, только перешедшая на постоянную работу к какому то одному (или нескольким) мужчинам именовалась «содержанкой» и относились к ней лучше
А, что сейчас происходит с понятием женской «чести» и «достоинства»: одинокие дамы с цветными детьми пользуются всеобщим почетом и уважением. Проститутки создают свои профсоюзы и пытаются добиться выплаты им пенсий, девушка, не поменявшая до свадьбы пару десятков сексуальных партнеров (причем желательно и своего пола тоже) вызывает скептическую улыбку…
У мужчин «честь» и «достоинство» с одной стороны: четко локализованы в определенных частях тела; с другой – могут распространяться не только на его тело, но и на одежду, имущество, членов семьи и даже на всех представителей его народа.
Мужчина защищает свою честь с помощью дуэли, с помощью кулаков, булыжников, ножей, ручных гранатометов и всего остального, что только сможет подвернуться под руку «обиженной оскорбленности».
Зачастую при таких «разборках» больше шансов выжить оказывается у зоркого и хорошо стреляющего хама и грубияна, чем у его плохо видящего соперника.
Большая часть мужского населения считает себя оскорбленными, если другие люди неодобрительно отзываются об их национальности…
По мнению людей, побывавших в местах лишения свободы, «честь» и «достоинство» мужчины находятся у него эээ… в заднем проходе, и удаляются оттуда путем сексуального воздействия с применением силы. При совершении такого процесса «честь» и «достоинство» возврату не подлежат и утрачиваются бесповоротно. Естественно, ни само утверждение, ни авторитеты, его высказывающие сомнению не подлежат.
В дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой. Очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками.
Если хулиган докапывается к девушке, то постороннему обломать его, рискуя получить от него «люлей» и не рассчитывая заранее, что девушка потом даст - поступок, называемый честью. Если предлагается плюнуть в человека, привязанного к позорному столбу, то отказ человека это сделать - проявление достоинства.
Соответственно, подрыв чести другого человека обычно представляет собой запрет ему что-то делать (её бьют, а ты смотри), а подрыв достоинства - запрет на бездействие (все на партсобрание, и чтобы все были). И, что страшно, подорвать честь и достоинство легко с помощью старой доброй клеветы. Именно она виновата в том, что "честь" и "достоинство" часто загоняют в один и тот же смысл - "то, что может быть порушено клеветой.
Много чести - мало достоинства: «рыцарь», вмешивающийся в драку между супругами- «алкашами».
Мало чести - много достоинства: русский, проходящий мимо кавказцев, заталкивающих девчонку в машину: "и не моё это, брат, дело".
Мы знаем, что нами правят достойнейшие, а рекламируемые товары производят честнейшие. Хотя - между нами говоря – где тут честь и достоинство.
Советское общество развивало честь за счёт достоинства, одновременно сужая зазор между ними… "морального" и "выгодного". При Сталине ударники могли зарабатывать столько же, сколько директора предприятий, то есть "труд - дело чести" тогда было кремом на торте, тем самым "подъёмом людей схожей морали".
А вот когда при Брежневе научных работников на овоще базы гоняли корнеплоды перебирать... Да, именно. Это было банальным унижением достоинства под то же самое "дело чести".
И что мы сейчас имеем, неуправляемое, лавинообразное изменение чести и достоинства в понятие "западла" - вот "западло то-то делать"…Было общество - утрирую - без достоинства, стало общество без чести. Без денег и прыщ не вскочит…пусть дураки спину гнут... и так далее по всем пунктам…
Помимо вышеперечисленного люди считают оскорбленными свои «честь» «достоинство» еще по куче самых разнообразных причин но, думаю, что пора заканчивать наше маленькое исследование.
Честь и Достоинство не являются объективными категориями, это психологические установки - они возникли, менялись и развивались вместе с тем, как менялось само общество, а потому, от них спокойно можно избавиться…
Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека.