Это цитата сообщения
ЭД_из_Сибири Оригинальное сообщениеАНДРЕЙ РУБЛЕВ
О жизни гениального Рублева известно так мало*, что даже десятилетие, приблизительно обозначающее дату его рождения, определяется по косвенным данным. Можно предполагать, что он родился в Центральной России, скорее всего в Московском княжестве, что он происходил из семьи ремесленника ("рубель" - инструмент для накатки кож). Первое упоминание о нем в летописи относится к 1405 г. Там говорится о том, что исполнение росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору ("старцу с Городца") и чернецу Андрею Рублеву. Из этого следует, что он уже успел стать монахом и сменил неизвестное нам, полученное при рождении, имя на имя Андрей. Предполагают, что постригся он в Троицком монастыре при настоятеле Никоне, ученике и преемнике Сергия Радонежского. Росписи Благовещенского собора утрачены, но в иконостасе собора сохранилось 7 икон работы Рублева. Они свидетельствуют о его высоком мастерстве и следовании византийской традиции, в русле которой развивалась русская и кона. К 1408 г. относится второе летописное упоминание - о том, что Рублев с "иконником Данилой" (Даниилом Черным) 25 мая начал расписывать Успенский собор во Владимире. Это единственные сохранившиеся росписи Рублева. В них уже обнаруживается отход от византийской традиции и зарождение традиции чисто русской, для которой характерен не ужас перед Страшным Судом, а надежда на переход из земной жизни в светлую и вечную загробную жизнь и упование на милосердие сострадающего Иисуса Христа. К 1410-м гг. принято относить и 3 иконы "Звенигородского чина" (названного так условно, по месту, где они были найдены): "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". В них, особенно в "Спасе", новая традиция находит свое зрелое воплощение, знаменуя начало золотого века - расцвета русского иконописания. Возможно, что в это время или несколько позднее Рублев написал и "Троицу" - лучшую из русских икон и шедевр мирового искусства. Здесь ему удалось создать настроение душевной гармонии, созвучности трех светлых душ, общающихся в безмолвной беседе друг с другом. Доступная каждому по своему эмоциональному содержанию, "Троица" вместе с тем представляет собой идеальное воплощение сложного богословского содержания; внешне кажущаяся крайне простой, она построена с изощренным композиционным мастерством. "Троица" Рублева стала образцом для громадного множества подражаний и повторений, но ни одно из них не смогло приблизиться к ее уровню. В середине 1420-х гг. Рублев вместе с Даниилом Черным руководил росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Росписи утрачены, а в иконах, сохраняющих печать таланта и мастерства, начинает ощущаться возраст художника. Утрачена и последняя его работа - росписи в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где обитал Рублев и где сейчас находится Музей древнерусского искусства, носящий его имя. В искусстве Рублева выразился перелом в духовной жизни России, приближавшейся после Куликовской битвы (1380) к полному освобождению от татаро-монгольского ига, - надежда на добрые перемены и на согласие людей, вера в высшие ценности бытия. Сам Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было занято только монастырской службой, искусством и размышлениями. Дата его смерти - единственная точная дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как плита погибла. Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти превратился в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и духовного искусства. Однако долгое время его авторитет был лишь слабым отголоском того, давнего почитания: никто толком не знал, какие работы ему точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая работа, как "Троица", за прошедшие годы изменилась неузнаваемо и судить о ее достоинствах стало невозможно. Лишь в XX в. благодаря уси лиям многих исследователей и реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как одного из гениев мирового искусства наполнилось реальным смыслом.
* - надо удивляться скорее тому, что известно хоть что-то. В традиции православной иконописи творец должен был оставаться "за кадром".
Обратите внимание, что первые три фото - фото одной и той же иконы - знаменитой Рублевской Троицы... Вот настолько разные цветовые решения. И дело не только в фотографе, но и в свойствах самих этой и других икон
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи. Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой. Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок. Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет. Альбумин придает желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красо . Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др. Наиболее распространенной яичной темперой является водно-желтковая, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр