|
|
… Тогда не знал никто, никто, Что вдруг случится ужас что… И люди сразу же пришли, Не просто, а на помощь к нам, И выход вскоре мы нашли, Вернее, он нашелся сам. Винни-Пух. Кричалка Когда-то Винни-Пух Алана Александра Милна делал зарядку под сопелки и пыхтелки собственного сочинения: они изрядно облегчали ему это нелегкое, трудоемкое, но добровольное занятие. Наши студенты иногда добавляют в список аккомпанемента к занятиям физкультурой страшилки. Как известно, «страшилка» как жанр – хорошее психотерапевтическое средство, помогающее кому-то выводить на поверхность и изживать тем самым свои страхи, кому-то – добавлять адреналина в тусклое, обыденное существование. Вот только в исполнении старшекурсников они не всегда так позитивны: времена меняются, на смену одним преподавателям приходят другие, меняются учебные планы и программы, изменяются внутренне, наконец, сами преподаватели. А студенты из поколения в поколение переживают одни и те же мифы как насущную, а главное, неотвратимую реальность. И вместо того, чтобы попытаться что-то изменить, покорно – в этом функция мифов и заключается! - повторяют судьбы своих менее в чем-то удачливых предшественников. В числе таковых мифов – занятия физкультурой. Это один из наиболее кровоостанавливающих – в смысле, в жилах, - и леденящих душу мотивов студенческой мифологии. Лично на моей памяти лет пять назад студентка одного оренбургских вузов сдавала отработки в течение нескольких часов, а вечером загремела на операционный стол. Но криминала - по совести говоря, не по закону! - в действиях преподавателя не оказалось: она дотянула до последнего дня сессии и буквально упросила его принять все отработки сразу. Другая студентка рассказывала, как трижды сдавала одни и те же нормативы (отжимания, подтягивания и т.п.) преподавателю, который «ничего не видел», потому что разговаривал в это время с коллегой; после этого недели три каждое движение давалось ей с болью и обидой. Третья – про то, что на них кричат на занятиях физкультурой, унижая человеческое достоинство, обзывают, оскорбляют, в том числе переходя на личности, родителей, фамилии и т.п. Но это, наверное, все-таки частные, единичные случаи. Отрадно отметить, что студентам-журналистам то ли везет с физкультурниками, то ли они у нас люди такие некапризные и отважные: у них проблемы если и бывают, то в индивидуальном порядке. Но в целом и они периодически оказываются носителями-переносчиками мифа о том, что на физкультуре преподаватели творят ужас что, и тут лучше молчать в тряпочку самому – пока ее не пропитали каким-нибудь сильнодействующим раствором. Недавно выяснилось, что девочки одной из групп дотянули до заморозков и снега, занимаясь физкультурой на стадионе и внутренне возмущаясь, но не задав никому из не равнодушных к их судьбам людей вопроса: доколе? Или даже так: что делать? Или: а нас вообще не забыли в снегу? Стоило им задаться этими вопросами, ситуация была разрешена. Не факт, что к обоюдному удовлетворению, но хотя бы они не укрепились в чувстве бессилия перед судьбой, а преподаватель физкультуры перестал «греться» в лучах их неприязни и возмущения. Лично я как педагог думаю, что молчать в тряпочку нужно или когда самому сказать нечего, а у тебя не спрашивают, или пока форму для выражения своих мыслей еще не подобрал. В остальных случаях надо стремиться разрешать проблемы по мере их возникновения, причем решать в цивилизованной форме, без ущерба для достоинства - личного и других людей и стремясь ко всеобщему благу. Как подсказывает опыт, человек, который советует «потерпеть», когда мы загибаемся, любит себя гора-а-здо больше, чем нас: любит свой собственный покой, свое благополучие. И ему, конечно же, удобно стабильное состояние, пусть и – а то и особенно! - ценой нашего страдания: ему меньше достанется страдать. А вообще лучше не верить тем, кто говорит: вы тут ничего не измените. Человек, который искренне желает нам добра, так не скажет, потому что верит в нас и пробуждает в нас самих волю к изменению в лучшую сторону. И наоборот: тот, кому обидно, что «потомкам» легче и радостнее жить, чем ему, всеми силами будет внушать покорность существующему порядку вещей. И нагнетать страхи посредством страшилок. Ирина Телегина. |