| «Рендзю – развлечение крестьян, сёги – удел воинов, го – игра богов» - старинная японская поговорка В мире существует множество логических игр, все они отличаются друг от друга и все одинаково интересны: шахматы, шашки, нарды, преферанс. Но есть игра, которая пришла в Россию совсем недавно, хотя и появилась значительно раньше всех остальных: это го. Го пришло к нам из Азии, а появилось в Китае примерно 4000 лет назад. Согласно одной из легенд её придумал император Яо династии Ся, чтобы развить умственные способности своего недалёкого сына. Существуют разные версии о предназначении игры: по одной из них она была азартной игрой, по другой - представляла собой модель неба (центральные пункты – звёзды, 361 пересечение – число дней в году), и использовалась для гадания. Есть версии, что вейчи (китайское название го) использовалась в качестве календаря. С момента своего появления го была одной из четырёх добродетелей, умений, которыми должен был обладать каждый достойный человек, наряду с игрой на лютне, каллиграфией и живописью. В го играли военачальники и простые люди. Большое развитие го получило в Японии, куда была занесена, скорее всего, из Кореи. Японцы дали вейчи новое название – и-го, но особых изменений в правилах не произвели, даже наоборот – в японских правилах сохранились те китайские, от которых сами китайцы давно отказались. В частности это относится к методу подсчёта конечного результата, тем не менее, большой разницы между современным китайским способом и японским нет. Долгое время игра была под запретом для всех, кроме высшей аристократии, поскольку считалась азартной, но, не взирая на запрет, монахи-буддисты использовали её как одну из духовных практик. Только в 701 году особым указом императора го была признана неазартной. Расцвет го в Японии пришёлся на XVII—XIX века, когда наиболее известные военачальники и правители (Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу) увлеклись игрой, полагая, что она развивает тактические и стратегические способности. В 1588 году был проведён большой турнир между сильнейшими игроками и победителя, Никкая, учителя Ода Нобунага, признали сильнейшим игроком Японии. В XVII веке, когда к власти пришёл Токугава Иэясу, было основано четыре дома (семьи) го – Хонинбо, Иноуэ, Ясуи и Хаяси. Именно тогда появился титул Мейдзин, это был официальный титул Годокоро – наставника императора, главного человека по го в Японии. Во второй половине XIX века начались активные контакты Японии с Западным миром, и игра проникает в Европу и Америку (по некоторым данным, в России го появилось примерно в это же время, но особого развития так и не получила). В самой Японии происходила реставрация Мейдзи, и го была официально признана пережитком прошлого, поддержка домов была прекращена. Многие игроки были призваны в армию, однако матчи и турниры проводились, иногда по-настоящему в боевых условиях. Так, во время партии матча за титул Хонинбо, между Каору Ивамото и Хасимото Утаро, который проводился в пригороде Хиросимы, на город была сброшена атомная бомба и партия вошла в историю как «Партия атомной бомбы». Впрочем, упадок го в Японии происходил недолго. В 1924 году на базе нескольких организаций го-профессионалов была основана японская федерация го — Нихон Киин, которая квалифицировала игроков, проводила турниры. Одним из известных поклонников го на Западе являлся чемпион мира по шахматам Эмануил Ласкер, который вместе со своим однофамильцем Эдвардом Ласкером создал первый в Европе го-клуб. Существует забавная легенда о том, что Ласкеры решили, что достигли высот в го и, когда к ним в клуб пришёл японский любитель, предложили ему партию. Японец дал им максимальную фору в девять камней и выиграл. Ласкеры почесали затылки и решили, что ошибались в своём уровне. В Корее бадук (корейское название го) резко начал развиваться в 1980-х годах и стиль игры Корейский профессионалов некоторые называли безумием, по сравнению с размеренным стилем японцев. Тем не менее, вот уже несколько лет Корея занимает первые места в мировом рейтинге. В России го получила развитие только в 1965 году, когда в Ленинграде под руководством Юрия Филатова в ДК имени Ленсовета появилась секция по го и проведён первый в стране турнир. В 1975 году в журнале «Наука и жизнь» Валерий Асташкин и Георгий Нилов опубликовали серию статей и задач по го. Это и явилось главным толчком к развитию го в стране. Создавались любительские объединения, проводились турниры. До конца 1970-х годов гошники добивались официального признания го наравне с шахматами и шашками, но это так и не удалось, и к 1980-му году популярность спала. В 1989 году наконец появилась Федерация го СССР и игра стала признанным видом спорта. В настоящее время правопреемником этой федерации является Российская федерация го (бадук). У нас всего два профессионала – Александр Динерштейн и Светлана Шикшина, они имеют первый профессиональный дан (квалифицировались в Корее), однако Россия является чемпионом Европы по го. Вторую волну популярности го у нас в стране пережило благодаря очень интересному аниме о го – «Hikaru no Go», таким образом «новые гошники» чаще всего сейчас – анимешники. Правила игры. Правила го очень просты, но вместе с тем эта игра сложнее шахмат. Компьютер до сих пор не может играть сильнее любителя. В 1997 году на ежегодной конференции Американской ассоциации искусственного интеллекта, проводился турнир между программами, играющими в настольные игры, и людьми. Американка Дженис Ким, профессионалка го играла партию с лучшей на тот момент программой и дала компьютеру фору в 25 камней (примерно одно и тоже, что и в шахматах дать ферзя и двух ладей) и выиграла. Компьютер играл в силу не больше 17 кю, вместо заявленных разработчиками 3 кю. Сложность освоения го компьютерами возникает прежде всего из-за количества вариантов ходов – лишь вариантов первого хода уже 361, когда как в шахматах их 20. Дерево вариантов растёт гораздо существеннее – в шахматах после четвёртого хода возникает порядка ста тысяч вариантов, а в го – больше шестнадцати миллионов. Не меньшую сложность вызывает оценка ситуации. Компьютеру доступны пока только простейшие критерии качества позиции. Таким образом, электронный мозг ещё не скоро сможет победить человека в го. Ниже приведены основные японские правила, самые распространённые. 1.Игра начинается на пустой доске 19х19. 2.Камни ставят на пересечения и не двигают с места. 3.Цель игры – окружить как можно большую территорию своими камнями. 4.Первыми ходят чёрные. Белым даётся компенсация в виде 6,5 очков. 5.Камень или группу камней можно снять с доски, в случае, если у него (у неё) не осталось степеней свободы. 6.Побеждает тот, у кого в сумме больше территория и число съеденных камней. 7.Правило Ко. О нём можно пока не упоминать :) Где можно научиться играть? Существуют различные сервера, где играют и учат играть, самые известные: Kiseido Go Server – http://gokgs.com CyberOro - http://world.cyberoro.com Dragon Go Server http://dragongoserver.net (множество языков, в том числе английский и русский) — пошаговая игра в го http://playgo.to/interactive/russian/ - интерактивное введение в го. http://forum.kido.com.ru//read.php?22,38439 – тема про го в Оренбурге на всероссийском форуме Кидо. В Оренбурге го-движение пока только набирает обороты, но вы уже можете принять участие в нём и научиться играть, мы ждём вас! (по вопросам обучения можно обратиться и ко мне) |