В последнее время Европа проявляет живой интерес к русской классической литературе. Ни один европеец не может назвать себя образованным, не прочитав «Преступление и наказание» или «Доктора Живаго». А кинематограф подхватывает это течение. И с каждым годом зрителю представляют все больше экранизаций нашей классики. Не ускользнуло от иностранных кинематографистов и «наше все» - великое произведение Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Экранизация этого романа – мечта любого режиссера. Однако не каждый возьмется за столь нелегкую работу – уместить в несколько часов события всех четырех томов. Было предпринято всего три попытки сделать это. Первым, еще в начале прошлого века замахнулся на Толстого Голливуд и преподнес вполне сносную, хоть и упрощенную версию «В и М», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Вторым был Сергей Бондарчук, в 1967 году снявший 6,5-часовой фильм, который, кстати сказать, получил заслуженного Оскара. И вот спустя 40 лет после последней попытки экранизировать бессмертный роман, на суд зрителя представлен новый телевизионный проект, беспрецедентный по масштабам и бюджету, который составил 26 миллионов евро. Съемки картины продолжались два года силами шести стран: Италии, Франции, России, Германии, Польши и Испании. Снимали фильм по всей Европе, отыскивая подходящие здания 19 в. и первозданные пейзажи. За это время были отсняты 15 тыс. эпизодов, использованы 5 тыс. костюмов. В батальных сценах приняли участие 15 тыс. человек массовки и 1500 каскадеров. Хронометраж каждой серии, а их всего четыре, составляет полтора часа. Инициатором съемок выступила не Россия, а Италия в лице киногруппы «Lux Vide», которая долго добивалась права на экранизацию. И добились же. Однако режиссером картины стал румынский режиссер Роберт Дорнхельм, а все актеры изъяснялись исключительно на английском языке. Съемочная группа была интернациональная, но большая часть актеров все же представлена итальянцами. Но и русским актерам досталось место в фильме: роль императора Александра I воплотил Игорь Костолевский, Николеньку Ростова сыграл Дмитрий Исаев, а роль фельдмаршала Кутузова блистательно исполнил Владимир Ильин. Главные роли разделили между собой представители Италии, Германии и Франции. В роли Андрея Болконского предстал красавец-мужчина Алессио Бони, очень напоминающий своего предшественника Вячеслава Тихонова, Пьера Безухова сыграл Александр Бейер, известный нам по фильму «Гуд бай, Ленин!», а главной неожиданностью стало то, что на роль Наташи Ростовой взяли француженку Клеменс Поэзи, незадолго до этого появившейся в четвертом фильме о «Гарри Поттере». Непонятно, чем был продиктован такой выбор режиссера, однако в нашем понимании Наташа никак не может быть блондинкой с голубыми глазами. Кстати, о неточностях, а их в фильме немало. Скажем, дамы преспокойно ездят в мужском седле, не беспокоясь о том, что для того времени это неприлично, на первом балу Наташи Ростовой играет вальс Чайковского, который никак не мог написать его в то время, ведь родился композитор только в 1840 году, а встреча Александра I с Наполеоном проходит тет-а-тет, без свиты, в то время как на самом деле каждый из двух императоров пытался всеми правдами и неправдами доказать свое преимущество перед другим. Все эти «ляпы» говорят лишь об одном – о том, что русскую классику должны снимать русские. Понятно, что итальянцам не важны такие «мелочи», как соответствие сюжету и историческим событиям. И не только итальянцам. Сегодняшний ритм жизни уменьшает количество личного времени, его не хватает на то, чтобы читать, тем более такие большие произведения, как «Война и Мир». Эту тенденцию поддерживают зарубежные издательства, печатающие вольные переводы Толстого объемом в 800 страниц. Отсюда сторонний взгляд на русскую классику. К слову, ни один из актеров, исполняющих главные роли в фильме, не читал «В и М», кроме Александра Бейера. Конечно, фильм получился интересный (это ведь Толстой, как его не переписывай), красочный, со спецэффектами, да и актеры старались, в большинстве своем. Но как бы не старался заграничный режиссер, нет здесь русского духа, и Русью здесь не пахнет. Чернова Светлана |