Фильм основан на событиях, происходящих во время Смуты, начиная с правления Бориса Годунова и заканчивая тем, что в России началось правление династии Романовых. Перед нами раскрываются батальные сцены, которые поражают своей мощностью и увлекательным действием. Так же был отлично подобран состав актеров, которые донесли до зрителя идею этого фильма. Что ж фильм довольно тяжелый для восприятия, ведь период показан кровавый и жестокий. Смута не отличалась спокойным течением. Народу доставалось больше всех и поэтому тишину и покой в государстве, а так же и царя они заслужили. Из всей семьи Годуновых в живых осталась Ксения Годунова, благодаря полякам, которые в дальнейшем использовали ее ради захвата российского престола. Виолета Давыдовская, сыгравшая роль Ксении Годуновой была на среднем уровне и ожиданий не оправдала. Весь фильм она находилась в полусне, от какого- то препарата, который ей давали, чтоб она спала и ничему не могла помешать. Затем поляки ей угрожали расправой над ее дочерью, что тоже не давало ей никаких возможностей сбежать. То есть этот персонаж был заперт на протяжении всего фильма, а в конце Ксения была отослана в монастырь за то, что вроде бы приняла другую веру. Но это еще маленький рассказ из всей игры актеров и сюжетной линии, эпизодов и батальных сцен. Главный герой – Андрюшка, который был замаскирован под Уила Тернера с банданой на голове, спасал Ксению от поляков. Владел мечом он очень ловко, хотя и походил на пирата. Его этому обучил «гишпанский» кабальер. После смерти он являлся Андрею и всячески помогал на протяжении фильма. Самыми удачно сыгранными героями были: князь Пожарский – Михаил Пореченков, воевода Минин – Марат Башаров, Старец – Валерий Золотухин и татарин – Артур Смолянинов. Игра этих актеров оправдывает весь фильм. Юмор воеводы Минина и татарина скрашивает этот тяжелый для восприятия фильм. Чего только стоят высказывания воеводы: «Пошла Настя по ненастьям», «Черна коровка, да молоко беленько». Ужимки и улыбки татарина добавили позитивную нотку. Эти весьма интересные приемы у Смолянинова остались после фильма «Жара». Суровость и рвение к спасению Руси - это все отразил князь Пожарский. В фильме так же показан символизм, который воплощает в себе маленькая божья коровка. С начала она сидит на книги у Старца в исполнении Золотухина, а затем с благословением улетает и садится на кольчугу волевого князя Пожарского в исполнении Пареченкова. И он просит божью коровку о хлебе, как мы обычно делали это в детстве, когда она садилась к нам на ладонь: «Божья коровка принеси мне хлеба». И тут же показывается батальная сцена. И это заставляет задуматься, что такое маленькое существо может принести благословение на победу в самой страшной битве. Эта связь между Старцем и князем Пожарским явилась в образе божьей коровке. Если у главных героев возникали вопросы, то советы им давал старец, который решил повесить на себя железный крест с цепями и не снимать его до тех пор, пока не закончится Смута. Он мог посоветовать многое, но главное не то что он посоветовал, а то, что услышали те, кто задавал ему вопросы. Валерия Золотухина я не сразу узнала в роли старца с длинной белой бородой. Его мудрый взгляд и стойкость поражали тем, что он терпеливо выстоял все то время пока длился семилетний период Смуты, а для нас это 2ч 20мин т.е. весь фильм. Главным действием была битва поляков и русских возле крепости, где находилась Ксения Годунова. Холоп Андрейка смог вырвать ее из лап поляков и увести с собой. Битва ради женщины напоминает фильм Троя. Но я сейчас не об этом! В отсутствии князя Пожарского всем управлял воевода Минин и холоп Андрейка. Любыми способами они пытались сдерживать врага, и им это удалось. Но потом поляки с помощью угроз все же заполучили царевну и двинулись на Москву. Все оборонявшиеся обвинили в этом провале холопа Андрейку, но на его сторону вступил Минин. Минин объясняет то, что хоть враг и заполучил царевну все-таки русский народ смог нанести ущерб полякам и что враг понес достаточные потери. То есть маленькая крепость смогла внести свою лепту в победу под Москвой. И слова Башарова т.е. воеводы Минина: «А из малого выходит великое» - наталкивает на мысль о том что, нанеся небольшой, но все таки значимый урон, русские смогли одержать победу и при чем великую. Битву под Москвой так и не показали, ограничившись всего лишь вставками предложений из учебника по истории: «Битва под Москвой продолжалась три дня и три ночи» «Кремль осадили и выбили захватчиков» Вся армия поляков была разбита. Во время фильма мы можем услышать, как маленькие дети, указывая на отряд поляков, говорили: «Мама, ангелы!» На самом деле это костюмы, т.е. крылья, приделанные к доспехам, создавали видимость этих, рвавшихся к престолу мнимых ангелов. Ангелами этих захватчиков не назовешь! Конец фильма означал восшествие на престол Романова и правление этой династии, еще долгие годы. Однако, перед этим решением было показано, как бояре хотели посадить на престол Андрейку, который притворился «гишпанцем», но этого не случилось так как открылась правда о том, что он обыкновенный холоп. Ксения уходит в монастырь, поляки проигрывают, и Русь получила нового царя. Конец Смуте! Весьма интересная интерпретация истории! Хотя немного отклонился сюжет от того времени, но посмотреть Смуту в новой экранизации стоит того. Историю в массы! Надеюсь увидеть продолжение, т.е. уже историю Династии Романовых или еще что-то в этом роде. |